Православные молитвы

Краткий устав соединения церковных служб
Служение по октоиху и минее месячной от недели Всех Святых до Недели о мытаре и фарисее
Служение Воскресное

в) Порядок служения воскресного бдения со службой рядовому святому малому

Всенощное бдение воскресное в храме совершается так. По входе в алтарь иерей и диакон, если он есть, облачаются: иерей - в епитрахиль и фелонь, диакон - в стихарь с орарем. Отверзаются завеса царских врат и врата. Иерей берет приготовленное кадило и сам влагает ладан с молитвой "Кадило Тебе приносим", а диакон берет зажженную свечу, и оба кадят святой престол крестообразно с четырех сторон его и весь алтарь; по каждении алтаря диакон выходит пред царские врата и возглашает для народа: "Востаните! Господи, благослови!" Священник же, стоя пред святым престолом и творя кадилом крест, возглашает: "Слава Святей, Единосущной". Лик: "Аминь". Священнослужители в алтаре поют стихи: "Приидите, поклонимся (трижды), в последний же, 4-й раз: "Приидите, поклонимся и припадем Ему". Лик поет: "Благослови, душе моя, Господа" - избранные стихи предначинательного псалма, по нотному обиходу, а иерей с диаконом кадят иконостас, клир, народ и весь храм. По окончании каждения и пения этих стихов царские врата затворяются. После сего диакон говорит ектению великую на амвоне. Если где иерей один, то и он сию ектению говорит пред царскими же вратами, где стоял при чтении молитв. "Блажен муж" - 1-я кафизма вся стихословится. После каждой "Славы", или 3-й части кафизмы, ектении малые; по 1-й "Славе" и ектении возглас иерея "Яко Твоя держава"; по 2-й "Славе" и ектении возглас "Яко благ и Человеколюбец", по 3-й "Славе" и ектении возглас "Яко ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати".

"Господи, воззвах" поется на глас Октоиха, и читаются псалмы 140-й и 141-й до стиха "Изведи из темницы". Стихиры - на 10 со стихами псалмов: воскресных - 3, восточных (Анатолиевых) - 4, святому рядовому - 3; если святому положено на 6, то воскресных - 3, восточных - 3 и святому - 4; "Слава" - святому, если есть, "И ныне" - Богородичен - догматик гласа; если же "Славы" святому нет, то "Слава, и ныне" - догматик гласа. Во время пения догматика совершается вход с кадилом.

Во время входа диакон, ожидая конца пения последней стихиры, стоит не прямо в царских вратах, а вправо от священника, у иконы Спасителя. "Премудрость, про́сти!" - возглашает диакон или священник в царских вратах. Лик поет "Свете тихий", а иерей, поцеловав иконы святых врат и благословив свещеносца, идет в алтарь. Царские врата затворяются (Типикон, гл. 2).

Прокимен "Господь воцарися" (четырежды) на 6 глас.

Прокимен, по Уставу, говорится канонархом или чтецом при затворенных царских вратах. На практике прокимен произносится диаконом или священником за престолом, на горнем месте, при открытых царских вратах.

Ектения "Рцем вси" пред царскими вратами. По ектений чтец: "Сподоби, Господи". "Исполним вечернюю молитву".

На литии стихира храму святого, "Слава, и ныне" - Богродичен; если храм Христов или Богородицы, то стихира празднику, "Слава, и ныне" - празднику.

Исхождение иерея с диаконом в притвор для литии, по Уставу, бывает северной дверью,- а не царскими вратами,- с предшествующими двумя свещниками с зажженными свечами. Придя на место литии, диакон или иерей, где диакона нет, кадит только в притворе иконы и певцов. Затем, отдав кадило, диакон или иерей говорит молитвы литии "Спаси, Боже, люди Твоя". После 1-го прошения "Господи, помилуй" (40 раз), после 2-го прошения (30 раз), а после 3-го прошения (50 раз). Последнюю молитву "Владыко Многомилостиве", произносимую иереем, верующие, по Уставу, выслушивают с преклоненными главами. По молитве иерей и диакон подходят к столу, приготовленному среди храма против царских врат, на котором находятся хлебы, пшеница, вино и елей; лик же на клиросе поет стихиры на стиховне воскресны со стихами воскресными "Господь воцарися", "Слава" - святому, "И ныне" - Богородичен воскресный по гласу "Славы"; если святому "Славы" нет, то "Слава, и ныне" - Богородичен воскресный гласа.

"Ныне отпущаеши". По Трисвятом "Богородице Дево" (трижды). Во время пения этого тропаря каждение трижды вокруг стола по четырем сторонам его. Кадит один диакон или иерей, если нет диакона, сообразуясь с троекратным пением тропаря; по троекратном же каждении стола диакон кадит икону на аналое и стол, спереди его, и иерея или настоятеля. Затем совершается благословение хлебов, пшеницы, вина и елея. Диакон или иерей возглашает: "Господу помолимся". Лик: "Господи, помилуй" (единожды). Во время этого пения иерей берет один хлеб и знаменует им крестообразно прочие хлебы и потом, не целуя его, полагает поверх прочих и возглашает молитву "Господи Иисусе Христе", причем указует правой рукой на хлебы, пшеницу, вино и елей, когда говорит: "Сам благослови и хлебы сия". Лик: "Аминь". Если литии не бывает, то после ектений "Исполним вечернюю" поются стихиры на стиховне; по стихирам "Ныне отпущаеши" и тропарь "Богородице Дево" (трижды). "Буди имя Господне" и псалом 33-й до слов "не лишатся всякаго блага". Затем иерей восходит на солею и благословляет народ, возглашая: "Благословение Господне на вас". Чтец отвечает: "Аминь" и читает шестопсалмие пред амвоном или посреди храма пред праздничной иконой. Иерей входит в алтарь южной дверью, а освященное уносится в алтарь диаконом или пономарем. По трех первых псалмах шестопсалмия иерей выходит на амвон и пред царскими вратами читает тайно утренние молитвы. Ектения великая - пред царскими вратами.

"Бог Господь" поется во глас воскресного тропаря. Тропарь воскресный (дважды), "Слава" - святому, если есть, "И ныне" - Богородичен воскресный по гласу тропаря святому; если два святых, то тропарь воскресный (единожды), потом тропарь 1-му святому (единожды), "Слава" - 2-му святому, "И ныне" - Богородичен воскресный по гласу тропаря 2-му святому; если же святым тропарей нет, то "Слава, и ныне" - Богородичен гласа.

Затем стихословятся две кафизмы - 2-я и 3-я (в Святую Четыредесятницу стихословятся три кафизмы: 2-я, 3-я и 17-я). По каждой кафизме ектения малая и седальны воскресные. После этого, если настоящая Неделя случится в период между 22-м числом сентября и Неделей сырной, поется полиелей, псалмы "Хвалите имя Господне", "Исповедайтеся Господеви". Если же Неделя случится между Неделей о Фоме и 22-м числом сентября и не будет в это воскресенье праздников великих Господних, Богородичных и святых, полиелей не поется, а после 2-й ектении и седальнов поются непорочны воскресные, поющиеся в воскресные дни: "Благословен еси, Господи", "Ангельский собор удивися". На этих непорочнах, как и на полиелее, отверзаются царские врата и кадит иерей с диаконом или иерей один, если диакона нет, алтарь, храм, лики и народ. Ектения малая. Ипакои΄ воскресен. Антифоны гласа, прокимен, Евангелие воскресное рядовое. "Воскресение Христово видевше". Во время пения иерей, в преднесении зажженной свечи, выносит Евангелие для поклонения и целования народом. Псалом 50-й и затем лик поет: "Слава" - "Молитвами апостолов", "И ныне" - "Молитвами Богородицы", "Помилуй мя, Боже", "Воскрес Иисус от гроба". После этого иерей или диакон произносят молитву "Спаси, Боже, люди Твоя", "Господи, помилуй", 12 раз. По целовании народом Евангелия [1] оно уносится в алтарь, и царские врата затворяются.

Каноны: воскресный с ирмосом - на 4, ирмосы по одному разу; Крестовоскресный - на 3, Богородице - на 3 и святому - на 4. Если святому поется на 6, то канон воскресный с ирмосом - на 4, Крестовоскресный - на 2, Богородице - на 2 и святому - на 6; если два святых, то канон воскресный с ирмосом - на 4 (Крестовоскресный опускается), Богородице - на 2, а святым читается на 8 - по 4. Катавасия рядовая. По 3-й песни кондак и икос, и седальны - дважды святому и Богородичен его. По 6-й песни кондак и икос воскресные. По 8-й поется "Честнейшую", на которой иерей или диакон кадит алтарь, весь храм, лики и народ. По 9-й песни "Свят Господь Бог наш" (трижды) во глас "Бог Господь". Светилен воскресный, "Слава" - святому, "И ныне" - Богородичен воскресный. "Всякое дыхание" в рядовой глас. На "Хвалите" стихиры воскресные, "Слава" - стихира евангельская, "И ныне" - "Преблагословена еси". Если святому стихиры на "Хвалите" есть, то стихиры воскресные - 4 и святому - 4 со славою его; "Слава" - стихира евангельская, "И ныне" - "Преблагословена еси". Славословие великое; оно поется по возгласе иерея: "Слава Тебе, показавшему нам свет" с отворенными царскими вратами. По окончании славословия великого царские врата затворяются. По Трисвятом тропарь воскресный "Днесь пасения", если поется глас 1, 3, 5 и 7, или "Воскрес из гроба", если поется 2, 4, 6 и 8 глас. Ектении: "Помилуй нас, Боже", "Исполним утреннюю молитву". "Премудрость", "Сый благословен", "Утверди, Боже", "Пресвятая Богородице, спаси нас", "Слава Тебе, Христе Боже". Отверзаются царские врата, и иерей произносит отпуст полный во святых вратах, обратясь к народу. Лик - многолетие. Затворяются царские врата, равно и завеса их, и чтец читает 1-й час; иерей же снимает фелонь, а диакон - стихарь. На 1-м часе, как и на прочих - 3-м и 6-м, тропарь воскресный, "Слава" - святому, "И ныне" - Богородичен часов. Кондак воскресный.

На литургии по великой ектении поются изобразительны - псалом "Благослови, душе моя". Ектения малая, затем псалом "Хвали, душе моя, Господа" и "Слава, и ныне" - "Единородный Сыне". Ектения малая. Блаженны гласа - на 6 и святому, песнь 3-я - на 4, если она ему положена.

По входе тропарь воскресный, храму Богородицы или святого, рядовому святому или святым, кондак воскресный и храму святого (храму Христову не поются ни тропарь, ни кондак), святому рядовому или святым, "И ныне" - храму Богородицы; если же храма Богородицы нет, то "Предстательство христиан". Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен воскресные и святому, если есть.

С указанным порядком воскресного бдения следует сообразовываться и при совершении бдения в великие праздники Господни, Богородицы и святых.

  1. По целовании Евангелия иерей, унося его в алтарь, в царских вратах осеняет им лики и народ ^

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы