Православные молитвы

Таинства и обряды Православной Церкви
Таинства Православной Церкви
Таинство крещения
Последование чина оглашения

Испове́дание верности Христу

И сие сотворшу, обращает его священник к востоку до́ле ру́це иму́ща...

Отвратив лицо свое от мрака, крещаемый вновь обращается к востоку, ко Христу - Свету мира. "Когда же ты отрицаешься сатаны, - пишет святой Кирилл Иерусалимский, - разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света".

"... до́ле ру́це иму́ща...", - этот жест означает, что мятеж против Бога, возбужденный в душе человека кознями врага, утих и сменяется покорностью, послушанием и согласием. "Обратись к востоку, опусти руки, поклонись", - с такими словами обращался епископ ко крещаемому в древнем обряде Константинопольской Церкви.

Затем крещаемый или его восприемник исповедует верность Христу.

И глаголет ему священник:

"Сочетаваеши ли ся Христу?"

И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя:

"Сочетаваюся".

Трижды задается этот вопрос, и трижды звучит ответ.

Это - испове́дание личной верности Христу при вступлении в ряды Его воинов, потому и звучит эта клятва подобно солдатской присяге.

Таже паки глаголет ему священник:

"Сочетался ли еси Христу?"

И отвещает:

"Сочетахся".

И паки глаголет:

"И веруеши ли Ему?"

И глаголет:

"Верую Ему, яко Царю и Богу".

Это решение и клятва принимаются раз и навсегда, они не подлежат пересмотру или переоценке в зависимости от обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, "никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк. 9, 62). Это выражается в формах глагола: "сочетаваюся" - настоящее время, несовершенный вид и - "сочетахся" - прошедшее время, совершенный вид.

Это решение христиане и называют верой. Слово это имеет более глубокое значение, нежели просто согласие разума с набором канонических правил и исполнение предписанных обрядов. Прежде всего - это доверие, безусловное подчинение, полная отдача себя воле Того, за Кем должно следовать, что бы ни случилось и как бы трудно ни было нести Его бремя. "Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко", - заповедал нам Спаситель наш (Мф. 11, 30).

Крещаемый исповедует свою веру в Христа как Царя и Бога. Эти титулы значат не одно и то же. Веровать во Христа как в Бога недостаточно, ибо и "бесы веруют, и трепещут" (Иак. 2, 19). Принять Его как Царя и Господа означает посвятить всю жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями. Вот почему христиане древности исповедовали Иисуса Христа Господом (по-гречески "Ки΄риос"). Это слово на религиозном и политическом языке того времени содержало в себе идею абсолютной и полной власти, требующей безусловного подчинения. Христиан преследовали и подвергали жесточайшим пыткам, осуждали на смерть за то, что они отказывались называть "господом" римского императора - земного владыку. Исповедовать Христа как Царя означает, что Царство, которое Он нам открыл и явил, находится не в далеком будущем, "по ту сторону" нашей жизни. Мы принадлежим Его Царству здесь и сейчас и должны служить прежде всего Ему. В свете этого Царства ни одна наша земная привязанность не является абсолютной, ничто и никто не может претендовать на наше полное подчинение, быть нашим "господином", "ибо я уверен, - говорит апостол Павел, - что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8, 38, 39).

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы