Православные молитвы

Литургия по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого
Совершение таинства

Причащение мирян

Диакон, выйдя вместе со священником на солею чрез царские врата, подъемля Святую Чашу вверх, возглашает: Со страхом Божиим и верою приступите [1]! И передает Святую Чашу священнику.

На практике диакон иногда держит Чашу во время чтения молитвы "Верую, Господи, и исповедую...", и священник, говоря слова "Сие есть Самое Пречистое Тело Твое и Сия есть Самая Честна́я Кровь Твоя...", указует рукой на держимую диаконом Чашу. По прочтении молитвы священник обычно берет Чашу в свои руки.

Выход со Святыми Дарами знаменует явление Господа Иисуса Христа народу по Его Воскресении. Молящиеся благоговейно поклоняются Святым Тайнам, как Самому Воскресшему Спасителю, и с радостью встречают Воскресшего, восклицая устами хора: "Благословен Грядый..."

Хор: Благословен Гряды΄й во Имя Господне. Бог Господь, и явися нам.

Священник читает молитву пред причащением: Верую, Господи, и испове́дую...

По окончании чтения молитвы причастники-миряне полагают земной поклон, подходят к Святой Чаше с благоговением, крестообразно сложив руки на груди, и называют свои имена. У Чаши во избежание пролития Святой Крови не полагается креститься.

Священник, подавая лжицей Святые Да́pы, произносит: Причащается раб Божий (имя рек) Честна́го и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную.

Диакон или алтарный служитель отирает платом уста причащающихся, а причастившиеся, поцеловав, если возможно, с благоговением и осторожностью край Святой Чаши, отходят и приемлют теплоту.

Хор (во время причащения): Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкуси΄те.

1. В Великий четверток во время причащения поется "Вечери Твоея тайныя...."

2. В Светлую седмицу поется вместо "Благословен Грядый..." - "Христос воскресе..." (один раз); во время причащения мирян - "Христос воскресе..." (многажды).

После причащения мирян священник с диаконом входят в алтарь.

Священник ставит Святую Чашу на престол и, взяв дискос и читая воскресные песнопения: Воскресение Христово видевше, поклони΄мся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланя΄емся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, ра́зве Тебе ино́го не знаем, Имя Твое имену́ем. Приидите, вси вернии, поклони΄мся Святому Христову Воскресению, се бо прии΄де Крестом радость всему миру. Всегда благословя΄ще Господа, поем Воскресение Его, распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши΄.

Светися, светися, Новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия΄. Ликуй ныне и веселися, Сио́не! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Си΄ло! Подавай нам и΄стее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего,- опускает в потир частицы, вынутые из просфор, лежащих на дискосе, со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честно́ю, молитвами святых Твоих".

Антиминсной губкой священник отирает дискос, чтобы не осталось на нем и самых мельчайших частичек. После опускания частиц в потир он покрывает Святую Чашу покровцем, а на дискос полагает звездицу, копие, лжицу, второй покровец и плат.

Затем священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, возглашает: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.

Хор: Ви΄дехом Свет истинный, прия΄хом Духа Небеснаго, обрето́хом веру истинную, Нераздельней Троице покланя΄емся, Та бо нас спасла есть.

Вместо "Видехом Свет истинный..." поется (один раз):

а) со дня Святой Пасхи до отдания ее - "Христос воскресе..."

б) с праздника Вознесения Господня до отдания его - тропарь "Вознеслся еси..."

в) в субботу пред Пятидесятницей - тропарь "Глубиною мудрости...."

  1. То есть сознавая свое недостоинство и веруя, что в Святой Чаше - истинное Тело и истинная Кровь Христовы ^

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы