Православные молитвы

Богословско-литургический словарь

П

ПА́ЛИЙ (МА́НТИЯ) - 109.

ПА́ЛИЦА - 136

ПАНАГИ΄Я (греч. - всесвятая) - молитвенное наименование Богоматери. Этим же словом называют просфору, из которой на Литургии была изъята частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается в храме до принятия пищи (антидор). П. вкушается братией за монастырской трапезой после принятия пищи. Вкушению П. предшествует специальный чин возношения П. Сущность этого чина заключается в том, что из храма, по окончании Литургии, всею братией износится со священными песнопениями Богородичная просфора. Ее вносят в монастырскую трапезную, где полагают на особом блюде. По окончании трапезы с молитвами Пресвятой Богородице и прославлением Пресвятой Троицы просфору возвышают (поднимают) пред иконами и вкушают частицы от нее. Смысл чина - живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Его Пресвятой Матери. На такое знаменование чина указывает и предание о возникновении его, помещенное в Псалтири следованной (л. 136). По святому Симеону Солунскому, "часть хлеба мы каждодневно приносим Сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Святую Троицу и потому что Она родила нам Хлеб Животный" (О божественной молитве, гл. 322, 324). Ближайшая цель чина - настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся Литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о П. монастырский обед превращается в богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона (а на Пасху и с целою песнью канона).

ЧИ΄Н О ПАНАГИ΄И совершается, как указывает надписание его, только в монастырях во все дни (а не только в воскресные, хотя он и помещен в главе о воскресной службе), его можно разделить на части: 1) благословение трапезы: 2) возвышение П.: 3). благодарение за трапезу. Об этом чине, кроме Следованной Псалтири, упоминается еще в Типиконе в гл. 35 "О ястии и питии", там даются некоторые дополнения. См. с. 113-115.

ПАНИКАДИ΄ЛО (ПАНИКАНДИ΄ЛО) - 15, 74, 75, 77.

ПАНИХИ΄ДА - 446-454, 478-483.

ПА́ПЕРТЬ - 78.

ПАРАЕККЛИСИА́РХ - "кандиловозжигатель", церковнослужитель, который, согласно Уставу, испрашивает благословение настоятеля на начало богослужения, звонит в колокола, возжигает свечи, подает возжженное кадило священнослужителю, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях.

ПАРАМОНА́РЬ - букв. приставник, привратник (в просторечии "пономарь"), церковнослужитель, оберегающий имущество храма. В древней Церкви его обязанностью было неотлучное пребывание при священных местах, например, в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их от святотатства, так и для оказания различных услуг паломникам. Он наблюдал за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанности П. было отнесено чтение и пение за богослужением, принесении в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном и, наконец, уборка храма и алтаря.

ПАРИМИ΄ЙНИК - книга, содержащая паримии. В Древней Руси П. составлялись для богослужения, но употреблялись и в домашнем чтении, поэтому иногда в П. встречаются различные приписки переписчиков. В П. 1348 года на 24 июля помещены два чтения о Борисе и Глебе. Большинство рукописей П. русского перевода восходят к XII веку. Известен древний болгарский перевод XII века, так называемый "Григорович паримийник".

ПАРИМИ΄Я (греч. - притча, иносказание) - избранное чтение из Священного Писания Ветхого, иногда Нового Завета, которое содержит пророчество о воспоминаемом праздничном событии или прославляемом лице. Например, в навечерие Рождества Христова среди П. читается пророчество из книги пророка Исаии (7, 10-16; 8, 1-4, 8-10) о рождении от Девы Еммануила, то есть Богочеловека, из книги пророка Михея - о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичные в одной из П. говорится о лествице (Быт. 28, 1017), виденной Иаковом, прообразовавшей собою Божию Матерь, соединившую небо и землю и вместившую в себя Невместимого небесами, Господа Иисуса Христа. На день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла читаются три П. из Соборного послания святого апостола Петра (1 Пет. 1, 3-9, 13-19; 2, 11- 24).

Число читаемых П. неодинаково. На праздничных вечернях обычно читают 3 П., на Благовещение - 5, на вечерне Рождества Христова - 8; после 3-й П. (Мих. 4. 6, 7; 5, 2-4) читаются тропари, оканчивающиеся пением слов "С ними же помилуй нас", после 6-й П. (Дан. 2, 31-36, 44, 45) также поются последние слова тропаря "Жизнодавче, слава Тебе".

На вечерне Богоявления Господня читается 13 П.; после 3-й (Исх. 15, 22-27; 16, 1) хор поет окончание читаемых тропарей "Человеколюбче, слава Тебе" после 6-й П. (4 Цар. 5, 9-14) хор поет окончания тропарей "Токмо на седящия во тьме, слава Тебе".

В Великую Субботу читается 15 П.; после 6-й (Исх. 13, 20-22: 14, 1-32) читается тропарь с припевом "Славно бо прославися". После 15-й П. (Деян. 3, 1-56) читаются тропари с припевом "Господа пойте и превозносите Его вовеки". Во время этого пения царские врата открываются, но при чтении они бывают закрыты.

В каждый седмичный день Великого поста на вечерне читаются по две П.: из книги Бытия и из книги Притчей. На Страстной седмице, в первые три дня также читаются две П. - из книг Исход и Иова.

П. читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: "Премудрость", чтец произносит, например: "Бытия чтения" и др. Диакон или иерей возглашает: "Вонмем", и чтец начинает чтение П. по Минее или Триоди.

После прочтения всех П. на великой вечерне, соединенной с Литургией Василия Великого или Иоанна Златоуста, произносится малая ектения. По возгласе "Яко свят еси, Боже наш..." диакон произносит: "И во веки веков". Хор поет: "Аминь" и Трисвятое (в Великую Субботу - "Елицы во Христа крестистеся..."). Далее поется прокимен, чтение Апостола и Евангелия и Литургия совершается по принятому чину.

В сочельники - Рождественский и Крещенский, если они совпадают с субботой или с воскресеньем, великая вечерня совершается отдельно от утрени, и после прочтения всех П. произносится малая ектения. Трисвятое опускается, звучит прокимен, читаются Апостол и Евангелие и, наконец, возглашается сугубая ектения.

На вечерне в Великую Пятницу после П. следуют прокимен, чтение Апостола и Евангелия и сугубая ектения.

ПАРТЕ́СНОЕ ПЕ́НИЕ (от лат. partes - части) - вид хорового пения, получивший распространение в русской и украинской церковной музыке XVII-XVIII веков. Отличительный признак П. П. - многоголосие, преимущественно аккордового склада, с разделением хора на группы голосов, без инструментального сопровождения. П. П. сменило одноголосный склад знаменного пения. Оно возникло в самом начале XVII века на Украине. В России развитие П. П. было подготовлено так называемым строчным пением. После воссоединения Украины с Россией (1654) стиль П. П. прочно привился на русской почве и получил официальное признание. С введением П. П. древнерусское крюковое письмо было заменено современной нотацией, а взамен гласов упрочилась мажорно-минорная система. В П. П. широко развился духовный концерт. К началу XVIII века П. П. достигло высокого расцвета в творчестве композиторов В. Титова, Н. Калачникова, Н. Бавыкина, Ф. Редрикова и др., окончательно определились типичные черты П. П.: торжественность, монументальность, многослойное разделение хора на 4, 8, 12 и более голосов; сочетание гармонической полноты звучания с широким развитием мелодико-полифонического начала. Теоретические основы П. П. были разработаны в последней трети XVII века Н. Липецким. В качестве камерной разновидности П. П. привились псалмы и в особенности канты.

ПЕВЕ́Ц, псалт - церковнослужитель, исполняющий молитвенные песнопения при совершении богослужения. П. упоминается в текстах Литургий апостола Иакова и евангелиста Марка. К IV веку утвердилось поставление специальных П. в храмах. Они должны были вести строго благочестивую жизнь. Главной их обязанностью было предначинать пение и управлять им, что в настоящее время входит в обязанности регента. Перед началом пения П. восходили на амвон, куда не имеют права входить лица, не посвященные в клир (правило 15-е Лаодикийского Собора, правило 33-е VI Вселенского Собора). Собрание П. называется лик, хор, клирос. В древней Церкви было два лика: правый и левый.

ПЕ́ВЧИЙ ДЬЯ΄К - в России певец в церковном хоре патриарха, митрополита, архиерея или в придворном хоре русских царей. "Патриаршие певчие дьяки" после упразднения патриаршества (1721) были переименованы в "синодальных певчих", хор "Государевых певчих дьяков", формировавшийся из мирян, был преобразован Петром I в придворный хор и переведен из Москвы в Петербург (позднее - Придворная певческая капелла).

ПЕЛЕНА́ (ПОКРО́В) - 42, 48

ПЕ́РСТ - мера длины, упоминаемая в Священном Писании (Иер. 52, 21), равная дюйму, то есть 2, 51 см.

ПЕ́СНЬ БОГОРО́ДИЦЫ, "ЧЕСТНЕ́ЙШАЯ" - песнопение на утрени, между 8-й и 9-й песнями, девятая песнь Священного Писания составлена из песен Пресвятой Богородицы и праведного Захарии (Лк. 1, 46-55; 68-79). Представляет собой величайшее и святейшее произведение православной гимнографии. Устав назначил этой песне особо благоговейное исполнение. Тогда как другие песни Священного Писания служат припевами к ирмосам и тропарям канона, П. Б. занимает совершенно самостоятельное положение по отношению к последним и вообще в каноне; П. Б. имеет свой припев, одинаковый для всех ее 6 стихов: "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим..." В нем Пресвятая Дева исповедуется истинной Богородицей и великим дерзновением веры поставляется выше высочайших чинов ангельских. По преданию (у Никифора Каллиста, XIV в.), Дева Мария, явившись составителю песни (св. Косме), с веселым лицом сказала: "Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близко не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою". Способные к тайнозрению неоднократно видели потом Богоматерь, благословляющую эту песнь. О напеве для Песни Богородицы в настоящем месте Типикона сказано только: "поюще велегласно". Но в Уставе на 1 сентября, отличающемся вообще подробностью, т. к. это первый день церковного года, указан и глас для этой песни - 6-й. Что это указание имеет общее значение для всех дней, видно из гласов канона для 1 сентября: 1-й, 4-й и 8-й, и разумеется в его канонном напеве. Это и естественно, потому что припев к песни составляет ирмос из канона 6-го гласа ("К тебе утренюю"). Музыкальная традиция показывает, однако, что это не обычный канонный напев 6-го гласа, а особенный - "самогласный".

П. Б. выделяется из ряда других особым возгласом диакона пред ней, приглашающим к прославлению Богоматери: "Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим", чем отмечается необходимость особой внимательности к песни. В возгласе Пресвятая Богородица именуется Матерью Света в соответствии с предстоящим скоро прославлением Бога, "показавшего нам свет". Возглас произносится "по каждении святой трапезы", обычно по выходе из алтаря пред иконою Богоматери.

При пении "Величит душа Моя Господа" Устав предписывает поклоны, призывая и этим выразить свое богопочтение ввиду близкого окончания службы, ее праздничных песен, но ввиду запрещения в воскресные дни коленопреклонения - только малые: "Творим же и поклоны малые" (разумеется, на каждом стихе). Этим не исключаются такие же и в других местах службы, но только не считаются там столь необходимыми, как здесь, или вообще - почему-то не указывается (может быть по недосмотру). С большей подробностью они указываются в чине будничной службы, и этими указаниями можно руководствоваться для воскресной и праздничной служб, заменяя земные поклоны малыми.

Каждение, являясь усилением молитвы и способствуя поднятию молитвенного настроения, сопровождает важнейшие части богослужения и на протяжении всего бдения оно совершается 4 раза. Каждение на "Честнейшую" - последнее. Оно совершается одним диаконом или иереем (если диакон не служит). Отсюда двойственность в Типиконе; по окончании 8-й песни, "покадив святую трапезу, возглашает диакон: "Богородицу и Матерь Света..." иерей же или диакон кадит святой алтарь и всю церковь, и всю братию". По 9-й песни, возвратясь и отдав кадило, глаголет ектению и возглас от священника. На будничной службе, когда диакон не участвует в служении, каждение это указывается совершать священнику (9 гл. Типикона).

В 20-й главе Типикона указано, в какие дни поется "Честнейшуя" и в какие не поется. В те дни, в которые уставом назначено петь на утрени после 8-й песни особые припевы, не положено петь "Честнейшую".

ПЕ́СНЬ СВЯЩЕ́ННОГО ПИСА́НИЯ - образец для песни канона, взятый из книг Ветхого и Нового Заветов. Первая песнь, воспетая Мариамью, сестрою Моисея, после перехода евреев через Красное море: "Поим Господеви: славно бо прославися" (Исх. 15, 1-19); вторая - Моисея, воспетая во время шествия по пустыне: "Вонми небо, и возглаголю" (Втор. 32, 1-44); третья - Анны, матери пророка Самуила: "Утвердися сердце мое во Господе" (1 Пар. 11): четвертая - пророка Аввакума: "Господи, услышах слух Твой и убояхся" (Авв. 3, 2-19); пятая - пророка Исаии: "От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже" (Ис. 26, 9-20); шестая - пророка Ионы: "Возопих в скорби моей к Господу Богу" (Иона 2, 1-7); седьмая - трех отроков: "Благословен еси Господи, Боже отец наших" (Дан. 3, 26-56); восьмая - тех же отроков: "Благословите вся дела Господня Господа" (Дан. 3, 57-72); девятая - Богоматери: "Величит душа Моя Господа" (Лк. 1, 46-55) и Захарии: "Благословен Господь, Бог Израилев" (Лк. 1, 68-79). Стихи этих песней положено петь на утрени пред каноном. Они составляют собою припевы к тропарям канонов. Стихи песней и называются припевами. Слова первой песни Священного Писания, переставленные в различном порядке, то есть "Господеви поим" и "Поим Господеви", служат в богослужебных книгах для обозначения различия, соответственно, непраздничного и праздничного стихословия песней Священного Писания.

ПЕ́СНЬ СИМЕО́НА БОГОПРИИ΄МЦА, "НЫ΄НЕ ОТПУЩА́ЕШИ" - молитва святого Симеона Богоприимца, взятая непосредственно из Евангелия от Луки (2, 29-32), завершающая вечернее богослужение. Дав ряд псалмов: специально вечерних (103 и 140 с дальнейшими), рядовых (1-я кафизма) и специально праздничных (стихи 92-го псалма), присоединив к псалмам христианские гимны, приспособленные и к вечернему времени ("Свете тихий", "Сподоби, Господи"), и к празднику (стихиры), вечерня, однако, не исчерпала бы певческого материала, если бы не прибавила ко всему этому еще чего-либо из круга так называемых библейских песней, которые на утрени под видом канона занимают столь видное место. Этот недостаток вечерня и восполняет молитвою "Ныне отпущаеши". Полная благодарности и спокойствия пред лицом смерти, происходящих от постоянной мысли не о себе, а о мире и народе, их просвещении и спасении, эта молитва Симеона подходит к вечеру, напоминающему нам о закате нашей жизни (подобно "Свете тихий", она называет Спасителя светом). Несмотря на высокопоэтический характер этой молитвы-песни, Устав назначает ее читать, а не петь (как исполнил ее, вероятно, и сам праведный Симеон: "благословил Бога и сказал..." (Лк. 2, 28)). Зато ее "глаголет настоятель", тогда как последующее Трисвятое - чтец (на будничной вечерне "Ныне отпущаеши" может читать и чтец). Согласно святому Симеону Солунскому, "один из служащих, как бы Симеон Богоприимец, с благоговением произносит" ее. Песнь Симеона упоминается в числе вечерних песней непосредственно после молитвы, близкой к нашему "Сподоби, Господи", уже Апостольскими постановлениями (VII, 48), а на нынешнем месте вечерни в рассказе Нила Синайского VII века и в Часословах VIII века.

ПЛА́Т - 15, 47.

ПОВЕЧЕ́РИЕ - богослужение дневного круга, совершаемое в дни, установленные Типиконом. Различаются великое и малое П. Великое П. состоит из трех частей и по содержанию напоминает утреню. В первой части П. поется песнопение, прославляющее пришествие в мир Спасителя: "С нами Бог". Вторая часть имеет покаянный характер; третья - хвалебная, соответствует третьей части утрени: читается великое славословие, поется (или читается) канон, а после того поется "велегласно и косно" тропарь: "Господи сил, с нами буди" со стихами из Пс. 150. Великое П. совершается в Великий пост и накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления. Во все прочие дни совершается малое повечерие, представляющее собой значительное сокращение великого.

ПОДИ΄P - 118, 120, 121.

ПОДРИ΄ЗНИК (СТИХА́РЬ) - 122-124.

ПОДРЯ΄СНИК - 106-108.

ПОДСВЕ́ЧНИК - 15, 73, 76, 77.

ПОКАЯ΄НИЯ ТА́ИНСТВО (И΄СПОВЕДЬ) - 233-276.

ПОКРО́ВЫ (ВОЗДУ΄ХИ) - 15, 16, 18, 93-95.

ПОЛИЕЛЕ́Й - составная часть чинопоследования воскресной или праздничной утрени; состоит из торжественного песнопения, составленного из стихов псалмов 134-го и 135-го "Хвалите имя Господне", тропаря или величания, чтения Евангелия и Псалтири.

В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна "Хвалите Имя Господне", в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется "многоелейной" или по-гречески - полиелеем.

Отверзаются царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Святой алтарь, а потом и весь храм озаряются светом, благоухает кадильный фимиам. Распахнутые царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. С клиросов воссылается хвала Ангелов и человеков Воскресшему Господу. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак Креста на челе каждого подходящего к иконе.

ПОЛИКАДИ΄ЛО (ПОЛИКАНДИ΄ЛО) - 74, 75, 77.

ПОЛИСТА́ВРИЙ - 132.

ПОМАЗКИ΄ - 100.

ПОПЕ́ВКА - характерный мелодический оборот. Этот термин, возникший в русской певческой практике, получил распространение в церковном крюковом пении Московской Руси. П. сохранились и в народном песенном искусстве. П., как и поговорки в народной речи, всего яснее обрисовывают музыкальный склад и вкус древнерусского песнотворчества. Каждая П. имеет свое особое название, напр.: рафатка полная, долинка средняя, колесо, завертка, накидка и др. В безлинейных нотных рукописях нередко можно найти отдельно приложенное руководство, "како поются попевки и в котором гласе".

ПО́ПРИЩЕ, миля - мера расстояния, упоминаемая в Новом Завете (Мф. 5, 41), составлявшая 8 стадий, 1480 м.

ПО́РУЧИ - 127 - 129.

ПОСЛЕ́ДОВАНИЕ - так называется в богослужебных книгах изложение или указание молитв только одного рода, то есть или изменяемых, или неизменяемых. Одни П. содержат неизменяемые молитвословия, таковы в Служебнике и Часослове П. вечерни и утрени. Другие заключают одни изменяемые молитвословия, таковы П. Триоди, Минеи, Типикона. Само название П. произошло от того, что молитвы и песнопения, которые находятся в П., поются, согласно Уставу, вслед за другими молитвами, которых нет в данном П., но которые находятся в других богослужебных книгах. Исключением служит весьма немного П., в которых неизменяемые молитвы и песнопения соединяются с изменяемыми.

Слово "последование" прилагается и к одной службе, например, "П. утрени", "П. вечерни" (Служебник, Часослов), и к нескольким службам дня. Так, например, говорится: "П. понедельника", "П. недели" (воскресенья), "П. святому", "П. празднику".

В книгах, относящихся к частному богослужению, например, в Требнике, слово П. иногда надписывается над молитвословиями и песнопениями богослужения, которое, по Уставу Церкви, должно следовать за другим богослужением. Так, П. Крещения следует за оглашением, П. обручения должно совершаться после Литургии. Иногда в Требнике слово П. надписывается над изложением молитв и песнопений для богослужения более продолжительного, чем чин.

ПОСЛЕ́ДОВАНИЕ (КНИ΄ГА) МОЛЕ́БНЫХ ПЕ́НИЙ - богослужебная книга, содержащая последования и чины различных молебнов (с водосвятием и без оного). Некоторые из них находятся и в Требнике большом.

ПО́СОХ (ЖЕ́ЗЛ) - 15, 104, 105.

ПО́СОХ (ПА́ЛКА) - 117.

ПОТИ΄Р (ЧА́ША) - 18, 85-87, 90-95.

ПО́ЯС-135.

ПРА́ВИЛА ВЫЧИСЛЕ́НИЯ И ОПРЕДЕЛЕ́НИЯ ДНЯ΄ ПРА́ЗДНОВАНИЯ ПА́СХИ - 588-592.

ПРА́ВИЛЬНИК - точнее, "Правило ко Святому Причащению", содержит "Правило вечернее и утреннее (службы и молитвословия), как приготовлять себя к принятию Святых Таин Христовых". Молитвословия изложены в книге с повечерия, в порядке, в каком они должны следовать при приготовлении к Таинству Причащения. Это правило помещено также в Псалтири следованной.

ПРА́ЗДНИКИ - особые, священно-торжественные периоды в духовной и литургической жизни Церкви, служащие выражением светлого, радостного христианского чувства, укорененного в вере в искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Христианские П. несут живое воспоминание о земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери, призывают к благодарению Бога за Божественное Смотрение о спасении человека и побуждают к деятельному упражнению в христианских добродетелях. Древние отцы и учители Церкви часто высказывают мысль, что посредством христианских П. наглядно изображаются все благодатные дары религии спасения, а их чреда представляет основные моменты Священной истории, как бы спроектированные на годовой богослужебный круг. Здесь христианское учение переходит из области эсхатологии в повседневную жизнь, освящая годовой космический цикл природной жизни. Христианские П., повторяясь из года в год, пронзают века и тысячелетия, соединяя Начало нашего века с его предуказанным Завершением.

Происхождение и установление П.

Во всех религиях П. составляют существенный элемент культа: люди, собравшись, обычно в радостном настроении, чествуют то или иное явление человеческой жизни; некоторыми обрядами, приуроченными к определенному времени, они приносят благодарение божеству и просят о его милости. В Ветхом Завете отличительная черта П. заключается в их связи со Священной историей, ибо они приводят в соприкосновение с Богом, постоянно действующим ради Своего избранного народа.

Лунный кругооборот, которым определялся израильский месяц, естественным образом породил определенные П.: некоторые - на полнолуние или новолуние, о чем сказано в псалме: "трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день П. нашего; ибо это закон для Израиля" (Пс. 80, 4, 5) (ср. также 1 Цар. 20, 5; 4 Цар. 4, 23; Aм. 8, 5); в субботу, отмечавшую недельный ритм: "день седьмой - суббота Господу, Богу твоему". Из солнечного кругооборота создался периодически возвращающийся П. Нового года, известный во всех культурах; сначала он был связан с осенним П. Собирания плодов (Исх. 23, 16), позже - с весеннею Пасхой (Исх. 12, 2); к этому богослужению восходят некоторые обряды дня Очищения (Лев. 16).

Помимо рамок, определяемых ритмом небесных светил, каждодневная жизнь израильтян, сначала - пастухов, потом - земледельцев, привела к установлению П., которые легко сливались с вышеназванными. В день Пасхи, весеннего пастушеского П. происходило приношение первенцев стада; земледельческий труд привел к возникновению трех крупных ежегодных П.: весною - Опресноков, летом - Жатвы (или Седмиц), осенью - Собирания плодов или Сбора винограда (Исх. 23, 14-17; 34, 18, 22). Второзаконие соединяет Пасху с Опресноками, а П. Собирания плодов дает название П. Кущей (Втор. 16, 1-17). Некоторые обряды теперешних П. понятны только в связи с их пастушеским или земледельческим происхождением. После плена появились некоторые второстепенные П.: Пурим (Есф. 9, 26), Обновление и день Никанора (1 Мак. 4, 52-59; 7, 49; 2 Мак. 10, 5). Различные П. приобретают новый смысл в связи с прошлым, которое они напоминают, с будущим, которое они возвещают, и с настоящим, которое они являют. Израиль славит своего Бога по разным поводам. Творец вспоминается каждую субботу, а Избавитель от египетского рабства - не только в субботний день, но и в П. Пасхи (Втор. 5, 12, 15; 16, 1). П. Кущей напоминает о странствии в пустыне и о времени, когда Израиль был обручен Богу (Лев. 23, 42; ср. Иер. 2, 2); наконец, позднейший иудаизм связал с П. Седмиц (по-гречески получившим название Пятидесятницы) дарование Синайского Закона. Таким образом, земледельческие П. становились празднованием прошлых событий: когда израильтянин молился, посвящая Богу первые плоды, он возносил благодарение как за дары земли, так и за великие деяния прошлого (Втор. 26, 5-10).

Иисус Христос, несомненно, соблюдал иудейские П. Своего времени, но в то же время показывал, что свой полный смысл они получают только от Него Самого и осуществления Его дела, например, в том, что касается П. Кущей (Ин. 7, 37; 8, 12; ср. Мф. 21, 1-10) или Обновления (Ин. 10, 22-38), и особенно Пасхи. Он сознательно запечатлел Новый Завет Своей Пасхальной Жертвой, сказав ученикам Своим: "Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие" (Мф. 26, 2; ср. Ин. 13, 1; 19, 36: 1 Кор. 5, 7). Этой Новой и окончательной Пасхой Христос исполнил также чаяния П. Очищения, ибо Его Кровь открыла путь в истинное святилище (Евр. 10, 19) и к великому торжествующему собранию верных в Небесном Иерусалиме (Евр. 12, 22). Отныне подлинный П. совершается на Небе. С пальмовыми ветвями в руках, как на праздник Кущей (Откр. 7, 9), сонм избранных, искупленных Кровью истинного пасхального Агнца (Откр. 5, 8-14; 7, 10-14), поет вечно новую песнь (Откр. 14, 3) во славу Агнца и Его Отца. П. Пасхи стал вечным Небесным П. Сведя к эсхатологическому единству множественность иудейских П., Небесная Пасха придает отныне новый смысл различным П. Церкви на земле. В отличие от П. иудейских, они являются воспоминанием события, совершившегося раз и навсегда и имеющего вечную ценность.

Установление христианских П.

Начало христианских П. восходит к самой глубокой древности. В евангельской истории мы нигде не находим указания на то, чтобы Иисус Христос дал Своим ученикам какие-либо предписания относительно П. Сам Он пользовался иудейскими П. (особенно субботой и Пасхой) как временами наиболее удобными для проповеди по причине большого стечения народа в эти дни. Но Он не вменил в обязанность Своим ученикам празднование иудейских П. Апостолы и их преемники из иудеев также участвовали в иудейских П. и по примеру своего Учителя с особым рвением проповедовали в эти дни Благую Весть. Одновременно апостолы снимают с христиан бесполезное и тягостное бремя закона, которое лежало на иудейских П., придавая им лишь религиозно-нравственное значение (1 Кор. 5, 6 и т. д.). Вместо последнего дня седмицы, они устанавливают празднование в первый (после субботы) день (1 Кор. 16, 2) и призывают праздновать Пасху хотя и одновременно с иудеями, но совершением и вкушением Евхаристии (1 Кор. 5, 6). Так, первые христианские П., в первую очередь Пасха, установлены по аналогии с иудейскими, но возникновение их всецело проникнуто духом христианской свободы. Основываясь на этом, Церковь в следующие два века постепенно устанавливает целый ряд П. и богословски раскрывает их смысл, поясняя, что назначение праздника на определенный день происходит не потому, что тот или иной день сам по себе священнее других, но ради знаменательности и спасительности события новозаветной истории, вспоминаемого в нем, ибо любой лень, когда совершается трапеза Царства Божия, Евхаристия, есть П. - причастие новой жизни, новому времени...

В IV веке число П. умножается и постепенно меняется сама идея П. Перемена эта связана с перерождением эсхатологического самосознания Церкви. Первоначальная и основная идея П. противополагается другой, представляющей каждое действие, каждый спасительный акт исторически, а не только метафизически. Кроме того, одной из причин этого умножения была необходимость для Церкви заменить языческие П. христианскими, которые утолили бы естественную потребность П., первичную в каждом обществе и состоящую в праздновании главных моментов природной жизни. Ясно, что первохристианство не знало этого. Для него конец времени переживался как уже наступивший. Крещение вводило в единый П. - в Вечную Пасху, в день восьмой... П. нет, ибо все стало П., - вот ощущение христиан I-II веков. Теперь же П., естественно, приобретали смысл мистериальный: воспоминания, культового воспроизведения особой сущности данного события и приобщения к ней. Слово "таинство", которое у апостола Павла и в раннем христианстве означает всегда все дело Христово, все спасение, теперь как бы сужается и становится определением отдельных П., священнодействий, обрядов, в которых воспоминается и сообщается верующим сущность отдельных действий Спасителя. "Вот другое дело Христа и другое таинство, - восклицает святой Григорий Богослов в праздник Богоявления, Христос светится, будем сиять и мы с Ним, Христос крещается, спустимся и мы с Ним, дабы подняться с Ним..." (Слово на Богоявление).

Приобретя свою особую сущность, каждый отдельный П., естественно, становится и выражением определенной богословской идеи, П. догматическим. П. обособляются не только как воспоминание отдельных событий жизни Христа, но и как выражение и утверждение отдельных догматов Церкви. Во времена догматических споров П. отражают и закрепляют достигнутые в них результаты. Так, развитие рождественского цикла одной своей стороной связано с необходимостью христианизировать и "воцерковить" даты больших языческих праздников: 25 декабря (Рождение непобедимого Солнца) и 6 января (рождение Эона или Диониса), а другой - с борьбой за Никейское православие, за "единосущие". В этой связи характерна замена каппадокийцами раннего названия П. "епифаниа" - явление, новым, более богословским "Феофаниа" - Богоявление. Рождество - одновременно и П. торжества над тьмой язычества (явления "Солнца Правды") и торжества Никеи над арианством, утверждение Божественного достоинства Христа. Содержанием и целью литургической мистерии становится раскрытие и сообщение ее участникам определенной спасительной истины о Боге и Христе. Под влиянием историко-мистериального понимания П., с одной стороны, догматических споров, с другой, этот изначальный П. Богоявления как бы расщепляется - дата 25 декабря становится особым воспоминанием Боговочеловечения, 6 января - Крещения Господня, как Богоявления, то есть первого явления Троицы в мире. И, наконец, третий исторический этап состоит в дальнейшем развитии цикла этих П.: возникновения особых подготовительных недель Праотцев и Святых Отцев, промежуточного П. Обрезания Господня и завершительного - Сретения. Совершенно аналогично развитие Пасхального цикла с его постепенным восполнением специальными историческими воспоминаниями Страстной седмицы, с одной стороны, Вознесения и Сошествия Святого Духа - с другой.

П. стали переживаться как ряд "прорывов" в некое инобытие, как причащение реальности, ничем не связанной с "миром сим". Дата П. стала фактически безразличной, ибо литургическое "днесь" ("Дева днесь Пресущественного раждает") ничем не связано со временем: весь смысл П. в том, чтобы дать нам созерцание этого вечного "днесь", то есть надвременной, идеальной сущности воспроизводимой "мистерии". Если в пасхальном и рождественском кругах остается еще связь с годом, то есть временем и его ритмом, то в П. более позднего происхождения она практически исчезает. Так, например, установление П. Преображения Господня 6 августа имеет причиной освящение трех храмов на Фаворской горе в этот день. Между тем до выделения в отдельный П. воспоминание Преображения Господня, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что до сих пор указывают тропарь и кондак этого дня: "да егда Тя узрят распинаема..." Показательна история богородичных П. Сначала чествование Божией Матери выражается в форме "дополнительных" праздников: самым первым из них следует признать Собор Пресвятой Богородицы, непосредственно примыкающий к Рождеству Христову (аналогичный воспоминанию Иоанна Предтечи после Крещения). Ему соответствует на Западе Natal S. Mariae 1 января, отмеченный в некоторых древних литургических памятниках. Все это указывает на первичную связь литургического почитания Божией Матери с рождественским циклом, который, в свою очередь, в своих истоках определен идеей года. Но по мере того, как сама идея П., развиваясь, обособляется и становится независимой от общей структуры литургического года, связь эта ослабевает. В нашем теперешнем цикле богородичных П. лишь дата Благовещения, 25 марта (девять месяцев до Рождества Христова), связывает ее с рождественским циклом. Остальные даты приурочены к освящению Богородичных храмов в Палестине: празднование Успения, 15 августа, восходит к освящению храма в честь Божией Матери между Вифлеемом и Иерусалимом, таково же происхождение дат П. Рождества Богородицы - 8 сентября и Введения во храм - 21 ноября. Вне богородичного цикла, по такому же принципу возникает П. Воздвижения Креста (связанный с освящением храма над Гробом Господним) и Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (освящение храма Предтечи в Севастии). В итоге эволюции П. сложился христианский год: некое целое, некий календарь, наполнившийся постепенно обычаями, преданиями, бытовыми особенностями и т. д. Природная, общественная, семейная жизнь оказалась согласованной с ним. Это было миссионерской победой Церкви в деле "воцерковления жизни", соединение народного быта с датами церковных П.

Церковные П. по важности связанных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения разделяются на великие, средние и малые.

ПРА́ЗДНИКИ ВЕЛИ΄КИЕ в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. Таковы праздники "двунадесятые": Рождество Христово (25 дек.), Богоявление (6 янв.), Сретение Господне (2 февр.), Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи), Пятидесятница, или Троица (на пятидесятый день после Пасхи, то есть в седьмое воскресенье), Преображение Господне (6 авг.), Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.), Рождество Богородицы (8 сент.), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), Воздвижение Креста Господня (14 сент.). Но в первую очередь сюда принадлежит П. Пасхи, как "праздников праздник", имеющий церковную службу, отличную от всех двунадесятых П.

В церковном праздновании великих П. следует различать дни предпразднства, попразднства, отдания П. и самого П. Днями предпразднства Церковь как бы пророчески предуказывает на день великого П., приготовляет верующих к достойной встрече его. Поэтому в дни предпразднства, наряду с молитвами и песнопениями, воспоминаемым в этот день святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения в честь наступающего П. Все великие П. имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет 5 дней, а второй - 4 дня.

Дни попразднств составляют продолжение П. В эти дни, наряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же - событие прошедшего П. Число дней попразднства простирается от одного до восьми дней, в зависимости от большей или меньшей близости одного П. к другому или к дням поста. Последний день попразднства носит название дня отдания П. и отличается от дней попразднства большей торжественностью богослужения, потому что последование этого дня во многом повторяет молитвословие и пение из последования самого П. Предпразднства и попразднства установлены Церковью отчасти по примеру Ветхозаветной Церкви, которая имела приготовление к своим П. и заключение их (Лев. 13, 35, 36: 1 Мак. 10, 34; Ин. 11, 55), отчасти по примеру Иисуса Христа, повелевшего приготовить Вечерю и заключившего ее пением (Мф. 26, 19, 30). Те и другие установлены в глубокой древности. О древности установления предпразднства свидетельствует вся история всенощного бдения. Попразднства и отдания были окончательно узаконены при организации богослужения в IV веке и преимущественно при главных П.: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В последующее время Церковь присоединяет их ко всем великим П.

Богослужение в самый день великого П. посвящается исключительно воспоминаемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения. Внешняя сторона богослужения в великие П. достигает особой торжественности. Священнослужители облекаются в светлые одежды, и богослужение совершается при полном освещении храма. Пению, как выражению радостного состояния, в день П. отдается предпочтение перед чтением.

Приличнейшим положением тела при молитве в эти дни Церковь считает стояние, и потому на некоторые П. определенно запрещено коленопреклонение. Наконец, подчеркивая радость и торжество, Церковь ослабляет или вовсе отменяет в эти дни посты.

ПРА́ЗДНИКИ СРЕ́ДНИЕ различаются двух видов: одни из них, как и великие П., имеют всенощное бдение, а другие - только полиелей. К великим П., не входящим в число двунадесятых, относятся: Покров Пресвятой Богородицы (1 окт.), Обрезание Господне (1 янв.), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), день памяти святых апостолов Петра и Павла (29 июня), Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 авг.). Первые обозначаются в богослужебных книгах красным крестом в полукруге, а вторые имеют только красный знак - крест.

Средних П. со всенощным бдением в Уставе указано немного. Но к П. этого вида присоединяются П. храмовые и местночтимого святого. Последование этих П. не посвящается целиком воспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрени. Средние П. второго рода, полиелейные, отличаются тем, что имеют на вечерне "Блажен муж" первый антифон, на "Господи, воззвах" стихиры на 6 (от произволения на 8), чтения (паримии) три и стихиры на стиховне; на утрени - полиелей и Евангелие, канон на 8 и Славословие великое. Впрочем, в эти П. Устав предоставляет воле настоятеля совершать и всенощные бдения. В таком случае к последованию присоединяются особого рода молитвословия.

ПРА́ЗДНИКИ МА́ЛЫЕ бывают также двух видов: первые отличаются тем, что на вечерне имеют кафизму обычную, на "Господи, воззвах" стихиры на 6, на утрени - канон на 6 и Славословие великое, которое поется, а не читается. Но в связи с пением Великого славословия поются стихиры на "Хвалите". Святые, в честь которых совершаются такие П., называются в Уставе "святыми со славословием". Такие П. обозначаются красным знаком левой скобки с тремя точками посередине. Малые П. второго вида имеют только на "Господи, воззвах" стихиры на 6 и на утрени - канон на 6. Они отмечаются знаком правой скобки с тремя точками посередине, только черного цвета, и в Уставе называются "шестеричными святыми" или "святыми на 6".

ПРА́ЗДНИКОВ ЗНА́КИ (в Типиконе). Имеется шесть разрядов богослужебных последований в зависимости от значения прославляемого события. В Типиконе и Месячной минее каждый праздник имеет особый знак, указывающий на его разряд:

Красный знак великий праздник, двунадесятый:

Красный знак средний праздник 1 разряда;

Красный знак средний праздник II разряда;

Красный знак малый праздник 1 разряда;

Черный знак малый праздник II разряда.

Непраздничные дни (VI разряд) не имеют никакого знака.

ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ (ЖЕ́РТВЕННИК) - 34, 35, 50-52

ПРЕДСТОЯ΄ТЕЛЬ - 1) епископ (или священник), совершающий в данный момент таинство Евхаристии; 2) глава поместной, Автокефальной Церкви.

ПРЕОСВЯЩЕ́НСТВО - титул епископа, употребляемый при обращении к нему: "Ваше Преосвященство..." или в 3-м лице: "Его Преосвященство...."

ПРЕСТО́Л - 15, 18, 33-35, 38-48.

ПРЕСТО́ЛЫ - название одного из 9 чинов ангельских, упоминаемых в Священном Писании. Отцы Церкви усвояют П. место 3-го чина 1-й степени после Херувимов и Серафимов. Основываясь на их имени, можно, мысля символически, представить, что Господь Вседержитель "восседает на них, как на троне или престоле". Такая образная символика встречается на православных иконах, где П. в виде огненных колес с глазами и крыльями поддерживают подножие трона Спасителя.

ПРЕСТО́ЛЫ АПОКА́ЛИПСИСА - 13, 48.

ПРЕСУЩЕСТВЛЕ́НИЕ - термин, которым в православном богословии с XV века определяется способ пребывания Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в хлебе и вине святой Евхаристии. В православной догматической литературе термин П. подробно сформулирован в "Послании восточных патриархов о православной вере". В П. Церковь видит чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. "Самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинного Тела и Крови Христовой, действием Святого Духа, Которого священник призывает в это время для совершения таинства, молитвою и словами: "Ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия, и сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего; а еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым".

После этих слов немедленно совершается П.: остаются только виды хлеба и вина, представляющиеся взору. Господь восхотел, чтобы мы не видели телесными очами Тела и Крови Христовых, но духом веровали, что это - Они, на основании слов, сказанных Христом ученикам своим на Тайной Вечери: "Сие есть Тело Мое" и "Сия есть Кровь Моя". Мы должны более веровать Божественному слову, силе Его, а не нашим чувствам, что и являет блаженство веры.

ПРИДВО́РНАЯ ПЕ́ВЧЕСКАЯ КАПЕ́ЛЛА была организована в начале XVIII века из придворного мужского хора, так называемых "государевых певчих дьяков", переведенных Петром I из Москвы в Петербург и принимавших участие в дворцовых богослужениях. К середине XVIII века состав хора возрос до 100 человек. С 1763 года хор стал именоваться "Придворная певческая капелла". Ее возглавляли русские композиторы и музыкальные деятели: Д. Бортнянский (1796-1825), Ф. Львов (1825-1836), А. Львов (1837-1861), Н. Бахметьев (1861-1863), М. Балакирев (1883-1894), А. Аренский (1895-1901) и др. К. оказала основополагающее влияние на формирование традиций церковного пения в России, на стиль хорового пения а капелла. Ей было предоставлено право издавать и редактировать все хоровые духовные сочинения русских композиторов. В 1839 году при К. были открыты инструментальные классы, работа которых достигла особенно высокого уровня под руководством Н. Римского-Корсакова (помощник управляющего К. в 1883-1894). После 1917 года преобразована в смешанный академический хор.

ПРИДЕ́Л - 33, 51.

ПРИМИКИ΄РИЙ - свещеносец или лампадчик-церковнослужитель, в обязанность которого входит ношение перед архиереем при его служении лампады или подсвечника с одной свечой.

ПРИПЕ́В - 1) Стих Священного Писания, полагаемый Уставом перед стихирами; пред одними стихирами - это стихи из псалма "Хвалите Господа", перед другими - 113 псалма "Господи, воззвах", пред иными - из других псалмов; 2) Молитвенное обращение перед тропарями канона к тем, кому поется канон. Так, например, при воскресном каноне - припев: "Слава, Господи, святому Воскресению Твоему"; при каноне Богородице - припев: "Пресвятая Богородице, спаси нас"; припев перед каноном Святителю Николаю: "Святителю отче Николае, моли Бога о нас"; 3) Песнопение, которое в великие Господни и Богородичные праздники и отдания их поются на утрени после 8-й песни канона, вместо "Честнейшей". Эти припевы печатаются в Ирмологионе; 4) "Троичное величание", которое поется на воскресной полунощнице.

ПРИТВО́Р - 13, 19, 23-25, 77-78.

ПРИЧА́СТЕН, или киноник, - стих, который поется перед причащением верующих за Литургией. По своему содержанию П. имеет отношение к воспоминанию текущего дня или праздника, почему и разделяются на причастны дня, святого, праздника. Напечатаны в конце Апостола.

ПРИЧАЩЕ́НИЯ ТА́ИНСТВО (ЕВХАРИ΄СТИЯ) - 276-279.

ПРОКИ΄МЕН (греч. - "предлагаемый вперед") - стих из псалмов Давидовых, используемый применительно к значению праздника или дня, произносится перед чтением Священного Писания: паримий, Апостола и Евангелия; преобразовательно выражает главную мысль читаемого, а если чтения не положено, указывает на общее значение дневной службы. П. сопровождается другим стихом или многими стихами, которые служат ему дополнением и шире раскрывают его смысл.

Чтец громко произносит П., и хор вторит ему. Потом хор на каждый стих чтеца отвечает П. В заключение чтец произносит первую половину П., а хор заканчивает его. П., при которых имеется не по одному, а по три стиха, называются великими. В. П. полагаются на вечерне в великие Господни праздники и в самые эти праздники, а также на вечерне Недели сырной и в воскресенье вечерни Великого поста, кроме Недели ваий. В. П. прославляют величие Всемогущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога. На вечерне в воскресенье Недели сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Недель Великого поста поются попеременно В. П.: "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши Мя: вонми души Моей и избави ю" и "Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи".

В вечер 1-го дня Пасхи, в воскресение апостола Фомы, в день Пятидесятницы В. П. - "Кто бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса"; в вечер праздников: Рождества Христова - "Кто Бог велий..."; Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова - "Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори"; если эти праздники совпадают с субботой, В. П. праздника поется накануне, в пятницу; в субботу же вечера (в праздник) звучит В. П. - "Господь воцарися..."; во всю пасхальную седмицу за вечерней исполняется особый П.

В субботу вечером за всенощной, на вечерне, всегда поется В. П. "Господь воцарися, в лепоту облечеся". В этом П. и стихах его воспевается Господь, Который по Своему человечеству воцарился и облекся в славу через Свое Воскресение из мертвых и воспринял всякую власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), под властью Его не только Вселенная, Им сотворенная, но и дом Его, Святая Церковь, в которой Он обитает с верующими, сохраняя ее до скончания века.

После прокимна, если был вечерний вход, царские врата закрываются и на великой вечерне в праздники Господни, Богородичны и особо чтимых святых читаются паримии.

ПРОСФОРА́ (греч. - "приношение"). В древности - приношения христиан, лучшая часть которых служила для Евхаристии, остальное употреблялось для вечери любви (агапы) после Литургии. После обособления Литургии от вечери любви название П. сохранилось лишь за хлебом, употребляемым для совершения Литургии. Этот хлеб обычно имел сплюснутую круглую в плане форму с оттиснутым на нем изображением Креста. Позже при Кресте появилась надпись

IС ХС + НИ КА

(Иисус Христос Победитель), схожая с надписью на знамени святого Константина Великого, но более древняя, чем последняя. У сирийцев и египтян печать на П. представляла собой несколько больших изображений Креста посредине и много малых Крестов вокруг. Употреблялись также хлебы с печатью приносившего их лица.

С VI века некоторые Церкви стали издавать постановления о том, чтобы внешний вид П., употребляемых на Литургии, во всех приходах данной Церкви был одинаковым. В Русской Православной Церкви в настоящее время употребляются П., состоящие из двух соединенных между собой круглых частей, верхней и нижней, "в ознаменование того, что Иисус Христос, в своем ипостасном соединении имея два естества, Божественное и человеческое, чрез посредство сей П. в таинственном священнодействии Евхаристии приносится Предвечному Отцу в жертву о Небесных и земных. На П., как Крестной Жертве, возносимой в Пренебесный Жертвенник, постановлено Церковью напечатлевать Крест с именем Иисуса Христа и словом НИКА, означающим победу Христову" (И. Дмитриевский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии). Такая печать на просфоре Русской Церкви утверждена Большим Московским Собором 1667 года.

Печать на просфоре бывает или круглая, или четырехугольная. Четырехугольная печать и часть, называемая Агнцем, таинственно изображает Божество и человечество Христа, Сына Божия. Для единоверческих храмов разрешается печать с восьмиконечным крестом. В некоторых храмах, особенно в монастырях, в виде исключения допускается применение печати с изображением праздника, иконы или святого, особо чтимых в данной местности. П. с такими печатями обычно предназначаются для раздачи верующим, для совершения Божественной литургии не употребляются. Правда, имеются местные обычаи, когда частицу в честь Божией Матери на проскомидии вынимают из П. с Ее изображением.

П. приготавливаются из лучшей пшеничной муки, замешенной на чистой воде с добавлением соли и закваски из дрожжей, и выпекаются с чтением Иисусовой молитвы просфорницами - женщинами благочестивой жизни. П. в Русской Православной Церкви, по примеру первых христиан, пекут из квасного теста. "Хлеб квасный есть хлеб, как бы одушевленный через квас и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие, совершенно нас ради, восприняло нашу плоть; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего... В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода - крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Который сказал ученикам: "Вы есть соль земли" (Симеон Солунский). Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством.

Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые П. Для Агнца удобнее брать П. немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.

На проскомидии, за которой приготовляется вещество для Евхаристии, употребляется в Русской Церкви пять П.: из первой, большей, вынимается Агнец, из остальных четырех - частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной, именно: из второй - в честь и память Пресвятой Богородицы, из третьей - в память святых, из четвертой - за живых членов Церкви, из пятой - за усопших. Кроме того, вынимаются также частицы и из подаваемых верующими

П. о здравии и упокоении с поминовением имен. Вынутые из П. частицы в конце Литургии погружаются в святую Чашу, при произнесении священником слов: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". После этого П. являются святыми и благоговейно вкушаются верующими прежде принятия всякой пищи.

Старинный способ выпечки. Берут 1200 г муки высшего сорта (крупчатки). На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, наливают немного святой воды, высыпают 400 г муки, обливают кипятком (для придания П. сладости и стойкости против заплесневения) и перемешивают. После охлаждения в эту же посуду добавляют соль, разведенную в святой воде, и кладут дрожжи (25 г). Все тщательно перемешивают и после подъема (через 30 мин.) добавляют оставшуюся муку (800 г) и снова все месят. После подхождения (через 30 мин.) тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части форма побольше), поправляют их руками, покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают 30 минут. На меньшую, верхнюю часть поставляют печать. Соединительные поверхности П. смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот. Затем П. ставят на противень и пекут в печи до готовности (малые - 15 минут, служебные - 20 минут). Готовые П. вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим и сверху чистым специально для этого приготовленным одеялом. П. "отдыхают" 1 час; когда они станут мягкими и остынут, их убирают в корзины или другие вместилища, куда ничего более, кроме П., не кладется. См. с. 14, 17, 86-88, 91-95.

ПРОТЕСТА́НТСКИЙ ХОРА́Л - протестантское церковное песнопение на национальном языке. П. X. возник в XVI веке период Реформации в Германии. Деятели Реформации, установив богослужение на родном языке, заменили григорианский X. (исполнявшийся на латинском языке профессиональными певчими) пением псалмов и гимнов на немецком языке всей общиной. Особое значение приобрел X. "Ein feste Burg ist unser Gott" ("Господь твердыня наша"), который стал гимном немецких протестантов. Автором этого X. был, по-видимому, Мартин Лютер, один из виднейших руководителей Реформации. Деятели Реформации добивались простоты, доступности общинного пения и допускали в качестве мелодической основы П. X. исключительно народные песни. Помимо мелодий немецких песен, а также распространенных в народной среде напевов мейстерзингеров, религиозных гимнов, для П. X. приспосабливались славянские напевы (песни "моравских братьев"), французские, итальянские мелодии (нередко лирические, любовные песни). Первый сборник 4-голосных обработок П. X. (1524 г.) принадлежал И. Вальтеру (Старшему). П. X. сыграл значительную роль в развитии немецкой музыки. Великий немецкий композитор И. С. Бах в своих хоровых произведениях обращается к народным истокам П. X., создает также новые X.

Родственными П. X. духовными песнопениями были: в XV веке - гуситские песни (Чехия), в XVI веке - псалмы фламандские (Нидерланды), гугенотские (Франция), английские, польские.

ПСАЛМО́ДИЯ - распевно-речитативное чтение Священного Писания, мелодическая декламация, заимствованная христианством из древнееврейского храмового богослужения. Ритмика П. определяется грамматическими и логическими акцентами текста.

ПСАЛО́МЩИК - 24.

ПСА́ЛЬМА (греч. psalma - псалмы) - духовная песня-гимн на текст, заимствованный из Псалтири. Разновидность канта. В XVI веке получила распространение в Польше, позднее - на Украине, со 2-й половины XVII веке - в России. Подобно канту П. - куплетная, преимущественно З-голосная песня для небольшого ансамбля певцов. Во 2-й половине XVIII века в связи с развитием светской музыки вытесняется кантом.

ПЯ΄ДЬ, ПЯ΄ДЕНЬ - мера длины, упоминаемая в Ветхом Завете (Исх. 28, 16; 39, 9; 1 Цар. 17, 4; Пс. 38, 6; Ис. 40, 12; Иез. 43, 13), равная расстоянию от конца мизинца до конца большого пальца растопыренной ладони.

 

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы