Православные молитвы

О богослужении Святой Четыредесятницы

 

Суббота 5-й седмицы. Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста

Служба вся по Триоди. Полунощница субботняя.

Начало утрени обычное. "Царю Небесный", Трисвятое, псалмы 19-й и 20-й и прочее. Шестопсалмие, ектения великая. На "Бог Господь" - тропарь, глас 8-й: "Повеле́нное тайно", поем трижды, косно. После кафизмы и малой ектении вместо седальна начинается пение акафиста. По Уставу, настоятель должен читать акафист в алтаре пред престолом, а каждение на первых кондаках совершает один диакон. Но у нас с давних пор установился обычай читать акафист на средине храма. С началом пения 1-го кондака отверзаются царские врата, и предстоятель со всем собором исходит на средину храма к заранее уготованному здесь образу Богоматери. В некоторых храмах образ Богоматери уготовляется в алтаре, и с началом пения кондака выносится двумя священнослужителями впереди настоятеля, и полагается на уготованном среди храма аналое.

Став около образа Богоматери, священнослужители поклоняются по чину. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужа́щим и во время медленного пения 1-го кондака (поем со сладкопением, косно) совершает каждение всего храма.

Затем читаются икосы и кондаки 1-й части акафиста. При соборном служении они разделяются, по возможности, между всеми иереями. Только 1-й и 12-й икосы и 13-й кондак читает сам предстоятель. В некоторых храмах читается только начало икосов, а припевы "Радуйся" поются антифонно на оба лика.

После окончания 3-го икоса певцы поют "Взбранной Воеводе". Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата закрываются, читается 17-я кафизма. Ектения малая. По возгласе царские врата отверзаются.

Певцы снова поют протяжно "Взбранной Воеводе". Священнослужители исходят к иконе Богоматери. Совершается малое каждение: царских врат, местных икон, иконостаса, предстоятеля, певцов и молящихся. Читаются дальнейшие икосы и кондаки акафиста, кончая 7-м кондаком: "Хотя΄щу Симеону". По прочтении 2-й части акафиста певцы поют "Взбранной Воеводе", священнослужители уходят в алтарь, и царские врата закрываются. Чтец - псалом 50-й. Молитва "Спаси, Боже" не произносится.

Если храм в честь Похвалы Богородицы, то после 2-й части акафиста - полиелей, величание, степенны, прокимен, Евангелие, стихира и молитва "Спаси, Боже, люди Твоя".

Канон храма Христова или святого с ирмосом на 6. Канон Похвалы Богородицы, глас 4-й - "Отверзу уста моя", на 6. Библейские песни по разделу Ирмология "Поем Господеви". К канону праздника, если не стихословятся библейские песни, припев "Пресвятая Богородице, спаси нас". (Где храм Богородицы, там канон праздника на 12, а канон храмуа оставляется.) Катавасия "Отверзу уста моя".

По 3-й песни - малая ектения и по возгласе, вместо седальна, певцы снова медленно поют "Взбранной Воеводе". Священнослужители исходят царскими вратами к иконе Богоматери. Совершается малое каждение, и читается 3-я часть акафиста от 7-го икоса, кончая 10-м кондаком. Певцы - "Взбранной Воеводе". Чтец - седален Триоди. 4-я и 5-я песни канона. С 6-й песни канон храма прекращается и поются канон Похвалы Богородицы с ирмосом на 6 и четверопеснец Триоди на 8. Если не стихословятся библейские песни, то к первым двум тропарям 1-го четверопеснца припев - "Святии мученицы, молите Бога о нас". К 3-му припев - "Покой, Господи, души усопших раб Твоих". К 4-му - "Пресвятая Богородице, спаси нас". К первым двум тропарям 2-го четверопеснца - "Святии мученицы, молите Бога о нас", затем "Слава, и ныне". К последним двум тропарям особые припевы - псаломские стихи, напечатанные на ряду. Катавасия - ирмос второго четверопеснца.

По 6-й песни ектения малая. Отверзаются царские врата. Священнослужители исходят к иконе Богоматери. Предстоятель с диаконом совершают полное каждение храма, читается последняя часть: от икоса 10-го "Стена еси девам" и до конца. 13-й кондак "О, Всепетая Мати" читает предстоятель, трижды, и затем 1-й икос "Ангел предстатель". В иных храмах кондак поет хор или духовенство и народ. Певцы поют "Взбранной Воеводе". Священнослужители покланяются по чину пред святою иконою и лобызают ее. Так же и все люди. Предстоятель помазу́ет елеем от лампады, горящей пред образом Богоматери.

Продолжается канон с 7-й песни. На 9-й песни поем "Честнейшую". По 9-й песни и малой ектении - светилен акафиста (трижды). На "Хвалите" - стихиры праздника на 4, глас 4-й, "Слава, и ныне" - глас тот же "Язы΄ка, его же не ве́дяше". По великом славословии тропарь праздника "Повеле́нное тайно". Ектении. Отпуст. Час 1-й.

На часах - тропарь и кондак праздника.

На Литургии - Блаженны от канона акафиста, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бо́зе Спасе Моем". Стих "Яко призре́ на смирение рабы Своея΄, се бо от ныне ублажа́т Мя вси роди". Апостол дня - Евр., зач. 322 и Богородицы - Евр., зач. 320. "Аллилуиа" - Богородицы. Евангелие дня - Мк., зач. 35, и Богородицы - Лк., зач. 54. Причастен "Чашу спасения прииму".

О служении в субботу 5-й седмицы с бдением храмовому святому см. том 1, с. 105, 106.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы