Православные молитвы

Литургия по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого
II. Литургия оглашенных

Чтение Апостола и Евангелия

В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на горнем месте, чтец получает от него благословение на чтение Апостола [1].

Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми возглашениями.

Диакон возгласно произносит: Вонмем (будем внимательны).

Священник с горнего места, благословляя молящихся, говорит: Мир всем (как необходимое условие для слушания слова Божия).

Чтец: И духови твоему (то есть: и тебе также мы желаем мира).

Диакон: Премудрость (будем внимательны, ибо следуемое чтение - премудрость).

Чтец и хор: Прокимен, например, воскресный 1-го гласа: Буди, Господи, милость Твоя на нас, я΄коже упова́хом на Тя.

1. Прокимном (греч. προχείμενον - "предлежащий") называется краткий стих, предшествующий чтению Священного Писания и взятый обычно из стихов псалма, применительно к суточному или праздничному богослужению; он указывает на содержание последующего чтения или на сущность праздника.

2. Прокимен сполна поется дважды, а в третий раз первая половина прокимна произносится чтецом, а вторая поется хором.

3. Если положено петь два прокимна, то первый поется дважды, а второй - один раз.

4. В воскресные дни поется прокимен воскресный рядового гласа. Если случится в воскресенье двунадесятый Господний праздник, то поется только прокимен празднику.

5. Если же в воскресенье случится Богородичный праздник или нарочитого святого, или отдание двунадесятого праздника, то прокимен воскресный поется дважды и празднику - один раз.

6. В седмичные дни поется или один прокимен дню, или прокимен дню и святому, или же один прокимен празднику (двунадесятому); причем когда поется прокимен дню и святому, то в субботу сначала дважды поется прокимен святому, а потом один раз дню, в остальные дни седмицы,- наоборот: сначала - дню (дважды), а потом (один раз) - святому. (Прокимны содержатся в конце Служебника и Апостола, а также в Минее, Триоди и Октоихе.)

После пения прокимна диакон возглашает: Премудрость.

Чтец: К Римляном Послания святаго апостола Павла чтение, или: Соборнаго Послания Иаковля чтение; или: Деяний святых апостол чтение и т. д. (смотря по тому, какое чтение положено).

Диакон: Вонмем.

Чтец читает Апостол.

Чтение Апостола изображает проповедь апостолов по городам и весям, куда они были посланы Спасителем.

Если Апостол читается из Деяний апостолов, то он предваряется словами: "Во дни оны..."; если же из посланий апостола Павла к Церквам, то начинается словом: "Братие..."; если - из Пастырских его посланий, то: "Чадо Тимофее..." или "Чадо Тите..."; если из Соборных посланий, то большей частью: "Возлюбленнии...", иногда "Братие..."

Во время чтения Апостола и пения аллилуиария диакон, взяв кадильницу и получив благословение на каждение от священника, кадит престол, алтарь, иконостас, а также священника, затем читающего Апостол, лик (хор) и всех молящихся. Для каждения иконостаса, затем чтеца и молящихся диакон выходит из алтаря царскими вратами. Это каждение фимиама совершается в знаменование благодати Святаго Духа, которая сходит в сердца молящихся, с благоговением слушающих слово Божие. По утвердившейся практике каждение совершается во время чтения самого Апостола. Но правильнее кадить аллилуиарии, который является своего рода прокимном к Евангелию. Поэтому и возглашать стихи аллилуиария и петь "Аллилуиа" надлежит возгласно и торжественно. Как пред чтением Апостола поется прокимен, так пред чтением Евангелия на литургии поется "Аллилуиа". "Аллилуиа" есть песнь, прославляющая Господа и возвещающая о пришествии Его на землю.

Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места, как равный апостолам по благодати учительства.

Священник (по прочтении Апостола): Мир ти.

Чтец: И духови твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец и хор: Аллилуиа (трижды).

Чтец велегласно читает аллилуиарий, а хор поет "Аллилуиа" после каждого стиха.

Во время пения аллилуиария перед чтением Евангелия священник тайно читает молитву (испрашивая у Бога для себя и молящихся разумения евангельских слов, страха блаженных заповедей - к попранию похотей и утверждению в духовной жизни):

Возсия΄й в сердца́х наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленныя на́ша отве́рзи очи, во евангельских Твоих пропове́даний разумение: вложи΄ в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да, плотски΄я по́хоти вся поправше, духовное жительство про́йдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и му́дрствующе, и деюще.

Ты бо еси Просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По прочтении священником молитвы пред Евангелием диакон подходит к нему, преклоняет главу и, показуя орарем на Евангелие (на престоле), говорит тихо священнику:

Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя рек евангелиста читаемого Евангелия).

Священник, благословляя его, произносит тихо: "Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествующему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

С этими словами он передает диакону Евангелие и снова отходит к горнему месту. Диакон, сказав: Аминь, поклоняется Евангелию и, принимая Евангелие из рук священника, целует руку священника. Евангелие диакон обносит вокруг престола чрез горнее место (на горнем месте он останавливается и подает Евангелие для целования предстоятелю) и царскими вратами выносит на амвон, где для чтения Евангелия поставляется аналой. (Однако, при чтении "Благослови, владыко, благовестителя..." и "Бог молитвами..." в алтаре, правильнее было бы выносить Евангелие на амвон прямо чрез царские врата, не обходя престол.) На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой постилает на аналое конец ораря, полагает на него Евангелие и раскрывает его.

Перед диаконом, несущим Евангелие, идет свещеносец со свечой и становится с ней у аналоя, а хор заканчивает аллилуиарий.

1. В воскресные и праздничные дни диакон, приняв от предстоятеля Евангелие и по обычаю сделав выход с ним на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и, держа его обеими руками, на амвоне возглашает: "Благослови, владыко, благовестителя...", преклоняя на руки главу и оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места вслух молящихся произносит: "Бог, молитвами святаго, славнаго..." и благословляет диакона. Диакон говорит: Аминь, полагает Евангелие на аналое и раскрывает его для чтения.

Если служба совершается соборне, то предстоятель стоит на горнем месте, второй священник подает Евангелие диакону, который несет Евангелие чрез горнее место, дав его целовать предстоятелю, и исходит на амвон.

Если служит один священник без диакона, то он читает Евангелие на престоле и по окончании чтения поставляет Евангелие на горней стране престола. Возглашения "Благослови, владыко" и "Бог молитвами..." при этом опускаются.

2. Слова "силою многою..." заключают моление о ниспослании силы свыше к действительному и благоуспешному принятию в cepдца́ молящихся евангельского благовестия.

3. За чтением Апостола следует чтение на амвоне Евангелия, изображающее проповедь Самого Господа Иисуса Христа народу. Зажженная свеча знаменует свет евангельского учения.

4. На литургии в Великую субботу поется не "Аллилуиа", а на 7-й глас стих 81-го псалма: "Воскресни΄, Боже, суди΄ земли, яко Ты насле́диши во всех языцех". (Во время этого пения священнослужители переоблачаются в светлые одежды.)

Священник, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к молящимся, произносит: Премудрость, про́сти, услышим Святаго Евангелия. Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: От Матфея Святаго Евангелия чтение (или из другого евангелиста,- смотря по тому, из какого Евангелия положено чтение).

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Священник: Вонмем.

1. Если служат два диакона, то диакон, который не читает Евангелие, произносит: "Премудрость, про́сти" и "Вонмем".

2. Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры; надевают же их по прочтении Евангелия и остаются в них до начала Херувимской песни. Затем снова надевают во время произнесения диаконом ектении "Прости, прии΄мше..." и остаются в них до конца литургии (кроме времени чтения заамвонной молитвы).

Диакон читает Евангелие.

Во время чтения Евангелия священнослужители и народ стоят с преклоненными главами, в знак глубокого благоговения к слову Божию.

Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону: Мир ти, благовествующему.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

По окончании чтения Евангелия диакон целует его, закрывает, берет его и орарь с аналоя (тремя перстами правой руки), подносит Евангелие к царским вратам и передает его священнику, целуя его руку.

Священник, приняв Евангелие, целует его и поставляет на горней стране престола, выше антиминса. Далее он благословляет священосца, и закрываются царские врата.

  1. Посвященный в стихарь читает Апостол на амвоне, иной чтец - за амвоном ^

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы