Православные молитвы

Жития святых

Жития святых на 30 марта

Преподобный Иоанн Лествичник родился в Константинополе, был очень даровитым и образованным. В 16 лет он оставил мир и поселился в горе Синайской. Имел
такое послушание, как будто у него не было собственной воли, и представлял из себя такого простого человека, как будто не имел никакого образования. Удалившись в пустыню Фолу, при подошве Синая, 40 лет подвизался здесь. О жизни св. Иоанна известно сле
дующее: он вкушал все, что не запрещалось правилами; не постился особенно, но соблюдал умеренность; не проводил ночей без сна, но и не спал много; не лежал на земле, но смирялся. В свободное время занимался чтением и переписыванием книг. Любил беседовать с братией о душе. Когда приняли это за тщеславие с его стороны, то он предался безмолвию, так что иноки раскаялись в своей ошибке и просили его не безмолвствовать. Св. Иоанн некоторое время был игуменом обители, но отказался от сей должности и поселился снова в пустыне. Жил в VII в.,
умер в возрасте 80 лет. Он оставил сочинение, известное под названием «Лествица», отчего и получил название Лествичника. В Ле-ствице он представил 30 видов добродетели как ступеней, по которым христианин должен восходить к совершенству и через то - к блаженству. Памяти св. Иоанна Лествичника, кроме 30 марта, посвящается 4-я неделя Великого поста. Где почивают мощи св. Иоанна Лествичника - неизвестно.

Преподобный Зосима был епископом в Сиракузах. Родители его были люди богатые и очень благочестивые. Не имея детей, они молитвой испросили у Бога сына. Семилетним отроком родители отдали Зосиму в монастырь св. Лукии (память 13 декабря), под ее покровительство. Здесь он был поставлен в диаконы, а затем и в настоятели - пресвитеры. Через 40 лет настоятельства рукоположен был в епископы. Св. Зосима отличался необыкновенным милосердием, так что однажды снял с себя одежду, чтобы помочь бедному; царский слуга подарил ему дорогую постель, но он, немного подержав ее у себя, велел продать и деньги раздать бедным. Скончался около 662 г.

Пророк Иоад - это тот пророк, который пришел из Иудейского царства в Израильское в то время, когда первый царь израильский Иеровоам вводил идолопоклонство. Опасаясь, что если подданные его будут ходить в Иудею, в Иерусалим, где находился храм Божий, то могут перейти под власть царя иудейского, - Иеровоам поставил у себя в царстве идолов и сказал им: «Не нужно вам ходить в Иерусалим. Вот вам боги, которые вывели вас из Египта». В один из языческих праздников в Вефиле, когда сам царь подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение, по повелению Божиему, пришел сюда прор. Иоад и, обратившись к жертвеннику, сказал, что по времени Иосия из рода Давидова принесет на нем в жертву самих жрецов, а в доказательство того, что это действительно сбудется, жертвенник сейчас распадется. Так и случилось. Тогда царь разгневался и протянул руку с приказанием схватить пророка; но рука его вдруг одеревенела, так что он не мог шевельнуть ей. Он обратился к пророку, чтобы тот исцелил руку. Пророк помолился, и рука исцелилась. Иеровоам приглашал Иоада к себе в дом, но тот отказался, так как Господь запретил ему пить и есть в земле Израильской. Случилось же, что прор. Иоад поверил престарелому пророку из Вефиля, что тот получил приказание от ангела пригласить его к себе в дом и угостить, и вошел к нему, но на обратном пути был убит львом. Св. пророк Иоад жил за 990 лет до P. X.
Преподобный Иоанн Безмолвник, прежде бывший епископом, родился в армянском городе Никополе и получил хорошее образование. После смерти своих родителей 18-летним юношей он оставил мир. Одну половину своего имения раздав бедным, а на другую соорудив храм, он начал подвизаться при этом храме. Когда освободилась епископская кафедра в городе Колонии, жители упросили его принять сан епископа. В это время управлял Арменией Пазаник, человек гордый. Он начал вмешиваться в церковные дела и притеснял святого епископа. Иоанн вразумлял Пазаника, но это не исправляло его. Тогда святитель тайно оставил город и, скрыв свой сан, поселился в обители св. Саввы, близ Иерусалима, в виде простого инока. Тут он посвятил себя подвигу безмолвия. Некоторые из святых принимали на себя подвиг совершенного молчания на основании слов Спасителя: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36), и слов Его апостола: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). За святую жизнь свою Иоанн получил дар прозорливости и чудотворения. Он известен также под именем Постника. Скончался св. Иоанн в глубокой старости будучи 104 лет, в 557 или 558 гг. Ему еще празднуется 3 и 7 декабря.

Апостолы Сосфен, Аполлос, Кифа, Кесарь и Епафродит были из числа 70 апостолов. Св. Сосфен был начальником синагоги. Апостол Павел обратил его ко Христу. Он был епископом в Колофоне. Св. ал. Аполлос был епископом в Смирне, перед св. священномучеником Поликарпом. О нем говорится в Деяниях Апостольских, что он происходил из Александрии, отличался красноречием и знанием Священного Писания, сильно опровергал своих единоплеменников, отвергавших Иисуса Христа как Спасителя мира. Епафродит был епископом Адриаки. Ап. Павел называет его своим сотрудником и сподвижником.

Будущий святитель (в миру Стефан Кристалевский) родился в Малороссии в Черниговском полку в 1704 г. Детские годы святого прошли в местечке Березки Переяславского уезда Полтавской губернии. С возрастом он поступил в Киевскую Духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя - Иоасаф, епископ Белгородский, и Павел, митрополит Тобольский. Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь недалеко от города Переяславля, где в 1730 г. принял постриг с именем Софроний. Через два года он был рукоположен в иеромонаха. Проходя послушание у правящего архиерея в Переяславле, он часто уединялся в Преображенском монастыре для безмолвного созерцания и других иноческих трудов.
Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Санкт-Петербурге на него обратили особое внимание в Синоде. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, в числе иноков, вызванных из разных монастырей в январе 1743 г., был и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем, а в 1746 г. он был утвержден в должности наместника обители.

18 апреля 1753 г. святитель Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. Прибыв к месту своего служения, владыка приступил к преобразованиям в духовной консистории, монастырях и приходах. Он обратился в Священный Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения. Проницательный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. Особое внимание он уделял обучению и воспитанию детей. В проповедях и личных беседах святитель Софроний побуждал всех стремиться к более высоким нравственным идеалам. Большое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению богослужений и таинств священнослужителями, следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положении дел в семье. Святитель Софроний старался повсеместно вводить уставное богослужение. Призванный на апостольское служение в Сибири, святитель положил много трудов по просвещению язычников. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многие посетители.
Но среди многих забот святитель Софроний не забывал о вечности, о своей внутренней духовной жизни. Келейник святителя свидетельствовал, что святой «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу».
Последние дни святитель Софроний провел в молитвенном подвиге. Скончался он 30 марта 1771 г., на второй день Пасхи.
Празднование святителю установлено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 10/23 апреля 1918 г. Память святителю также совершается 30 марта, в день его праведной кончины, и 30 июня, в связи с прославлением его в этот день.
В этот день также празднуется память священномученикаЗахарии, епископа Коринфского (1684 г.).

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы