Православные молитвы

Таинства и обряды Православной Церкви
Таинства Православной Церкви
Таинство брака

 

Последование венчания

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет Таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу. Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословенное Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат Крест, Евангелие и венцы. После этого по Требнику полагается произнести поучение. Однако, дабы не разрывать чинопоследования, его можно произнести до обручения или по окончании венчания, кроме того можно кратко разъяснить смысл основных моментов совершаемого Таинства.

Далее жениху и невесте предлагается перед лицом всей Церкви еще раз подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак. Эти вопросы лучше всего произносить на русском или родном языке брачущихся, например, в такой форме:

"Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?"

Ответ: "Имею, честны΄й отче".

"Не связан ли ты обещанием другой невесте?"

Ответ: "Нет, не связан".

Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает:

"Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?"

Ответ: "Имею, честны΄й отче".

"Не связана ли обещанием другому жениху?"

Ответ: "Нет, не связана".

Эти вопросы относятся не только к формальному обещанию вступить в брак с каким-то третьим лицом, но в основном подразумевают: не вступал ли каждый из брачущихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязующую его по отношению к этому лицу.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно - главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным. По этой причине при переходе иноверцев в Православие их браки признаются действительными (при условии, что такой брак не противоречит христианскому закону, иными словами, многоженство, многомужество и браки между близкими родственниками отвергаются).

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгла́сом: "Благословено Царство...", которым провозглашается сопричастность брачущихся Царству Божиему.

После краткой ектении о благостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы: "Боже Пречистый и всея твари Содетелю...", "Благословен еси, Господи Боже наш..." и "Боже Святый, созда́вый от персти человека..."

Воспоминается таинственное создание жены из ребра Адамова и первое брачное благословение в раю, распространившееся впоследствии на Авраама и других патриархов и праотцев Христовых по плоти. Священник молит Самого Воплотившегося от Девы Спасителя, благословившего брак в Кане Галилейской, благословить сочетающихся рабов Своих, как Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль и всех патриархов, и Моисея, как родителей Пресвятой Девы, Иоакима и Анну, и родителей Предтечи, Захарию и Елисавету. Он молит Господа сохранить их подобно Ною в ковчеге и Ионе во чреве кита, трем отрокам в печи вавилонской и даровать им радость, какую имела царица Елена, когда обрела Честны΄й Крест. Он молит о поминовении родителей, их воспитавших, зане́ молитвы родителей утверждают основание домов, и вместе с чадородием даровать брачущимся единомыслие душ и телес, долгоденствие, целомудрие, взаимную любовь и союз мира, благодать в чадах, обилие благ земных и венец неувядаемый на небесах.

Теперь наступает главный момент Таинства. Священник, взяв венец, зна́менует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. В Требнике не указано, один или три раза следует совершать это действие, поэтому в одних местах совершают его трижды, в других - по одному разу над женихом и невестой.

Венчая жениха, священник произносит:

"Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося:

"Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова, и при каждом произнесении благословляет обоих иерейским благословением:

"Господи, Боже наш, славою и честию венчай я΄ (их)!"

Прежде всего этими словами и увенчанием глав провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Каждая христианская семья - это, безусловно, малая церковь. Сейчас ей открывается путь в Царствие Божие. Эта возможность может быть упущена, но сейчас, здесь, она есть. На всю последующую жизнь, долгую и многотрудную, полную искушений, они становятся друг для друга в самом реальном смысле - царем и царицей. А этом высший смысл венцов на главах их.

Этим увенчанием выражается также честь и слава мученических венцов. Ибо путь к Царству Божиему - это свидетельство Христа, а значит, распятие и страдание. Супругов, которые не распинают постоянно свой собственный эгоизм и самодостаточность, которые не "умирают для себя" с тем, чтобы указывать на Того, Кто превыше всего земного, нельзя назвать христианскими. В супружестве Божие присутствие подает радостную надежду, что брачный обет сохранится не до тех пор, "пока смерть разлучит", но покуда смерть не соединит нас окончательно, после всеобщего воскресения - в Царствии Небесном.

Отсюда исходит третье и последнее значение венцов: они являются венцами Царства Божия. "Восприими венцы их в Царствии Твоем", - произносит священник, снимая их с глав жениха и невесты, и это значит: приумножь этот брак в той совершенной любви, единственным завершением и полнотой которой является Бог.

После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен: "Положи΄л еси на глава́х их венцы, от ка́меней честны΄х, живота проси΄ша у Тебе, и дал еси им". И стих: "Яко да́си им благословение в век века, возвесели΄ши я (их) радостию с лицем Твоим".

Затем читается 230-е зачало из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене - это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу - подобие отношения Церкви ко Христу. Это - взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение Апостола: "А жена да боится своего мужа" - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия, в семейной жизни должен испытывать и муж, Глава которому Христос. В другом Послании апостол Павел говорит: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7, 4-5). Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский: "Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на Браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино, - явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась" (Великий канон, в русском переводе, 4-й тропарь 9-й песни).

Спаситель, присутствуя на браке в Кане, возвысил супружеский союз сообразно Смотрению Своему о роде человеческом. Когда первое вино оскудело, было дано вино иное, чудом сотворенное из воды. Так, и в естественном брачном союзе отношения супругов, не будучи греховными по природе, но тем не менее лишенные благодати, претворяются в благодатные, освящаясь Таинством, приближаются к великому первообразу - союзу Христа и Церкви.

"Вина нет у них", - произнесла, обращаясь к Сыну Своему, Пречистая Матерь. В последовавшем ответе Христос возразил, что еще не наступил желанный Ему и Ей час: время победы духа над плотию. Но этот вожделенный таинственный момент в жизни христианских супругов наступает по милосердию призванного на брак и освятившего его Богочеловека, по исполнении Его велений. "Что скажет Он вам, то сделайте" (Ин. 2, 5), - призвала присутствовавших Матерь Божия. Лишь тогда восполнится недостаточность, ущербность естественного брака, и земные чувства чудесным образом претворятся в духовные, благодатные, соединяющие мужа и жену и всю Церковь в Едином Господе. По словам святителя Феофана Затворника, в истинно христианском браке "любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подает силы к постепенному достижению такого идеального союза".

После прочтения Евангелия от лица Церкви произносится краткое прошение священника и молитва о новобрачных: "Господи Боже наш, во спасительном...", в которой он просит у Господа мира и единодушия, чистоты и непорочности в течение всей долгой жизни и достижения маститой старости, "с чистым сердцем делающя заповеди Твоя". Затем следует просительная ектения.

Священник возглашает: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати...", и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют Молитву "Отче наш", основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем. В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью так, чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют главы под венцами.

Приносится общая чаша с вином, над которой священник читает молитву: "Боже, вся сотвори΄вый крепостию Твоею, и утвердивый Вселенную, и украси΄вый венец всех сотворенных от Тебе, и чашу общую сию подава́яй сочета́ющымся ко общению Брака, благослови благословением духовным". Осенив чашу крестным зна́мением, подает ее жениху и невесте. Новобрачные попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема испивают вино, уже соединенные во единого человека пред Господом. Общая чаша - это общая судьба с общими радостями, скорбями и утешениями и единая радость о Господе.

В древности это была общая евхаристическая чаша, соучастие в Евхаристии, которая запечатлевала исполнение брака во Христе. Христос должен быть самой сущностью совместной жизни. Он - вино новой жизни детей Божиих, и вкушение от общей чаши предвозвещает, что, старея в этом мире, мы все молодеем для жизни, которой неведом вечер.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх ее - своей рукой, трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. При первом обхождении поется тропарь "Исаие, ликуй...", в котором прославляется Таинство Воплощения Сына Божия Емману́ила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь "Святии мученицы". Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как Радость и Слава новобрачных, Надежда их во всех обстоятельствах жизни: "Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь - Троица Единосущная".

Как и в чине Крещения, это круговое обхождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершённого сегодня Таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, "тяготы друг друга нося", они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня.

По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

"Возвеличися, женише́, я΄коже Авраам, и благословися, якоже Исаак, и умно́жися, якоже Иаков, ходя΄й в мире и де́лаяй в правде заповеди Божия". "И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, и возвеселися, якоже Ревекка, и умножися, якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане́ тако благоволи Бог".

Затем в двух последующих молитвах "Боже, Боже наш" и "Отец, и Сын, и Святый Дух" священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, стоя лицом к ним, с преклонением глав новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным лобызанием свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Отпуст дается по Требнику. На отпу́сте поминаются равноапостольные Константин и Елена - первые земные цари, распространители правоверия, и святой мученик Прокопий, научивший двенадцать жен идти на мученическую смерть, как на брачный пир.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются соответственно - жених к иконе Божией Матери, а невеста - Спасителя. Здесь же священник дает им Крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - Пресвятой Богородицы. Эти иконы близкие молодых обычно приносят из дома или приобретают в храме как родительское благословение. Затем обычно провозглашается многолетие новобрачным, они сходят с солеи, и все присутствующие поздравляют их.

В Требнике после отпуста следует "Молитва на разрешение венцов в осмы΄й день". В древности, как новокрещеные семь дней носили белые одежды и на восьмой день слагали их с соответствующей молитвой, так и новобрачные семь дней после венчания носили венцы и на восьмой слагали их по молитве священника. В древности венцы были не металлические и не такого вида, как сейчас. Это были просто венки из миртовых или масличных листьев, которые до сих пор употребляются в греческой Церкви. В России они еще в древности были заменены сначала деревянными, а позже - металлическими. В связи с этим молитва на разрешение венцов теперь читается вслед за молитвой "Отец, Сын и Святой Дух..." Не следует опускать это краткое последование.

Особого внимания заслуживают в нем заключительные слова:

"Согласная достигше раби Твои, Господи, и последование совершивше в Кане Галилейстей Брака, и сопрятавше яже в нем зна́мения, славу Тебе возсылают, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь". Новобрачным здесь от лица Церкви напоминают, что зна́мение чуда Христова в Кане Галилейской - это самое живительное и драгоценное в брачном союзе, и потому его следует хранить потаенным в глубине души, дабы сокровище это не было похищено или осквернено суетой и страстями мира сего.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы