Православные молитвы

Чинопоследования Православной Церкви
Богослужения при основании и освящении храма

 

Освящение церковных вещей и принадлежностей

Вещи и принадлежности храма могут быть освящены и отдельно от освящения всего храма, когда они поступают в церковное употребление. Такие чины совершаются при освящении служебных сосудов всех вместе или особо: дискоса, Чаши, звезди΄цы, лжицы, покровов, а также кивота для Святых Даров, илито́на, инди΄тии, священнических одежд, Креста, икон - Святой Троицы, Христа Спасителя, Богородицы и святых, сосудов церковных - кадильницы, анафо́рного блюда, кивота для мощей и проч.

Освящение совершается в храме. Перед царскими вратами поставляется покрытый стол, на котором полагаются предметы, предназначаемые к освящению. Священник в епитрахили и фелони выходит из алтаря царскими вратами с кадильницей. Окадив крестообразно освящаемые вещи, он начинает возгла́сом: "Благословен Бог наш...", затем читается: "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава, и ныне", "Приидите, поклони΄мся..." (трижды), и при освящении каждого рода вещей - особый псалом. Так, при освящении сосудов - псалом 22-й, кивота - 131-й, илитона - 110-й, священнических одежд - 132-й, индитии - 92-й, сосудов церковных - 25-й, иконы Святой Троицы - 66-й, Спасителя - 88-й, Богородицы - 44-й, святых - 138-й. После псалма или нескольких псалмов, как при освящении Креста - 131-го, 59-го и 98-го - произносится: "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (трижды), и священник при каждом освящении читает особую молитву и другую молитву, тайно при главопреклонении всех. Затем кропит святой водой сосуды или одежды, или иконы, произнося: "Освящается (название предмета)... сей (сия) благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". После этого при освящении икон поются тропари и кондаки в честь изображенного на иконе (праздника или святого). Затем бывает отпу́ст. На освящение Евангелия молитв не положено, ибо оно свято как слово Божие. Однако освящается вновь сделанный или поновленный оклад (переплет) к нему по чину освящения икон Спасителя и святых.

Для освящения срачицы на престол и обвития ее новою вервию не при освящении храма особого чина не положено. Срачица освящается по чину, который положен при освящении индитии, но с тем отличием, что при освящении срачицы не читается псалом 92-й: "Господь воцари΄ся, в ле́поту облече́ся...", положенный в чине освящения индитии, а псалом 131-й: "Помяни, Господи, Давида и всю кротость его", который поется при надевании срачицы на престол во время освящения всего храма. Обвитие престола вервию после облачения его в новую срачицу совершается просто опоясыванием, как указано при освящении храма священником, хотя бы прежде при освящении храма архиереем престол был обвит крестообразно. На положение новой срачицы и обвитие престола вервию испрашивается благословение архиерея.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы