Православные молитвы

Литургия по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого
II. Литургия оглашенных

Малый вход

Во время пения 3-го антифона или Блаженн (если день воскресный или праздничный) отверзаются царские врата. Священник и диакон, стоящие пред престолом, совершают троекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие и престол, а диакон - престол. Затем священник берет Евангелие, подает его диакону, и оба идут, обходя престол с правой стороны и со стороны горнего места, на солею северными дверьми, в предношении свещеносцем свечи.

Диакон несет Евангелие в обеих руках. Став на обычном месте на солее оба преклоняют главы, и диакон тихо произносит: "Господу помолимся", а священник читает про себя молитву входа, в которой просит Господа, чтобы Он со входом священнослужителей сотворил и вход ангелов, им сослужащих и сославословящих Божию благость:

Владыко Господи, Боже наш, уста́вивый на небесе́х чи΄ны и воинства ангел и архангел в служении Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужа́щих нам и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой орарь и показуя правой рукой к востоку, говорит священнику: Благослови, владыко, святый вход.

Священник, благословляя, произносит: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.

После этого диакон подает священнику целовать Святое Евангелие и, поцеловав руку священника, придержа́щую Евангелие, кланяется священнику.

По окончании пения антифонов диакон, стоя впереди священника пред царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест, и велегласно произносит: Премудрость, про́сти.

Словом "Премудрость" молящимся дается указание о высоком значении и глубокой содержательности (премудрости) следующего далее пения и чтения, а словом "про́сти" (стойте прямо!) внушается стоять в это время с особенным благоговением и вниманием, чтобы уразуметь в молитвословиях и священнодействиях литургии сокровенную в них Божию Премудрость.

Хор: Приидите, поклони΄мся и припаде́м ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресы΄й из мертвых (в воскресенье), поющия Ти: аллилуиа (единожды).

1. В дни пения праздничных антифонов, а также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа после "Премудрость, про́сти" диакон произносит еще "входное", то есть стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к праздничному событию, выражающий благоговейное приветствие Церкви Сыну Божию.

2. После входного стиха не поется "Приидите, поклонимся...", а поются тропарь и кондак празднику.

3. Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь и одновременно торжественным выражением ближайшего общения верующих - в лице священнослужителей, входящих в алтарь,- с своим Господом, особенного приближения к Нему, невидимо присутствующему на престоле, для принесения Ему жертвы хвалы и благодарения.

4. Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: "Приидите, поклони΄мся..."

5. В седмичные дни вместо "воскресы΄й из мертвых..." поется "во святых Дивен сый...", а в праздники Богородичные (по распространенной практике, не подтверждаемой, однако, Уставом): "Молитвами Богородицы..."; в попразднства Господних праздников, например Рождества Христова: "...рождейся от Девы...", Крещения Господня: "...во Иордане крести΄выйся..." и т. д.

Священнослужители во время пения "Приидите, поклонимся..." входят в алтарь, диакон полагает Евангелие на престол. Священник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку царских врат, обращается лицом к западу, благословляет свещеносца, целует такую же икону Богоматери у царских врат и, войдя в алтарь, целует престол.

Хор поет тропари и кондаки.

1. Вход с Евангелием называется малым, в отличие от великого входа, бывающего на литургии верных, когда совершается перенесение Честных Даров с жертвенника на престол.

2. Кондак и тропарь - песнопения, кратко и образно выражающие сущность праздника или жизнь святого. (Кроме того, кондак выражает и похвалу святому.)

Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе (глава 52, а также главы 2, 3, 4, 5, 12, 13, 15). Например, "Аще в неделю случится святый с бдением": тропарь воскресен и Богородице (если храм Ее) и святому, далее - кондак воскресен; на "Слава" - кондак святому; на "И ныне" - кондак Богородице (храма).

В воскресные и праздничные дни петь кондак "Со святыми упокой" не положено. Не полагается также во время пения тропарей и кондаков возглашать "Во блаженном успении" и петь "вечную память",- это можно сделать по заамвонной молитве или, лучше, на панихиде.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы