Православные молитвы

Богословско-литургический словарь

О

ОБИХО́Д ЦЕРКО́ВНОГО ПЕ́НИЯ - сборник всего круга повседневного богослужебного пения Православной Церкви. Содержит основные песнопения знаменного, греческого и киевского распевов.

Издавался в двух видах: 1) Пространный О. Ц. П., содержащий в себе мелодии таких священных песнопений, которые почти ежедневно употребляются при богослужении. В начале его помещены песнопения вечернего богослужения, затем утрени и Литургии. Прибавлены также песнопения из Триодей постной и цветной, последование погребения, панихиды. О. Ц. П. был первой нотной книгой, напечатанной в Москве (1772 г.); 2) Сокращенный О. Ц. П. издан в 1778 году по рукописи епископа Тверского Гавриила. Сокращенный О. Ц. П. был составлен по местным нуждам Новгородской епархии, именно для домашнего обучения церковному пению и применен был к местным обычаям в пении. Содержит наиболее часто употребляемые песнопения. Гласовые мелодии в нем близки к старым церковным распевам, некоторые местами сокращены, другие претерпели изменение. С 1814 года. Сокращенный О. Ц. П. стал основным руководством при обучении церковному пению в духовных семинариях и снабжен нотной азбукой в цефаутном ключе: издавался в таком виде до 1887 года, когда был заменен "Учебным Обиходом нотного пения", более приспособленным для обучения.

О́БРАЗЫ - 9-12, 14-17.

ОБРЯ΄ДЫ И ТА́ИНСТВА - 197-199.

ОГЛАШЕ́ННЫЕ - 23.

ОДЕ́ЖДЫ ЖЕ́РТВЕННИКА - 15.

ОДЕ́ЖДЫ ПРЕСТО́ЛА - 15.

О́КНА - 74, 75.

ОКТО́ИХ, осмогласник, др. рус. - октай, - церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослужения седмичного круга, распределенные на восемь гласов. Каждое последование содержит для седмичных дней (с понедельника по субботу) молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и Литургии, а для недель, кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб, иначе восследований, которые принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжении седмицы одним напевом (слав. - "глас"), в О. называются "гласом". Гласов в нем восемь - на восемь седмиц. Отсюда он получил название "осмогласник", "октоих" (греч. "окто" - восемь, "икос" глас). Все последования восьми гласов печатаются большей частью в двух частях: по четыре гласа в каждой части. К той и другой части присоединяется Канон молебный Пресвятой Богородице, написанный Лукой Ласкарем, который поется и на молебне об избавлении от всякой скорби и печали, и на утрени в праздники великих святых. В обеих частях О. печатаются указания о совершении общественных богослужений, что составляет также содержание 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-й глав Типикона. Перед последованием субботы первого гласа помещается глава о том, как совершается последование об усопших, что является содержанием 14-й главы Типикона, при этом печатаются и самые молитвословия панихиды.

Пение О. в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям же оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей Всех святых и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно. Пение всех восьми седмиц и недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть. Все они начинаются в определенное время. Столпы гласов в разные годы начинаются не в одни числа. Когда начинается каждый столп О. в определенном году, указано в Пасхалии зрячей. В ней при ключевой букве показано, в какое число месяца в данном году начнется каждый столп О. При этом следует помнить, что столпы О. ведут счет с Недели Всех святых, а поэтому до Недели Всех святых нужно искать столпы гласов под ключевой буквой, которая относится к предыдущему году.

Не поется О. по седмичным дням, начиная с мясопустной субботы, а по воскресным дням, начиная с Недели ваий до Недели Всех святых. Есть и другие дни, в которые оставляется пение О. Это бывает в двунадесятые праздники Господни, приходящиеся как на седмичные, так и на воскресные дни, в Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднства всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные дни, но не в воскресные.

ОКТО́ИХ НО́ТНОГО ПЕ́НИЯ - певческая богослужебная книга, которая обычно содержит: "Господи, воззвах", стихиры воскресные с их Богородичными, Богородичны дневные, степенны, блаженны, подобны и самогласную стихиру. В конце приложены воскресные утренние или евангельские стихиры. Мелодии песнопений написаны знаменным - обыкновенным и малым - и киевским распевами.

ОМОФО́Р (БОЛЬШО́Й И МА́ЛЫЙ) - 116, 137-139.

ОРА́РЬ - 124, 125.

ОРА́РЬ ДВОЙНО́Й - 137.

О́РДЕНСКИЕ ЗНА́КИ - 14.

ОРЕ́Л - 38, 42.

ОРЛЕ́Ц - 15, 103, 104.

ОСМОГЛА́СИЕ - музыкальная система из 8 ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений Православной Церкви. Осмогласные мелодии построены в несимметричном ритме (без деления на равные такты) и следуют в своей структуре словесному тексту. Свод осмогласных песнопений, расположенных по гласам, содержится в Октоихе. Установление системы гласов на Западе приписывается папе святому Григорию Великому, на Востоке святому Иоанну Дамаскину. По словам жизнеописателя диакона Иоанна (IX в.), святому Григорий собрал напевы, возникшие веками в Церкви, удалил менее ценные, а остальные исправил и восполнил недостающие; из полученного таким образом материала он составил новый Антифонарий. На основании этого известия нынешний Антифонарий Римской Церкви и принятая там система гласов называются Григорианскими. Еще более позднее предание приписывает упорядочение церковных напевов на Востоке святому Иоанну Дамаскину: именем его и учителя его Космы надписывается музыкальный трактат с заглавием "Святоградец". Упорядочение церковных напевов должно было начаться гораздо ранее и святого Григория Великого, и святого Иоанна Дамаскина. Предание связывает начало этого упорядочения на Западе с именем святого Амвросия. Святому Григорию Великому приписывается только прибавление к существовавшим до него четырем амвросианским гласам, в основу которых легли древнегреческие лады: дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский; новые четыре напева, сродные с теми, "побочные гласы", а именно: иподорийский, начинающийся с "ля" и имеющий доминанту на 6-й ступени, ипофригийский, начинающийся с "си" с доминантой на 7-й ступени, иполидийский с "фа" с доминантой на 6-й ступени, ипомиксолидийский с "ре" с доминантой на 7-й ступени. Так получилось 8 гласов (впоследствии прибавлен 9-й, представляющий смесь 1-го и 8-го). Столько же гласов и с таким же музыкальным характером установил, по преданию, и Иоанн Дамаскин в Восточной Церкви, только счет гласов здесь другой: сначала идут все прямые гласы, а потом их побочные (греч. "плагиос"), тогда как на Западе за каждым прямым следует его побочный:

греческие a b г д пл.а пл.b "бари΄с"* пл.д -

славянские 1 2 3 4 5 6 7 8 -

латинские 1 3 5 7 2 4 6 8 9

Таким образом, напевы двух Церквей гораздо ближе друг к другу, чем богослужебные чины. Отличает их еще употребление органов на Западе, но они появились там довольно поздно и еще в IX-XII веках встречали противников, в числе которых был святой Фома Аквинат.

ОСНОВА́НИЕ - 587.

ОСНОВА́НИЕ ПАСХА́ЛИИ - 583.

 

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы