Православные молитвы

Литургия по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого
Совершение таинства

Причащение священнослужителей

После "Един Свят..." хор поет причастен [1].

а) Воскресный причастен всех гласов: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

б) Причастен в дни Святой Пасхи по ее отдание: Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкуси΄те.

в) Причастен праздников Богородичных: Чашу спасения прииму и Имя Господне призову.

г) Причастен праздников в честь апостолов: Во всю зе́млю изы΄де вещание их и в концы вселенныя глаго́лы их.

д) В дни памяти святых: В память вечную будет праведник, от слу́ха зла не убоится, и другие.

е) В дни других священных воспоминаний поются особые причастны (по Уставу).

Во время причащения священнослужителей на клиросе после причастного стиха или поется праздничное песнопение, имеющее отношение к памяти дня, или читаются молитвы пред причащением. Затем обычно произносится проповедь.

Диакон, войдя в алтарь, говорит священнику: Раздроби, владыко, Святый Хлеб (при архиерейской службе: Раздроби, Владыко, Святый Агнец).

Священник с особым вниманием и благоговением разламывает Святой Хлеб по надрезу на четыре части, тихо произнося: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядо́мый и никогдаже иждива́емый, но причащающияся освящаяй.

Агнец Божий, по учению Церкви, выраженному в этой молитве, неразделяем, потому что Господь Иисус Христос присутствует в каждой частице всецело, истинно и действенно, никогда не иждиваемый, ибо Святое Таинство Тела и Крови Господней установлено на все времена.

Четыре части Святого Хлеба полагаются на дискосе крестообразно: частица с печатью ИС - в верхней стороне дискоса, частица с печатью ХС - в нижней стороне, частица с печатью НИ - с северной, частица с печатью КА - с южной стороны дискоса.

Диакон, показу́я орарем на потир, говорит священнику: Исполни, владыко, святый потир.

Священник, взяв частицу ИС и сотворив ею знамение креста над потиром, опускает ее в потир со словами: Исполнение Духа Святаго.

Диакон: Аминь. И, взяв ковшец с теплотой (горячей водой), подносит его священнику, говоря: Благослови, владыко, теплоту́.

Священник, благословляя, говорит: Благословена теплота святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Диакон крестообразно вливает теплоту в потир в количестве, необходимом для причащения, говоря при этом: Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь.

После этого священник берет часть Святого Агнца с печатью ХС и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей.

Затем все священнослужители со умилением молятся:

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ве́дении и не в ве́дении, яже во дни и в нощи΄, яже во уме и в помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

После молитвы священнослужители полагают земной поклон пред престолом, кланяются друг другу и верующим, находящимся в храме, со словами: Простите ми, отцы и братие, и снова творят земной поклон со словами: Се, прихожду́ к Безсмертному Царю и Богу нашему.

Священник: Диаконе, приступи.

Диакон, подходя с северной стороны, произносит: Препода́ждь ми, владыко, Честно́е и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Священник дает диакону частицу Святого Тела со словами: (имя рек) священнодиакону, преподается Честно́е, и Святое, и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную.

Диакон принимает Святой Хлеб в ладонь правой руки, лежащей на ладони левой, целует подающую руку священника и отходит к северной или восточной стороне престола, где, преклонив главу и держа руки над престолом, ожидает (одновременного со священником) чтения молитвы пред причащением.

Священник берет частицу Святого Хлеба левой рукой, полагает на ладонь правой, говоря: Честно́е и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя рек), священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную.

После этого священнослужители тайно каждый молятся:

Верую, Господи, и испове́дую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, прише́дый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко Сие есть Самое Пречистое Тело Твое и Сия есть Са́мая Честна́я Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ве́дением и неве́дением, и сподо́би мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Вечери Твоея΄ та́йныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими΄, не бо́ врагом Твоим тайну пове́м, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, испове́даю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или΄ во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела.

И причащаются со страхом Божиим и "всяким утверждением" (Служебник).

Причастившись Тела Христова, священник берет обеими руками потир, причащается трижды из него Божественной Крови, говоря: "Честны΄я и Святыя Кро́ве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник (имя рек), во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Аминь".

Чтобы ни одна капля не упала из потира, причащающиеся пользуются особым платом, один конец которого влагается за верхний передний край фелони, а вторым концом плата берут в руки потир.

Во время троекратного причащения Крови Христовой священнослужители обычно говорят: Во имя Отца. Аминь; и Сына. Аминь; и Святаго Духа. Аминь.

По причащении священник отирает уста свои и край потира тем же платом и целует край потира, как бы пронзенные ребра Спасителя, произнося: Се, прикосну́ся устна́м моим, и отъимет беззакония моя, и грехи моя очистит (подразумевается: Господь).

Целуя потир, священник говорит: Слава Тебе, Боже (трижды).

Затем, обращаясь к диакону, он произносит: Диаконе, приступи.

Диакон подходит и, благоговейно творя поясной поклон, говорит: Се, прихожду́ к Безсмертному Царю и Богу нашему. Преподаждь ми, владыко, Честну́ю и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Священник: Причащается раб Божий, диакон (имя рек), Честны΄я и Святы΄я Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную.

По причащении диакона священник говорит: Се, прикосну́ся устна́м твоим, и отъимет беззакония твоя, и грехи твоя очистит. После этого священник читает молитву благодарения за причащение.

 

На литургии св. Иоанна Златоуста:

Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Благодетелю душ наших, яко и в настоящий день сподобил еси нас Небесных Твоих и безсмертных Таинств.

Исправи наш путь, утверди ны во стра́се Твоем вся, соблюди наш живот, утверди наша стопы΄, молитвами и моленьми Славныя Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых Твоих.

 

На литургии св. Василия Великого:

Благодарим Тя, Господи Боже наш, о причащении Святых, пречистых, безсмертных и Небесных Твоих Таин, ихже дал еси нам во благодеяние, и освящение, и исцеление душ и телес наших.

Сам, Владыко всех, даждь быти нам причастию Святаго Тела и Крови Христа Твоего в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, в преумножение премудрости, во исцеление души и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в снабдение [2] заповедей Твоих, во ответ благоприятен, иже на Страшнем суди΄щи Христа Твоего.

Затем священник разделяет части Святого Агнца с печатью НИ и КА на столько частиц, чтобы было достаточно для всех причащающихся верующих, и опускает эти частицы в потир.

Опустив в потир частицы, священник покрывает потир покровцем, или платом, полагает на него лжицу.

Диакон открывает царские врата (которые остаются открытыми до окончания литургии) и принимает от священника Святую Чашу.

  1. Причастен, или киноник, получил наименование от того, что он поется во время причащения священнослужителей ^
  2. Сохранение, исполнение ^

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы