Православные молитвы

Царственные мученики император Николай II с семьей

Царственные мученики император Николай II с семьей (начало)


Николай II родился 19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. Он родился в день памяти Иова Многострадального и был назван в честь святителя Николая. Сам он так говорил о своем предопределении: «Я родился в день Иова Многострадального и мне предначертано страдать».
Он всегда отличался душевной чистотой и смирением. Близкие отмечали: «У Николая душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая». Он с детских лет начинал и заканчивал свой день молитвой и прекрасно знал чин церковных служб, во время которых часто подпевал церковному хору.
По воле его отца, Александра III, Николай получил образование в русском православном духе. Успешно окончив высший курс экономических, юридических и военных наук под руководством лучших наставников, он прошел и военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте.
Когда осенью 1891 года Александр III поставил его во главе комитета по оказанию помощи голодающим (в то время десятки российских губерний страдали от голода), будущий царь воочию увидел людское горе и решил посвятить свою дальнейшую жизнь облегчению участи простого народа. В день кончины Александра III его сын и наследник престола — Николай, находясь в глубокой скорби, сказал, что не желал царского венца, но, не решаясь ослушаться воли Божией и своего отца, он принимает царский венец, при этом он надеется на Господа Бога, а не на свои слабые силы.
Перед кончиной император Александр III обратился к сыну с такими словами: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу своих подданных перед престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будут для тебя основой твоей жизни... В политике внешней держись независимой позиции. Помни: у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она — основа всякого государства».
Николай Александрович вступил на царский престол в возрасте 26 лет, 2 ноября 1894 года, а венчался на царство 27 мая 1896 года в Москве, в Успенском соборе Кремля. Совершив обряд таинства миропомазания, царь становится священным лицом и носителем особой благодати Святого Духа. Сам Николай II глубоко проникся сознанием духовной миссии и величайшей ответственности за свой народ перед Богом. Но по роковой случайности в дни коронационных торжеств произошло трагическое событие: во время раздачи подарков на Ходынском поле случилась такая страшная давка, что погибло более тысячи человек. И государь, и государыня, узнав о случившемся горе, на следующий день лично присутствовали на панихиде по погибшим и оказали помощь семьям погибших.
С первых же дней царствования Николай II проявил себя как великий миротворец: российский император обратился ко всем державам с предложением сократить численность вооружения и создать международный третейский суд, дабы предотвратить будущие войны. В годы Первой мировой войны император явил миру пример исключительного мужества. Когда несколько десятков тысяч сербов, измученных тяжелым военным переходом через Албанские горы, подошли к берегу моря в город Валлону, многие падали и умирали на месте от истощения. Армии союзников и их венценосные предводители с постыдным равнодушием взирали на страшное бедствие со своих кораблей, только российский государь выступил с обращением, обвинив их в безнравственности. После того как он пригрозил, что выйдет из членов союза, последовали незамедлительные действия, и сербская армия была спасена и вывезена на остров Корфа.
Николай II протестовал, когда турки вырезали армян-христиан, притесняли и угнетали славян. Он широко открыл границы России для беженцев этих стран. Милосердие государя проявилось и во многих делах внутригосударственного значения.
Так, в конце 1908 года, когда ему представили на рассмотрение план индустриализации России, который предусматривал огромные затраты, Николай Александрович в первую очередь обнаружил, что план сей требовал больших жертв, а именно сил, здоровья и жизни многих миллионов людей.
Император заявил, что не имеет никакого права губить своих подданных и поступать подобно Петру, построившему Санкт-Петербург ценой смерти многих людей, буквально «на костях и крови» народа.
Император был прекрасно осведомлен о политической ситуации в стране, но, несмотря на угрозу революции, категорически отказался от предложения начальника жандармов казнить явных подстрекателей и заговорщиков, ибо их число, по подсчетам жандармерии, превышало 50 тысяч человек. За все годы его правления в стране было казнено не более 4 тысяч человек по политическим обвинениям и за грабежи, подобным образом карали преступников и во всех других державах мира.
По своей природе Николай II не мог причинить никому зла и за все годы правления не вынес ни одного смертного приговора, а все просьбы о помиловании, дошедшие до царя, были подписаны. Если помилование запаздывало, то царь искренне переживал. Многие современники отмечают, что взгляд царя обладал небесной чистотой, был удивительно искренним, добрым и спокойным.
Однажды некий революционер дал клятву убить царя во время посещения им крейсера «Рюрик». Он говорил позже: «Я не смог этого сделать. Эти глаза смотрели на меня так кротко, так ласково». Сергий Нилу с после встречи с царем писал: «О, этот взгляд! Вовек не забыть его!.. Передать его выражение ни словами, ни кистью невозможно. Это был взгляд ангела-небожителя, а не смертного человека. И радостно, до слезного умиления радостно было смотреть на него и любоваться им и... страшно от сознания своей греховности в близком соприкосновении с небесной чистотой».
Православная Церковь за 18 лет правления Николая II, с 1894 по 1912 г., достигла своего наивысшего расцвета: был открыт 21 новый мужской и женский монастырь, 7546 часовен и молитвенных домов.
Часто царь лично участвовал в закладке новых церковных строений. Благодаря щедрым пожертвованиям государя во многих европейских городах были воздвигнуты 17 новых русских храмов, ставших по своей красоте и величию настоящими достопримечательностями этих городов. Заботился Николай и о церковноприходских школах — в 1913 году в России уже насчитывалось 37 641 церковно-приходская школа, число же учащихся достигло 2 млн.
Четыре миллиона рублей царских денег, которые со времени правления Александра II хранились в Лондонском банке, были истрачены Николаем II на содержание госпиталей и другие благотворительные учреждения. Государь был бессребреником, и управляющий кабинетом Его Величества говаривал: «Он скоро все раздаст, что имеет». А слуга царя вспоминал: «Его платья были часто чинены. Не любил он мотовства и роскоши. Штатские костюмы велись у него с жениховских времен, и он пользовался ими». После печального события в Екатеринбурге были найдены шаровары Николая II, на которых значилась дата их изготовления: 4 августа 1900 года, а рядом: «Возобновлены 8 октября 1916 года».
Однако кротость и доброта царя некоторыми воспринимались как слабость характера, и из его приближенных мало кто понимал царя. Но видные политические деятели тех лет были не раз свидетелями его духовной силы. Президент Франции Лубе писал о нем: «О русском императоре говорят, что он доступен разным влияниям. Это глубоко не верно. Русский император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой».
Государь Николай II обладал сильной волей, мужественным характером, осознанием ответственности за свое Отечество, был до конца предан России. Как носитель верховной власти величайшего православного государства, помазанник Божий, он исполнял свои священные обязанности покровителя и защитника православия. Выдающиеся качества правителя сочетались в нем с удивительной скромностью, и часто в кругу семьи он повторял: «Я человек серый», хотя, безусловно, это было далеко не так. Глубокая вера в Бога и в промысел Божий позволяла царю сохранять во все
годы своего правления поистине небывалое спокойствие духа. Он не боялся покушений и отказывался даже от самых необходимых мер безопасности. Слуга царя вспоминал: «Сколько лет я жил около царя и ни разу не видел его в гневе. Всегда он был очень ровный и спокойный». Когда в 1906 году случился Крондштадтский мятеж, после доклада министра иностранных дел Николай Александрович сказал: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей».
Как истинный христианин, император часто посещал монастыри и храмы, рассеянные по всему государству, и, следуя сложившейся традиции, приносил покаяние святым мощам и чудотворным иконам. При Николае II были прославлены преподобный Серафим Саровский, святитель Феодосий Углицкий, преподобная княгиня Ефросиния Полоцкая, святая княгиня Анна Кашинская, епископ Белгородский, святитель Иосиф, святитель Гермоген, патриарх Московский, святитель Питирим, епископ Тамбовский, митрополит Тобольский святитель Иоанн.
Чудотворец Серафим Саровский имел исключительное значение для семьи Николая II: супруга императора, Александра Федоровна, так страстно мечтала подарить Николаю Александровичу наследника, что часто обращалась с молитвой к нему, поклонялась его мощам и просила о даровании сына. Спустя время, летом 1904 года, наконец родился желанный сын и наследник царского престола — цесаревич Алексей.
К тому моменту в семье уже было 4 дочери, которых государыня воспитывала лично, отказавшись от помощи гувернанток. Императрица и ее дочери были чудесными мастерицами и рукодельницами и никогда не бывали без дела, создавая великолепные образцы вышивки.
Во время великого духовного торжества, посвященного прославлению Серафима Саровского, царь сам нес на своих плечах гроб со святыми мощами угодника Божьего. В те дни он сделал запись в своем дневнике: «Дивен Бог в святых Его. Велика неизреченная милость Его дорогой России; невыразимо утешительна очевидность нового проявления благодати Господней ко всем нам. На Тя, Господи, уповаем, да не постыдимся во веки. Аминь!»
Царская семья посетила в Дивеевском монастыре блаженную старицу Пашу Саровскую, которая предсказала им трагическую судьбу. В то время вся православная Россия выражала царю и царице свою преданность и любовь; семья воочию увидела подлинную Святую Русь, укрепившись верой в русский народ.
Императрица Александра Федоровна родилась в 1872 году в семье великого герцога Гессен-Дормштадтского Людовика ГУ. Алиса была любимой внучкой английской королевы, при дворе ее называли «солнечным лучиком» за доброту, приветливость и жизнелюбие. С Николаем Александровичем знакомство состоялось после того, как его дядя Сергей Александрович вступил в брак со старшей сестрой Алисы, Елизаветой Федоровной.
Николай II молил Бога, чтобы немецкая принцесса Алиса со всей душой приняла православие и стала его супругой. Во время решающего разговора он столь возвышенно объяснялся, что юная принцесса не могла не проникнуться глубиной его чувств. «Когда Вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, — говорил Николай, — Вы их полюбите, и ни что не будет нас разделять». Чин присоединения принцессы к Православной Церкви совершил всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский, ставший впоследствии духовником царской семьи и Алисы, которая во время обращения была названа Александрой в честь святой царицы-мученицы. После таинства покаяния и причащения Александра Федоровна сказала своему любимому: «Твоя страна будет моей страной, твой народ — моим народом и твой Бог — моим Богом».
Супружество Николая II и Александры Федоровны — это бесподобный пример глубокой любви, преданности и взаимопонимания.
Приняв всем сердцем православную веру, российская императрица также приняла на свои хрупкие плечи и груз государственной ответственности, разделяя с супругом преданную любовь к России, ставшей для нее новым Отечеством. Безусловно, нельзя сказать, что Александра Федоровна вершила судьбы народа и заправляла государственными делами, однако ее с полным правом можно назвать «матушкой-государыней», потому что все свои таланты она дарила русскому народу. Александра Федоровна отдавала себя благотворительной деятельности, и ее милосердие было поистине безграничным.
Среди прочих благих деяний в начале войны 1914 года императрицей был организован эвакуационный пункт, включающий 85 лазаретов для раненых. Александра Федоровна старалась приспособить под госпитали как можно больше дворцов. Вместе с двумя старшими дочерьми и подругой Анной Вырубовой Александра Федоровна обучилась на курсах сестер милосердия военного времени. Затем, как пишет Вырубова, «все они поступили рядовыми хирургическими сестрами в лазарет при дворцовом госпитале и тотчас же приступили к работе — перевязкам, часто тяжелобольных». Государыня, как и каждая операционная сестра, стоя за спиной хирурга, подавала ему необходимые инструменты, бинты и вату. Она не гнушалась никакой работы, перебинтовывая гангренные раны и стойко перенося тяжелые запахи и жуткие картины, которые всегда сопутствуют военным госпиталям. «Она была врожденной сестрой милосердия... — пишет Вырубова. — Вставала рано, ложилась иногда в два часа ночи».
Раненые умоляли императрицу быть рядом, особенно когда предстояла тяжелая операция, и она беспрекословно выполняла их просьбы. Многие ее боготворили и порой только и ждали появления в госпитале Александры Федоровны, чтобы прикоснуться хотя бы к ее сестринскому платью. Умирающие просили ее посидеть около кровати, подержать за руку или поднять голову, и милосердная императрица, невзирая на усталость, всегда оставалась подле несчастных. Иногда часами она успокаивала и увещевала их, помогая забывать о боли и страхе.
Дети Александры Федоровны и Николая Александровича были воспитаны в религиозном духе и отличались набожностью, высокими помыслами, были проникнуты глубокой любовью и чувством долга к Отечеству. Прекрасное образование сочеталось в них с духовной простотой и искренностью. Вместе с потрясающей силой духа, воспитанной родителями, в них присутствовало и удивительное смирение, быть может, не всегда присущее избалованным царским детям. Возможно, удивительное сочетание черт характера и позволило им возвыситься в момент тяжелых испытаний, перенести унижения и издевательства в дни заточения и принять страшную, мученическую смерть.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы