Совершение таинства отпуст

Совершение таинства отпуст

Священник после пения «Слава, и ныне», «Господи, помилуй», «Благослови» произносит отпуст: Воскресы΄й из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистый Своея΄ Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоустаго (или: иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския) и святаго (храма и дня), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

а) В седмичные дни после Антипасхи до отдания Пасхи принято произносить воскресный отпуст «Воскресый из мертвых…» с упоминанием имени святого, егоже есть день.

б) В отдание Пасхи произносится пасхальный отпуст (с Крестом в руках).

в) В двунадесятые Господни праздники и до их отдания обычно произносится праздничный отпуст, если попразднство или отдание не совпадают с воскресеньем.

г) В Великую субботу — отпуст обычный, не воскресный.

По отпусте хор поет многолетие: Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек) митрополита (или: архиепископа, или: епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.

По обычаю перед отпустом священник берет Крест с престола и после отпуста, осенив Крестом оба лика и народ и сам поцеловав Крест, дает его для целования молящимся. По целовании священник опять осеняет Крестом народ и возвращается в алтарь, причем царские врата и завеса закрываются.

В дни Светлой седмицы и в день отдания Пасхи по отпусте священник, осеняя Крестом на три страны, возглашает: «Христос воскресе!» (трижды), на что молящиеся, осеняя себя крестным знамением, отвечают: «Воистину воскресе!» Хор также поет «Христос воскресе…» (трижды), заканчивая словами: «И нам дарова́ живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению». Или хор поет: «Воистину воскресе!» (трижды).

По отпусте и многолетии священник, вернувшись в алтарь, если служит без диакона, сам потребляет Святые Дары, а при служении с диаконом произносит трижды: «Слава Тебе, Боже…» и читает благодарственные молитвы по причащении, затем «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш…» и отпустительный тропарь.

На литургии св. Иоанна Златоуста

(глас 8-й):

Уст Твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети΄: не сребролюбия ми΄рови сокровища сниска́, высоту нам смиренномудрия показа́. Но твоими словесы΄ наказу́я, отче Иоанне Златоу́сте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

«Слава», кондак, глас 6-й, подобен «Еже о нас….»

От небес приял еси Божественную благодать и твои΄ма устна́ма вся учи΄ши поклонятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя, еси бо наставник, яко Божественная явля΄я.

На литургии св. Василия Великого:

Во всю землю изы΄де вещание твое, яко приемшую слово твое, имже благолепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украси΄л еси, царское священие, отче преподобие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

«Слава», кондак, глас 4-й, подобен «Явился еси…»

«И ныне», Богородичен:

Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не пре́зри грешных молений гласы. Но предвари΄, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори΄ на молитву и потщи΄ся на умоление, предстательствующи при΄сно, Богородице, чтущих Тя.

Господи, помилуй (12 раз). Честнейшую Херувим.., Слава, и ныне. Далее священник творит отпуст малый и изодеяется от священных одежд.

Диакон после потребления Святых Даров, как и священник, читает молитвы по причащении, снимает священные одежды и убирает в надлежащее место все священные сосуды и облачения.

Окончив Божественную службу, священнослужители умывают руки и после поклонения престолу исходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию.

Email рассылкаTelegram

Читайте также

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here