Православные молитвы

Богословско-литургический словарь

 

В

ВВЕДЕ́НИЕ ВО ХРА́М ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ - один из двунадесятых праздников неподвижного круга, отмечаемый Церковью 21 ноября/4 декабря. Праздник не относится к числу древнейших. Однако уже в конце VII века этот праздник, по всей вероятности, отмечался, поскольку в это время святой Андрей Критский присутствовал на нем в Иерусалиме. Столетием позже при святителе Тарасии он был введен и в Константинополе. На Западе он был установлен Папой Григорием XI и впервые отпразднован в Авиньоне в 1374 году.

Наряду с Рождеством Богородицы праздник Введения Ее во храм возник на основании Церковного Предания. Дабы пролить свет на "исполнение Зиждителева смотрения" (тропарь, глас 4-й), совершившееся на этот раз в предъизбранной Деве, посвятившей Себя служению Богу, было использовано апокрифическое "Евангелие Иакова". Там мы читаем: "Дитя достигло трехлетнего возраста и сказал Иоаким: "Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается назад Дитя и дух Ее да не отделится от Дома Божия". И девы сделали так, и вошли в храм. И первосвященник принял Дитя, поцеловал Ее и сказал: "Мария, Господь дал величие имени Твоему во все роды и в конце дней Господь проявит в Тебе цену искупления сынов Израилевых". И он поставил Ее на третью ступень жертвенника, и Господь Бог излил милость Свою на Нее, и Она дрожала от радости, и плясала на ногах Своих, и полюбил Ее весь дом Израилев. Пошли родители Ее, дивясь и славя Бога, что Дитя не обернулось к ним. Мария воспитывалась, как голубица, в храме Господнем и получала Она пищу из рук Ангелов".

Средневековые авторы добавили к рассказу апокрифа одну знаменательную деталь: принимая Дитя, первосвященник ввел Ее в Святое Святых храма.

В этом сказании следует искать не столько исторические факты, сколько духовный смысл, переданный языком легенды. Святая Святых храма (евр. "Двир") было местом, скрытым от взоров людей. Туда входил, да и то раз в год, только первосвященник. Там во мраке пребывала незримая Слава Господня. Двир - символ всего дохристианского богопознания. Господь Сущий неприступен. Даже пребывая со Своим народом, Он скрывает от него Свой Лик Но вот "Ангелы, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дево вниде во Святое Святых..." Тайна этого Богородичного праздника, который можно сравнить с Успением, вводит нас в глубинную сущность Предания. Церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни, которые предуготовляют Вместилище Божественного Слова "от пророков проповеданную и в храм приведенную прежде век пронареченную Матерь и в последняя лета явльшуюся Богородицу" (стихира, глас 4-й), которая вводится днесь во Святая Святых как "священное сокровище славы Божией".

В богослужении и иконографии праздника развивается тема храма. Из раввинистического предания мы узнаем, что в храме, отстроенном Зоровавелем, уже нельзя было увидеть того, что было в храме Соломона: Огонь Небесный, елей помазания, ковчег, урим и тумим. Дух Святой покидает храм, чтобы говорить устами пророков. Но, вводя во Святое Святых Деву, предназначенную родить "Иисуса, Первосвященника по чину Мелхиседека" (Евр. 6, 20), Дух Святой наделяет храм Закона славою, несравнимою с Ветхозаветной. Священник Захария, принимающий Пресвятую Деву, будущий отец Иоанна Предтечи, соединяет в себе две традиции - священническую и пророческую. Нарушая Закон, он позволяет Ей вступить за вторую завесу, ибо воспринимает Ее как "Одушевленный Кивот, невместимое Слово вместившую".

Божественный Промысл остается непостижимым даже ангельскому миру, "Начальствам и Властям на небесах", только через Церковь они познают, "в чем состоит домостроительство тайны, сокрывшейся от вечности в Боге. Это таинственное предуготовление вочеловечения Христа: избранная Дева предуготовляется в храме Иерусалимском, дабы стать пречистым храмом Спасовым", и позднее Сын воспримет от Нее храм тела Своего, который должен быть разрушен и в три дня воздвигнут (Ин. 2, 18-22). Тема храма в богослужении праздника Введения Пресвятой Богородицы указывает на тему Церкви как Тела Христова. Сравнение Богоматери с Кивотом раскрывает мариологический смысл 8-го стиха 131 псалма, который поется на празднике Успения: "Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея".

Уже в первые века христианства три части храма символически уподобляли трем ступеням духовной жизни: очищению, просвещению и приобщению. Эти три ступени соответствуют трем книгам Соломона - Притчам, Екклесиасту и Песни Песней. Сообразно этому двор храма символизирует трезвенную жизнь, целью которой является освобождение от страстей. Завеса "Святого" (второй части храма) указывает на путь "естественного созерцания": познание Бога в Его творении. "Святое Святых" знаменует созерцание в истинном его смысле.

В канонической иконографии Введения Божией Матери изображают все три части храма. На иконе событие происходит во внутреннем дворе, у входа в "Святое". Священник Захария в облачении стоит перед завесой "Святого" на первой ступени лестницы. Ее пятнадцать ступеней перекликаются с пятнадцатью Песнями восхождения (псалмы 119-133). Внизу Пресвятая Дева, протягивая руки к Захарии, начинает Свое восхождение по ступеням, ведущим во Святое Святых. Наверху Она обычно изображается уже сидящей на верхней ступени лестницы у двери, ведущей во Святое Святых, где Ангел спешит Ей навстречу, чтобы сопровождать Ее. Это - ступени созерцания, обручение Богу, начало пути соединения, на котором Пресвятая Дева "небесным воспитана хлебом верно в храме Господни, родила еси миру жизни Хлеб, Слово, Емуже яко храм избранный и всенепорочный предобручался еси Духом таинственно, обручена Богу и Отцу" (стихира на хвалитех, гл. 1-й).

ВЕЛИЧА́НИЕ - краткое песнопение, в котором прославляется празднуемое лицо или событие. В. поется сначала священнослужителями перед праздничной иконой посреди храма, а потом несколько раз и певчими правого и левого клиросов, к которым присоединяются все присутствующие за богослужением. После В. поются стихи из псалмов пророческого содержания, которые образуют как бы музыкально-словесную икону данного праздника. Стихи положено петь со всеми величаниями, их можно найти в Ирмологии.

ВЕНЦЫ΄ - необходимая принадлежность Таинства Брака, от чего и самое бракосочетание называется венчанием. Употребление брачных венцов, равно как и обозначение обряда бракосочетания венчанием, встречается у многих народов древности. Первое упоминание об употреблении венцов в христианской церкви находится у Тертуллиана, а позже у Григория Назианзина, святого Иоанна Златоуста и др. В Древней Церкви брачные венцы изготовляли из древесных ветвей и цветов. Позже их стали делать из благородных металлов и украшать драгоценными камнями. Форма их была разнообразна: пирамидальная, цилиндрическая, коническая и пр. Духовно-символическое значение венцов в Таинстве Брака, по объяснению св. Иоанна Златоуста, заключается в знаменовании победы, одержанной целомудрием (при повторных браках обоих брачащихся венцы обычно не употребляются). Другое значение указывает самое последование венчания в словах: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай я".

ВЕНЧА́НИЕ (БРА́КА ТА́ИНСТВО) - 279-299.

ВЕ́РВИЕ - 15, 39.

ВЕРИ΄ГИ - ручные или ножные железные оковы или согнутые железные цепи, надевавшиеся подвижниками-аскетами для измождения плоти. Вериги находятся в одном ряду с другими формами и орудиями телесного подвига, такими, как: ограничение себя в пище, сне, лишение себя элементарных человеческих удобств, многочисленные земные поклоны. Все это было средством к подготовлению подвижника к подвигу внутреннему - очищению души. Однако у многих ношение вериг и другие формы телесного подвига превращались в самоцель. Святые отцы предупреждали своих учеников об этой опасности. Когда у преподобного Серафима Саровского один юноша попросил благословения на ношение вериг, преподобный не дал благословения и сказал юноше: "Делай добро своим обидчикам, вот тебе и вериги".

ВЕ́РНЫЕ - 23, 24

ВЕЧЕ́РНИЙ ВХО́Д совершается на великой вечерне на воскресенья и на праздники в честь Господа, Богородицы и святых с полиелеем или бдением, а также в вечер самих Господних праздников (Типикон, 15 сент.).

На вседневной вечерне вход бывает: в вечер Недель (воскресений) сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Великого поста (в эти воскресенья за вечерней поются великие прокимны); в вечер Недели ваий; на предпразднство Сретения Господня, то есть за вечерней 31 января, если предпразднство (1 февраля) приходится на сыропустную субботу.

В начале пения догматика диакон открывает царские врата - в знак того, что с пришествием на землю Христа Спасителя, Которого из глубины веков прозревали ветхозаветные праотцы, открывается людям Царствие Божие. Затем, взяв кадило, диакон подносит его с правой стороны священнику для благословения; получив благословение, целует одновременно со священником край святого престола. Священник и диакон выходят из алтаря северными дверями: священник - во образ Господа Иисуса Христа, диакон с кадильницей, предшествуя ему и изображая Иоанна Предтечу. Впереди диакона из алтаря выходит свещеносец с зажженной свечой, знаменующей Свет Христов, и становится на солее у иконы Спасителя. Священник останавливается посредине, перед царскими вратами, диакон - немного правее. Держа орарь тремя перстами правой руки и склонившись к священнику, диакон тихо говорит: "Господу помолимся". Священник читает молитву: "Вечер, и заутра, и полудне хвалим". По окончании молитвы священник творит поклон, и диакон, показуя орарем к востоку, говорит священнику: "Благослови, владыко, святый вход". Священник крестообразно благословляет к востоку, произнося: "Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков". Диакон тихо отвечает: "Аминь" - и кадит священника. По окончании стихиры (догматика) он становится впереди священника, посреди царских врат, и, начертав кадильницей крест (в знак того, что чрез Крестные страдания Господь открыл нам путь в Царство Небесное), возглашает: "Премудрость, прости". Диакон входит в алтарь и кадит святой престол и горнее место. Хор поет "Свете тихий". Священник, положив поклон в направлении к престолу и поцеловав святые иконы на царских дверях, благословляет свещеносца и входит в алтарь; поклонившись и поцеловав престол, он отходит к горнему месту и становится перед престолом лицом к молящимся; рядом с ним стоит диакон. Это священнодействие напоминает о том, что Господь Вседержитель всегда с любовью взирает на верующих, пребывая с ними до скончания века (Мф. 28, 20).

Когда за вечерней, совершаемой отдельно, читается Евангелие, например, в вечер 1-го дня Пасхи, в Великую Пятницу, на Преждеосвященной Литургии в седмичные дни Великой Четыредесятницы, 24 февраля и 9 марта: в день храмового святого (храмовые главы 34, 35): в Страстную седмицу, 24 декабря и 5 января, вход бывает с Евангелием: выносит его диакон и посреди царских врат начертывает крест Евангелием.

Выход священнослужителей из алтаря северными дверями указывает на то, что Господь явился в мир не в славе, а в уничижении. Кадило с фимиамом, напоминая о ветхозаветных жертвах, одновременно символизирует, что через ходатайство Искупителя наши молитвы, как фимиам, возносятся к Богу. Слово "премудрость" напоминает молящимся о высоком и таинственном значении входа и о глубокой содержательности (премудрости) следующего за тем песнопения или чтения, а словом "прости" (стойте прямо) молящиеся призываются участвовать в богослужении с особенным благоговением и вниманием.

ВЕЧЕ́РНЯ - первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца. Так как церковный суточный круг начинается с вечера, то В. всегда относится к следующему (по гражданскому исчислению суток) дню. В зависимости от значимости празднуемого в наступающий день события В. бывает трех видов: малая, повседневная и великая. Малая В. совершается только перед всенощным бдением. Чин малой В. изложен в 1-й главе Типикона, а чин всенощного бдения - во 2-й главе. Чин повседневной В. изложен в 9-й главе Типикона. Великая В. большей частью служится в составе всенощного бдения в праздничные и воскресные дни всего года, где она соединяется с утреней. В среды и пятницы Великого поста, а также в Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы великая В. предшествует Литургии Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и среду, в навечерия праздников Рождества Христова, Богоявления и в праздник Благовещения, если он случится в простой великопостный день, великая В. соединяется с Литургией Иоанна Златоуста, - в Страстной четверг и субботу - с Литургией Василия Великого. В праздник Пятидесятницы В. служится после Литургии, и в состав ее включаются три коленопреклоненных молитвы ко Святому Духу.

В. содержит молитвословия, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца за Промышление Его о мире и человеке. Она переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в раю, их нуждах и скорбях по грехопадении, об обетовании, данном им и всем людям о Спасителе мира, о вере ветхозаветного человека в искупление рода человеческого Крестной смертью Единородного Сына Божия.

В службе В. мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам, и особенно в истекший день, каемся в грехах, совершенных в течение дня; испрашиваем у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины, подобной той, которой удостоился праведный Симеон Богоприимец.

В последовании В. каждый день в соответствии с Месяцесловом воспоминается то или иное священное событие или творится память чтимым святым и совершается служба в честь чудотворных икон (по Минее, Триоди). Кроме того, в воскресенье служба посвящается Воскресению Христову, в понедельник - Бесплотным Силам, во вторник - Пророкам и, в особенности, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, в среду - Животворящему Кресту Христову, в четверг - святым апостолам и Святителю Николаю Чудотворцу, в пятницу воспоминаются страдания Господа и смерть Его на Кресте, в субботу служба посвящена преподобным и всем святым; совершается поминовение усопших.

Молитвословия и песнопения в честь Божией Матери звучат в храме ежедневно, но особенно прославляется Она в воскресные дни.

ВЕ́ЧНАЯ ПА́МЯТЬ, поминовение - возглашение на отпевании умерших и на панихидах. "Упокой, Господи (имярек)", - говорит служащий иерей, вынимая на проскомидии частицу из просфоры и полагая ее на дискос в определенное место. Моление об "упокоении" умерших, равно как и прошение о "памятований" живых, означает - моление о спасении души тех, чьи имена произносятся. "Бог обладает мыслью творческой: мыслит вещами, почему и вечная память Его - могучее и реальное положение в вечности того, что уже отошло во времени... Поэтому существовать - это значит быть мыслимым, памятуемым Богом" (свящ. П. Флоренский). Благоразумный разбойник просил с креста: "Помяни меня Господи, когда придешь во Царствии Твоем!" В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 42, 43). Следовательно, быть помянутым Господом - это то же, что "быть в раю, это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами - обрести Жизнь Вечную".

ВИНО́ - 14, 85, 86, 91.

ВЛА́СТИ (греч. - "ексуди΄э") - ангельские существа, упоминаемые в Новом Завете как особого рода духи, причем как благие, послушные Богу (1 Пет. 3, 22: Христу "...покорились Ангелы и Власти, и Силы"), так и злые (Еф. 6, 12). В иерархии девяти чинов ангельских святой Дионисий Ареопагит отводит В. место последнего чина средней триады после Господств в Сил, особую близость В. к которым подчеркивает. Как и они, благие В. являют принцип непогрешимой и невозмутимой иерархической стройности, повелевания в послушании, без всякой возможности "тиранического употребления во зло" авторитета.

ВОДООСВЯЩЕ́НИЕ - 375-382.

ВОЗДВИ΄ЖЕНИЕ КРЕСТА́ ГОСПО́ДНЯ - один из неподвижных двунадесятых праздников, посвященный Кресту Христову, отмечается 14/27 сентября.

Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об Искупительной Жертве Христа. Поэтому этот праздник также стоит в начале годового круга богослужений. Знак креста с глубокой древности был символом вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения. С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весть о "безумии Креста", иудеи требовали знамений, эллины - доказательств, но в ответ они слышали: "Мы проповедуем Христа Распятаго..."

"Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим", - поет Церковь.

Через страдания к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца - таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. "Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет..." Это не значит лишь готовность к тяготам и страданиям; сами по себе они могут и не быть "крестом". "Взять крест свой" - значит "отвергнуть себя", победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.

Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как "красота Церкви", как "верных утверждение". Он - знак любви Бога к человеку, вестник грядущего преображения природы. "Да возрадуются древа дубравные, освятившуся естеству их, от Него же изначала насадишеся!" (канон Воздвижению).

Уже во II веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Еще раньше в Церкви появились первые изображения Креста. Эти изображения предшествуют Распятиям, самые ранние из которых относятся к VI веку. Из всех типов Распятий, пожалуй, самое величественное - то, что возникло в Византии: Иисус Христос изображен "предавшим дух". Голова склонена, глаза закрыты. Но самое замечательное - это руки. Они не безжизненны. Они раскрыты словно для объятия. Во всем облике Распятого покой и прощение. Уже как бы предчувствуется победа над смертью...

Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (IV в.), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале II века император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру святого Гроба и соорудил там храм Венеры.

Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. "Снимали слой за слоем, - пишет современник событий Евсевий, - вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом - честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения. Это была пещера Гроба Господня. Император снабдил Иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма".

Через некоторое время Палестину посетила престарелая мать Константина Елена. У Евсевия нет сообщений о том, что ей удалось найти подлинный Крест Христов. Однако Предание связывает обретение орудия Искупления именно с равноапостольной Еленой. Во второй половине IV века эта реликвия уже чтилась в Иерусалиме. Святой Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи. Согласно святому Иоанну Златоусту, признаком, по которому узнали, что это именно Крест Господень, послужила надпись на нем.

В начале V века Руфин уже определенно связывал находку с именем святой Елены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как царица искала Крест и нашла его зарытым в землю близ Голгофы. Чтобы удостовериться в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После этого патриарх "воздвиг" (то есть восставил, поднял) Крест над молящейся толпой. Отсутствие сведений у Евсевия дало повод историкам считать рассказ Созомена легендой. Но в том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного. По иудейскому обычаю, орудия казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Поэтому Крест Христов мог быть захоронен рядом с разбойниками. Как бы то ни было, почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В честь этой святыни и был установлен праздник В. Накануне, во время всенощной (после Великого славословия) священник выносит изображение Креста на середину храма. Есть обычай совершать "чин воздвижения Креста", при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении "Господи, помилуй". В день В. установлен пост.

ВОЗДУ΄ХИ (ПОКРО́ВЫ) - 15, 16, 18, 93-95.

ВОЗНЕСЕ́НИЕ (греч. "ана́липсис", лат. Assensio - восшествие) - возвращение Господа нашего Иисуса Христа по завершении Им земной жизни в Божественную сферу бытия - на Небо. Согласно новозаветному повествованию, Вознесение произошло через 40 дней после Воскресения Иисуса Христа (Деян. 1, 3) в окрестностях Иерусалима, на пути к Вифании (Лк. 24, 50, 51), то есть на восток от города, на склоне Елеонской горы (Деян. 1, 12), в присутствии апостолов, после беседы с ними (Мк. 16, 19). Перед исчезновением в глубине небес Иисус Христос благословляет апостолов (Лк. 24, 50, 51). "Два мужа в белой одежде" (два Ангела) обратились к апостолам: "Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо" (Деян. 1, 11).

В. Господне - христологический догмат, выраженный в Никео-Цареградском Символе веры: "И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца". "Господь... вознесся на небо и воссел одесную Бога" (Мк. 16, 19). В. на небо не следует, конечно, понимать как удаление Иисуса Христа в космическое пространство и, вообще, как удаление в какое-то иное место, ибо "небо" - не место. В. - это метафизическое удаление из мира, явление той же метафизической природы, что и "сошествие Христа с небес" на землю, которое тем самым стало и физическим на ней пребыванием. Здесь небо - это Божественное, премирное и сверхтварное бытие, оно есть Сама Пресвятая Троица во славе Своей. К Ней и возвращается сошедший на землю Сын Божий, как Богочеловек. При Воплощении Своем Сын Божий отрекся от славы Божией, и теперь Он вновь обретает ее. Возвращение в лоно Пресвятой Троицы означает и "одесную Отца селение", которое предвечно принадлежит Сыну и в В. возвращается Богочеловеку Христу. По Божеству Своему Сын Божий никогда не разлучался с Отцом и со Своей Божественной Славой, поэтому речь идет о В. и возвращении к Славе Божией, именно Богочеловека в двух Его естествах. Воплощение и В. имеют внутреннюю связь: Воплощение - отречение от Славы Божией; В. - принятие Славы. Таким образом, догмат о В. содержит ту именно истину, что прославленное человеческое естество Христа, вознесенное на небо, вошло во внутрибожественную жизнь Пресвятой Троицы. Богочеловек воссел одесную Отца во всей силе не только Своей Божественной природы, которая и не оставляла лона Отчего, но и человеческого естества, состоящего из тела, души и духа. Это - высшая ступень обожения (теозиса) человеческого естества.

"Говоря, что Иисус Христос воссел одесную Бога Отца, мы разумеем правую сторону Отца не в пространственном смысле. Ибо каким образом Неограниченный может иметь пространственные формы?.. Под правой стороной Отца мы разумеем Славу и Честь, в которой Сын Божий как Бог и единосущный Отцу пребывает прежде веков и в которой, воплотившись в последок дней, восседает и телесным образом по прославлении плоти Его" (св. Иоанн Дамаскин).

Византийская и древнерусская иконография В. исходит из эсхатологического смысла, намеченного в этих словах Ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернется во славе судить живых и мертвых на Страшном Суде. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг Девы Марии, символизирует провожающую Христа на небеса и ожидающую Его Второго Пришествия Церковь. Поза Богородицы - молитвенная, Оранта. Этот иконографический тип остается практически неизменным от миниатюры сирийского "Евангелия Рабулы" до поздних православных икон, написанных с сохранением восточного иконографического канона. В. празднуется Церковью как подвижный, переходящий двунадесятый праздник на 40-й день после Пасхи.

ВО́СК - 75, 76.

ВОСКРЕСЕ́НИЕ ИИСУ΄СА ХРИСТА́ - одно из величайших событий в Домостроительстве спасения человеческого рода и мира в целом. Богочеловеческий Подвиг Спасителя содержит несколько решающих искупительных моментов: Воплощение, Крестная смерть, В. и Вознесение. Поскольку это событие как корень и начало всеобщего В. представляет собой самый радостный для христианина момент в искупительном Подвиге Иисуса Христа, В. Умершего на Кресте Господа - основа веры христиан. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15, 14). Православная Церковь празднует В. Христово, Пасху как "праздников праздник и торжество торжеств" с особой радостью и умилением.

Евангелия повествуют о том, что Христос неоднократно предсказывал Свою "насильственную Смерть и В. в третий день" (например, Мф. 16, 21: 17, 23; 20, 19). Этот срок, прообразованный чудесным избавлением ветхозаветного пророка Ионы, три дня пребывавшего в утробе морского чудовища (Мф. 12, 40: "как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи"), назван в соответствии со счетом дней, принятым в древности, когда сколь угодно малая часть суток принималась за день (хотя между смертью Иисуса Христа и Его В., как они изображены в Евангелиях, по числу часов лежит меньше двух суток - примерно от 15 часов в пятницу до ночи с субботы на воскресенье). Само событие В. Христова и Его выход из заваленной камнем гробницы нигде в канонических Евангелиях не описывается, поскольку предполагается, что никто из людей не был его свидетелем (по этой же причине оно не изображается в византийском и древнерусской иконографии). Только в апокрифическом "Евангелии Петра" имеются наглядные картины самого В. Канонические Евангелия сообщают лишь: во-первых, о зрелище пустой гробницы со сложенными в ней погребальными пеленами и отваленным камнем, на котором сидит юноша в одежде "белой, как снег", один из Ангелов (Мф. 28, 2), или два Ангела (Лк. 24, 4), ясными словами говорящие о В.; и во-вторых, о явлениях Воскресшего Христа Своим ученикам. Пустую гробницу как вещественный знак В. видят жены-мироносицы, пришедшие рано утром, в воскресенье, довершить обряд погребения и помазать тело Иисуса, согласно иудейскому обычаю, благовонными веществами (Мф. 28, 1-8: Мк. 16, I-8; Лк. 24, 1-11). Затем к пустой гробнице являются и входят в нее апостол Петр и "другой ученик" - Иоанн Богослов (Ин. 20, 2-10). Явления Воскресшего Христа сопровождаются чудесными особенностями. Они телесны (Христос ест с учениками, апостол Фома пальцем ощупывает на теле Христа рану от копья), но телесность эта уже не подчинена физическим законам (Христос входит в дом сквозь запертые двери, мгновенно появляется и мгновенно исчезает). Он перестал быть непосредственно узнаваемым для ближайших Ему людей: Мария Магдалина сначала принимает Его за садовника (Ин. 20, 15), ученики, которым Он явился на пути в Эммаус, пройдя с Ним большую часть пути и проведя время в беседе с Ним, вдруг узнают Его, когда у них "открываются глаза", причем Он сейчас же становится невидимым (Лк. 24, 13-31). Согласно церковному Преданию, явления Воскресшего Христа и Его беседы с учениками продолжались 40 дней и завершились Вознесением. В Послании апостола Павла упоминается явление Христа по В. "более нежели пятистам братий в одно время" (1 Кор. 15, 6).

Православная иконография В. знала, наряду с сюжетом "Сошествие во ад" (настолько тесно связанным в древнейшем Предании с В., что византийские и древнерусские иконы Сошествия во ад воспринимаются как иконы В.), другой сюжет "Жены-мироносицы у гроба Господня". Изображение победоносного явления Христа над попираемым гробовым камнем, с белой хоругвью, имеющей на себе красный Крест, сложился в католическом искусстве позднего Средневековья и перешел в позднейшую эпоху в православную церковную живопись. Дата празднования В. Христова вычисляется по Пасхалии.

ВОСКРЕ́СНЫЙ ДЕ́НЬ - день недели, посвященный празднованию события Воскресения Христова в седмичном круге богослужений. Начинается В. Д. в субботу вечером воскресным всенощным бдением, за которым читается воскресный канон. Утром в В. Д. бывает служба 3-го, 6-го и 9-го часов, а затем совершается Божественная литургия по чину Иоанна Златоуста, Великим постом - по чину Василия Великого. Празднование Воскресения Христова есть также и в годовом богослужебном круге - это Пасха Христова, "праздников праздник и торжество торжеств".

ВРАТА́ А́ДА - образное выражение, означающее всю силу диавола или смерти. В таком смысле упоминается ад в пасхальном кондаке: "Аще и во гроб снизше́л ecи, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже..."

ВРАТА́ КРА́СНЫЕ ИЛИ ЦЕРКО́ВНЫЕ - 69, 72.

ВРЕ́МЯ ПРА́ЗДНОВАНИЯ ПА́СХИ - 580-581.

ВРУЦЕЛЕ́ТО И ВРУЦЕЛЕ́ТНЫЕ БУКВЫ - 584-586.

ВСЕВИ΄ДЯЩЕЕ О́КО - 14, 71.

ВЫНОСНО́Й (ЗАПРЕСТО́ЛЬНЫЙ) КРЕ́СТ - 55-59.

ВЫНОСНО́Й (ЗАПРЕСТО́ЛЬНЫЙ) О́БРАЗ БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ - 55, 59.

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕ́НСТВО - титул архиепископов и митрополитов, употребляемый при обращении: "Ваше Высокопреосвященство...", или в 3-м лице: "Его Высокопреосвященство..."

 

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы