Великий Четверг Страстной седмицы

Великий Четверг Страстной седмицы

Утреня. Начало обычное. «Аллилуиа», глас 8-й, и тропарь, глас тот же:

«Егда́ сла́внии ученицы΄ на умовении ве́чери просвеща́хуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием неду́говав омрача́шеся и беззаконным судия΄м Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе» (трижды). Кафизмы нет. После окончания тропаря открываются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию». Евангелие — Лк., зач. 108, от полу́. «Приближа́шеся праздник опресно́к» без преступки (конец в зач. 109: «По Нем же идо́ша ученицы Его»). Чтец — псалом 50-й. Молитву «Спаси, Боже, люди Твоя» не глаголем, но сразу канон, глас 6-й, творение святого Космы Манумского «Сече́ное сечется», ирмосы — по дважды, тропари на 6 с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни — катавасия, ирмос данной песни. По 3-й песни — ектения и седальны. По 6-й песни — ектения. Кондак, глас 2-й:

«Хлеб прием в ру́це предатель, сокровенно ты΄я простирает и приемлет це́ну создавшаго Свои΄ма рука́ма человека: и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец», и икос.

«Честнейшую» не поем, но ирмос 9-й песни «Странствия Владычня». Ексапостиларий — «Чертог Твой» (трижды). Стихиры хвалитные на 4. «Слава, и ныне» — «Егоже проповеда Агнца». «Тебе слава подобает» не глаголем, но чтец — «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения просительная. Стихиры на стиховне, глас 8-й, с особыми припевами. «Благо есть». По Трисвятом — тропарь «Егда славнии ученицы΄» и сугубая ектения. По возгласе — «Премудрость», «Сый благословен», «Утверди, Боже» и 1-й час.

На 1-м часе — тропарь «Егда славнии ученицы΄». После Богородична — тропарь пророчества. 1-й прокимен, глас 1-й: «Да разумеют язы΄цы, яко Имя Тебе Господь». Паримия. 2-й прокимен, глас 8-й: «Помоли΄теся и воздадите Господеви, Богу нашему». «Стопы моя» без пения. По Трисвятом — кондак Триоди, и прочее по обычаю.

Отпуст — «Иже за превосходящую благость путь добре́йший смирения показа́вый, внегда́ умыти ноги учеником, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует…» (святые храма и дня не поминаются).

Часы 3-й, 6-й и 9-й. Тропарь на всех часах — «Егда славнии». По Трисвятом кондак «Хлеб прием».

На изобразительных Блаженна скоро, без пения. «Помяни нас, Господи», «Лик Небесный», «Верую», «Ослаби, остави», «Отче наш». Кондак — «Хлеб прием», «Господи, помилуй» (40 раз) и молитва «Всесвятая Троице». Отпуст «Грядый Господь на вольную страсть».

См. «Подобает ведати, яко лити΄я за упокой в притворе не бывает до Недели Фомины» (Типикон, Великий четверток, 1-е «Зри»). Соответственно этому указанию Типикона во все последующие дни Страстной и Пасхальной седмиц не должно произносить заупокойных ектений и не совершать никаких поминовений усопших, кроме тайного на проскомидии и на Литургии. Не совершаются ни панихиды, ни литии.

Входные молитвы священнослужители совершают перед началом часов, и проскомидия совершается во время пения стихир на «Господи, воззвах». Но если будет много просфор, она может быть начата во время часов и закончена во время пения «Господи, воззвах».

Литургия святого Василия Великого начинается вечерней. Возглас «Благословено Царство». Чтец — «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный» и прочее. Псалом 103-й. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры — на 10, «Слава, и ныне», глас 6-й. «Рождение ехи΄днов воистину Иуда». Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя». Паримия. Прокимен «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя». Две паримии. На чтение паримий царские врата затворяются. Малая ектения. Возглас «Яко Свят еси, Боже наш», Трисвятое. Прокимен, глас 7-й — «Кня΄зи лю΄дстии собра́шася вку́пе на Господа и на Христа Его». Стих «Вску́ю шата́шася язы΄цы и людие поучи΄шася тщетным». Апостол — Кор., зам. 149. Евангелие — Мф., зач. 107: «Рече Господь Своим учеником: весте, яко по двою΄ дню Пасха будет». Далее по чину Литургия святого Василия Великого. Вместо Херувимской песни — «Ве́чери Твоея Тайныя» (трижды): дважды до перенесения Святых Даров (без «Аллилуиа»), 3-й раз, после перенесения Даров — с «Аллилуиа». За «Достойно» — ирмос «Странствия Владычня». Вместо причастна, во время причащения и вместо «Да исполнятся» — «Вечери Твоея Тайныя». «Аллилуиа» (трижды)

Отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показа́вый, внегда́ умыти ноги учеником, даже до Креста и погребения снизше́дый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет…»

На трапезе разрешается ястие с растительным маслом.

Повечерие малое. На нем трипеснец, глас 8-й. По Трисвятом — кондак, глас 8-й — «Нас ради Распятаго». Отпуст малый.

Ради умилительного трипеснца повечерие не следует опускать и в том случае, когда последование Святых Страстей совершается в Великий Четверг вечером.

Email рассылкаTelegram

Читайте также

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here