Православные молитвы

Жажда праведности

Предисловие


Наследником Василия стал его сын Иоанн IV, прозванный позже Грозным. Рождению этого князя предшествовало одно пророчество. Дело в том, что Василий, отказавшись от добродетельной, но бесплодной жены, приказал насильно постричь ее в монахини. Сам же испросил позволения на новый брак у восточных патриархов и настоятелей Афонских монастырей. Те отказались благословлять новый брак, причем иерусалимский патриарх Марк написал ему даже послание, в котором прозвучало пророческое предупреждение: если князь, вопреки церковным канонам, осмелится жениться, то будет иметь сына, который удивит весь мир лютостью.
Однако это предупреждение не остановило Василия, и его новая избранница — Елена Глинская — 23 августа 1530 года родила наследника княжеского престола, получившего в крещении имя Иоанн. Василий был так счастлив получить столь ожидаемого сына, что не знал, как благодарить небо — щедро одаривал золотом церкви, отворил темницы и снял опалу со многих вельмож. В честь рождения сына он построил и освятил церковь во имя Иоанна Предтечи.
Великая народная радость в момент рождения княжича и в период первых лет правления Иоанна сменилась великой скорбью. Иоанн Грозный вначале возвеличил царство, но после затопил его в крови и в памяти народной остался как самый кровожадный мучитель.
Иоанну было 4 года, когда умер его отец. Вначале государством вместо него управляла его мать Елена, а после ее смерти — Боярская дума, в которой первое место занимали князья Шуйские. Частые споры между боярами и князьями приводили к печальным последствиям: казна разворовывалась, народ теснили, а с самим наследником княжеского престола обходились бесцеремонно и даже грубо. Именно Шуйские потакали всем дурным наклонностям молодого князя, поощряя всякие неблаговидные его дела и тем самым воспитывая в нем жестокость, хотя от природы Иоанн был одарен многими прекрасными способностями.
В 1547 году, достигнув совершеннолетия, Иоанн торжественно венчался на царство, а вскоре женился на Анастасии Романовне, происходившей из боярской семьи Романа Захарьина. Первое время князь оставался в стороне от дел и не принимал участия в жизни государства. В 1547 году в Москве случился страшный пожар, уничтоживший почти весь город, в это время Иоанн был вынужден переселиться в село Воробьево. А в народе ходили темные слухи, будто Москва горела от колдовства княгини Глинской; люди говорили: «Она вынимала сердца из мертвых, клала их в воду и кропила этой водой улицы». В народе росло возмущение против правления бояр, и одного из Глинских, родного дядю царя, убили в Успенском соборе.
После пожара и мятежа Иоанн был страшно напуган, протоиерей Благовещенского собора Сильвестр явился к царю и укорил его в том, что он забыл свой царский долг перед отечеством. С тех пор Сильвестр и царский спальник Алексей Адашев сделались главными советниками царя, оставаясь на протяжении 10 лет верными помощниками.
Сильвестр ввел в жизнь царя строгий распорядок, он даже определял время для сна, принятия пищи и указывал, какую одежду выбирать для того или иного случая. Это были самые лучшие годы правления царя Иоанна. В это время открылась первая типография для печатания церковных книг (1553 год); появились первые постоянные стрелецкие полки, пешие и конные. Внешние дела Иоанна также велись блестяще: в это время были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, некоторые земли в Ливонии.
По совету Сильвестра Иоанн IV решил покончить с Казанским царством, дабы пресечь раз и навсегда разграбление Московских земель.
Однако пора доброго царствования вскоре миновала: царь перенес тяжелую утрату, скончалась его супруга — Анастасия Романовна, оказывавшая благотворное влияние на царя. При дворе заговорили, будто Сильвестр и Адашев извели царицу чародейством. После этого царь повелел заточить Сильвестра в Соловецкий монастырь, а Адашева заключить в тюрьму в Дерпте. Все их родственники были сосланы или казнены. Главный приверженец Сильвестра — Андрей Курбский — успел бежать в Литву. И теперь Иоанн всюду видел измену и заговоры; начались повальные казни бояр, по малейшему навету их лишали жизни, а близких либо ссылали, либо также казнили.
Новые слуги Иоанна — преданные, отважные дворяне-опричники — приносили клятву верности и в знак своего полного повиновения ездили верхом на конях, привязав головы собак и метлы. Таким образом они показывали, что готовы грызть царских ворогов, как собаки и выметать их метлами из Русской Земли.
Царь велел самым близким из опричников (всего 300 человек) обрядиться поверх золотых кафтанов в монашеские рясы; сам он одевался таким же образом. Он называл своих слуг братией, себя — игуменом. Ранним утром Иоанн вставал и пробуждал братию колокольным звоном. Во время богослужений он сам пел, читал и молился, да так усердно, что после поклонов у него всегда был до синяков разбит лоб. Перед трапезой он читал наставления, а между этими делами пировал, охотился и чинил расправу над изменниками.
Все были запуганы политикой царя так, что никто не смел говорить ему правды. Но нашелся один человек — митрополит Филипп, поднявший голос в защиту невинных. Святой старец до последних мгновений жизни оставался верен Богу и не покривил против истины, отказавшись благословлять любимого опричника Иоанна Грозного, Малюту Скуратова.
В конце царствования Иоанна Русское государство было так ослаблено, что Иоанну пришлось отказаться от прежних завоеваний в Ливонии.
Еще одно знаменательное событие пришлось на годы правления Иоанна — покорение Сибири Ермаком в 1582 году. Это случилось уже незадолго до смерти грозного царя.
В конце XVI века произошло еще одно событие в истории Православной Церкви — началась борьба вокруг церковной унии.
После Люблинской унии юго-западные русские земли, соединившись с Польшей, утратили свои древние названия. Польские паны стали переселяться в Литву и в русские земли, но русские поселяне и горожане всегда чуждались поляков, и, чтобы ослабить это отчуждение, польский король Сигизмунд III решил обратить в католичество всех русских, но приступил к осуществлению этого плана издалека. Была придумана церковная уния, на основании которой русские люди имели право сохранять свои православные традиции и обряды, славянский язык, но при этом должны были признать главой церкви папу.
В 1596 году состоялся Большой собор из духовных и светских лиц, вскоре его участники разделились на два лагеря: православный и униатский.
Православных оказалось гораздо больше, поэтому они отвергли унию и лишили сана киевского митрополита Михайло Рогозу и других епископов, принявших унию. Однако Сигизмунд, в противовес этому, объявил униатскую церковь господствующей, все католические епископы после этой обретенной власти стали преследовать православных.
Многие католические епископы просто неистовствовали, закрывали православные церкви, так что жители были вынуждены проводить службы в шалашах. В Белоруссии (прежнее княжество Полоцкое, часть Смоленского и др.) один униат ударил православного священника, связал его и запер в архиерейской кухне, после чего разъяренный народ православный набросился на архиепископа Иосафата Кунцевича, убил его, а тело бросил в Двину. Дорогой ценой пришлось заплатить православным за такой проступок — многие сложили головы на плахе, в Витебске и во всей Белоруссии было запрещено строить новые православные храмы, всех белорусов силой принудили принять унию, Кунцевича же католики причислили к лику святых мучеников за веру.
Русские люди знатного происхождения, обучаясь в польских школах, с малых лет видели презрение ко всему русскому, особенно к православной вере. Многие из ополяченных русских вместе с иезуитами преследовали Православие в Юго-Западной Руси. И хотя Сигизмунду удалось завладеть умами многих русских, но полностью поработить Россию в начале XVII века не удалось и ему.
После Иоанна на царский престол взошел его сын Федор, добрый, кроткий государь, но, к несчастью для Руси, слабого здоровья. Управление государством осуществлялось Боярской думой во главе с Борисом Годуновым, возвысившимся при Грозном как опричник. Все царствование Федора было отмечено спокойствием и благополучием благодаря искусной политике Бориса Годунова. Однако в это же время произошли два важных события, которые затем явились причиной больших смут: первое — смерть царевича Дмитрия (1591 год); второе — начало прикрепления крестьян к земле (1597 год).
Убиение царевича, которому так сочувствовали простые люди, породило слухи, что к нему был причастен сам Годунов, желавший сделаться царем. А прикрепление крестьян к земле запрещало их свободный переход из одной земли в другую, что послужило новым толчком к народному возмущению.
Для Руси наступили тяжелые Смутные времена. Со смертью Федора Иоанновича прекратился царский род Рюриковичей, управлявших Русским государством (потомки Александра Невского).
Борьба за власть породила самозванцев, каждый назывался царевичем Дмитрием. Войска Лжедмитрия II разоряли города и издевались над духовными лицами, вместе с польско-литовским войском Лжедмитрий пытался посягнуть на сокровища Троице-Сергиевой лавры. Но братия сплотилась, и с молитвами на устах, с оружием в руках монахи держали оборону обители 16 месяцев. И хотя отряд иноков во много раз был меньше по количеству бойцов, чем войска мародеров, однако, несмотря на голод и цингу, монахи сумели отстоять свою лавру. Неприятельские войска с позором отступили. Эта геройская оборона послужила достойным примером для русских людей и вдохновила многих на смелые подвиги.
В Смутное время в Москве буйствовали поляки, оскорбляя православные святыни, стреляя в иконы и кресты, русский народ потерял терпение и веру, поэтому пример монахов многих вдохновил и поддержал морально. Кроме того, Троице-Сергиева лавра жертвовала на общественные нужды все свои сокровища, давая не только духовную поддержку, но и материальную. Архимандрит этой лавры Дионисий и келарь Авраамий Палицын по всем городам рассылали грамоты, призывая русский народ сплотиться против поляков, дабы спасти Православную Церковь, свою веру и землю от разорения недругов.
Патриарх Гермоген также посылал из заточения грамоты, одна из них попала в Нижний Новгород, где земский староста Козьма Минин Сухорукий, вдохновленный призывом святых отцов, обратился к горожанам с пламенной речью: «Продадим дворы. Заложим жен и детей наших, но выкупим отечество и веру!» Многие города последовали примеру нижегородцев и организовали ополчение, главным военачальником которого был избран князь Пожарский, а казначеем — Минин.
Литовско-польское войско было встревожено не на шутку таким мощным подъемом патриотизма русского народа, и боярин Салтыков вместе с польским гетманом потребовал от Гермогена, чтобы он послал к Пожарскому грамоту о роспуске ополченцев, на что патриарх ответил: «Да будет над нами милость Божия и наше благословение, изменники же да будут прокляты в сем веке и в будущем!» Вскоре патриарх умер, как полагают, его уморили голодом. Много примеров мужества, стойкости и верности являла Православная Церковь, именно она всегда давала надежду на спасение в самые трудные времена для России, укрепляла веру в победу и дарила свое благословение.
Первая половина XVII столетия знаменательна вступлением на престол первого царя из дома Романовых — Михаила Федоровича. Он был избран на трон в возрасте 16 лет. Находясь в селе Домнино около Костромы вместе со своей матерью, инокиней Марфой, Михаил подвергся большой опасности. В это время польские отряды, находившиеся поблизости, узнали об его избрании на царствование и решили убить Михаила. Своим спасением царь во многом обязан крестьянину Ивану Сусанину, который завел поляков в другую сторону от села Домнино, успев отправить к новому царю посланника, своего зятя Богдана Сабина, с предупреждением об опасности.
Любопытен и тот факт, что Михаил, получив грамоту об избрании на царство, вначале отказался от этой чести, а его мать говорила: «Русские люди измалодушествовались, позабыли, как служить царю. Идти теперь на царство — все равно, что идти на верную гибель».
Вступив на престол, Михаил Федорович взял на себя большую ответственность, ведь в то время казна была совсем пуста, у царя не имелось даже оружия, а Русская Земля еще была полна неприятелей: в Новгороде засели шведы, в Смоленской области — поляки. Молодому царю пришлось пойти на большие уступки внешним врагам, чтобы хоть в какой-то мере спасти государство. В Москву вернулся отец Михаила — Филарет, гостивший в то время в городе Иерусалиме. Иерусалимский патриарх посвятил Филарета в сан патриарха Московского. С его помощью царь стал мудрым, благожелательным правителем, при необходимости проявляя и твердую волю.
После Михаила Федоровича царствовал его сын Алексей Михайлович, который был любим русским народом, как ни один другой московский царь. Его восхваляли за кротость, поэтому он получил прозвище Тишайший. Его самым близким другом и наставником был патриарх Никон.
Царь строго соблюдал все посты, прославился нищелюбием и милосердием, нищих приглашал даже во дворец в мясопустную неделю и вместе с ними обедал. Часто он посещал тюрьмы, раздавал заключенным деньги и пироги. Всегда принимал участие во всех церковных праздниках. В Вербное воскресенье, в память о входе Господа в Иерусалим, царь во время обряда вел осла за повод. Однако уже в этот период в России появляется много иностранцев, привнесших на Землю Русскую свои традиции: театральные представления и другие развлечения. Представители высшего света стали выписывать из стран Запада картины, зеркала, часы и многое другое.
История же великой дружбы царя с патриархом Никоном знаменательна многими событиями, отразившимися на жизни православных людей русских. Никон происходил из крестьянской семьи. После смерти детей он уговорил жену постричься в монахини и сам ушел в монастырь на Белом море, где снискал славу подвигами благочестия.
Царь Алексей Михайлович очень уважал строгих монахов и вскоре призвал Никона в Москву, где и сблизился с ним, часто прося совета и помощи в делах государственных. Вскоре Никон становится митрополитом в Новгороде. Однажды в этом городе хлеб так вздорожал, что народ начал роптать, обвиняя богатых в том, что те специально замыслили заморить людей голодом. Поднялся мятеж; патриарх вначале всех увещевал, затем обвинил в самовольстве, а после и проклял. Бунтовщики же напали на Никона и жестоко избили, так что тот тяжело болел и даже соборовался, но мятеж, к радости царя, немедленно прекратился.
С кончиной московского патриарха церковный собор избрал на это место Никона. Тот долго не соглашался, но все-таки, согласившись, принялся ревностно искоренять церковные беспорядки и решил исправить богослужебные книги. Поскольку они были еще рукописные, то по вине малограмотных переписчиков в тексте попадались ошибки. Никон с помощью просвещенных монахов пересмотрел все книги, велел их отпечатать и разослать по церквям. Однако некоторые священники отказывались исполнять службы по этим книгам, утверждая, что в них находится ересь. Тогда Никон стал наказывать этих священников и даже лишал некоторых сана. Приверженцы этих священников в свою очередь перестали посещать церкви и начали проводить службы по домам. Так в Православной Церкви возник раскол и появилось старообрядчество. Раскольники, боясь наказания, скрывались в лесах, уходили к казакам, все они люто ненавидели Никона и прозвали его еретиком и антихристом.
Никон же ревностно исполнял не только свои прямые обязанности, он во многом помогал царю в делах управления государством. Алексей Михайлович называл его «великим государем» и «своим искреннейшим другом». Из-за своей строгости патриарх нашел немало врагов, среди которых были и именитые бояре. Они стали наговаривать на Никона царю, якобы тот желает возвыситься наравне с ним. Долгое время царь оставался глух к этим наговорам, но «вода и камень точит»: вначале Алексей Михайлович перестал советоваться с Никоном в государственных вопросах, затем перестал приглашать его к себе, а после прекратил посещать даже патриаршее богослужение.
Никон же, чувствуя перемену в царе, после очередного богослужения официально и всенародно снял с себя патриаршее облачение и удалился в построенный им же Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим). Разлад между царем и Никоном продолжался несколько лет, избрание нового патриарха откладывалось, наговоры же на Никона усиливались. Так, стали поговаривать, что Никон в своем монастыре наложил проклятие на царя и всю его семью. Наконец, царь созвал в Москве церковный собор, на который пригласил двух греческих патриархов. Никон, явившись в полном патриаршем облачении, держался достойным образом. Собор обвинил Никона, что тот самовольно оставил патриаршество, злоупотреблял проклятием и дал Воскресенскому монастырю название Нового Иерусалима. Никона лишили патриаршества (1666 год), священства и заточили в отдаленный Ферапонтов монастырь у Белоозера. В этом монастыре Никон прожил 15 лет. Царь же посылал ему меха, рыбу, плоды, деньги и называл в своих посланиях его «святым, великим старцем».
Хотя Россия претерпела многие испытания в этот период — смуты, раскол, однако как государство она окрепла и смогла уже не только сохранять свое национальное самосознание, но и помогать тем русским, которые страдали от угнетения поляков.
К концу XVII века Россия представляла собой самое обширное государство в Европе. Наиболее многолюдным городом была Москва, известная среди других городов своими храмами, царскими дворцами и палатами. В Московском Кремле жили царь и приближенные бояре; другие бояре и купцы жили в Китай-городе (ближайший к Кремлю посад, окруженный каменными стенами и башнями); в Белом городе (еще один посад, также окруженный каменной стеной, выкрашенной в белый цвет) селились дворяне, здесь же находились царские и боярские дворы с разными службами; простой же народ обитал в Земляном городе (самая крайняя и бедная часть Москвы).
После смерти Алексея Михайловича правил его старший сын Феодор, но он умер бездетным. Следующими претендентами на престол были 16-летний Иоанн, который также не отличался большим здоровьем, и 10-летний Петр, подававший большие надежды. Вопрос о том, кого же избрать на царский престол, был разрешен следующим образом: патриарх с крестом вышел к народу, собравшемуся у дворца, и спросил, кому быть царем. Народ отвечал: «Царевичу Петру Алексеевичу». Так на русский престол взошел великий царь-реформатор Петр I.
Однако родная сестра Иоанна осталась недовольна таким поворотом событий, и с ее подачи среди народа распространился слух, будто бы мать Петра, Наталья Кирилловна Нарышкина, вместе со своими приближенными задушили царевича Иоанна. Стрелецкие войска взбунтовались, последствия их буйства возмутили всю Москву. Под страхом расправы бояре венчали на престол обоих царевичей, а их сестра Софья стала правительницей до совершеннолетия Петра.
Петр рос вдали от двора — в селе Преображенском. Первым его учителем был дьяк Зотов. Но дьяк не отличался рвением к просвещению и едва обучил Петра к 16 годам грамоте. Когда однажды царю была подарена астролябия, то никто не сумел ему объяснить назначение сего инструмента. Тогда-то и был призван из Немецкой слободы первый настоящий учитель Петра, голландец Тиммерлан. Интерес к судостроению также возник еще в юном возрасте, когда царь в амбаре случайно обнаружил старый английский ботик. Тогда из Немецкой слободы был призван корабельный мастер Брандт, который исправил судно, и царевич стал на нем кататься по реке Яузе.
После вынужденного удаления царевны Софьи в Новодевичий монастырь Петр стал править государством единолично. Он страстно занимался управлением, и первым успехом во внешней политике стало взятие Азова. Петр рьяно взялся за русское кораблестроение, приглашая для этого в Россию лучших мастеров, матросов, покупая пушки для военных судов и пр. Чтобы лучше изучить искусство кораблестроения, Петр лично отправился в Голландию, где поступил на верфь в качестве простого плотника.
Долгое время никто и не подозревал, что среди простолюдинов работает сам царь. Но когда голландцы узнали об этом, то царя стали приглашать к себе именитые горожане, его популярность же среди простого народа неуклонно возрастала.
В свободное время царь усердно изучал разнообразные науки, когда же срок обучения в Голландии был окончен, он отправился в Англию, где освоил искусство кораблестроения в совершенстве. Вернувшись из-за границы на родину, Петр приступил к нововведениям и преобразованиям, причем это продолжалось на протяжении всего его царствования. Преобразования Петра касались буквально всех сфер жизни русского народа, его обычаев и традиций. Так, царь отменил сан патриарха. Его пристрастное отношение к иностранцам порождало опасения в народе, что вслед за нововведениями последует и перемена веры. Многие иностранцы, пользуясь расположением царя, стали глумиться над русскими обычаями и церковными обрядами. Неизбежно, что при таких обстоятельствах начали возникать волнения, многие недовольные новыми порядками уходили в раскольники.
Несомненно, заслуги Петра перед Отечеством велики, но деяния царя в глазах народа не всегда выглядели лицеприятно: ведь именно в годы его правления усилилось влияние Запада на Россию и даже перешло в слепое подражание западной культуре, при этом все традиционно русское подвергалось осмеянию и уничижению. Но желанием Петра в первую очередь было обеспечить русский народ новыми знаниями, техническими средствами и другими достижениями Запада. Сам он, заимствуя достижения западной культуры, до конца дней своих оставался истинным православным христианином.
В России того времени произошел серьезный раскол: простой народ, часть высших слоев общества, монастыри и церкви продолжали вести жизнь, утвержденную допетровским периодом; другая же часть русского общества увлеклась новыми реформами, стала подражать в образе мысли и в бытовом отношении западной культуре. Таким образом, между высшими и низшими слоями общества произошло идеологическое расхождение, которое с течением времени только увеличивалось все более и более, сказываясь не только во внешних проявлениях уклада жизни, но и в духовном развитии. Со временем образовалась настоящая пропасть между правящим классом в России и простым народом.
Однако Русская Церковь в этот период не оставалась в стороне и не бездействовала. Святыни Православия не перестали господствовать в сознании коренного русского населения.
С огромной любовью народ принимал участие в крестных ходах, поклонялся чудотворным святым иконам и ч

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы