Православные молитвы

Жажда праведности

Преподобный Филипп


Филипп происходил из древнего княжеского рода, Его предками были именитые бояре Колычевы. В семье Колычевых в 1507 году родился сын Феодор. Феодор рос тихим и богобоязненным мальчиком, он с детства был приучен читать священные книги, но, кроме этого, родители научили сына владеть оружием и держаться в седле. Когда Феодору исполнилось 26 лет, его призвали ко двору. В это время на престол взошел малолетний Иоанн IV под опекой матери Елены Глинской и придворных бояр. Но слава и почести не привлекали молодого боярина, он втайне мечтал о монашеской жизни.
Время правления Елены Глинской было нелегким для Руси. Страну раздирали боярские междоусобицы, бояре клеветали друг на друга. Елена Глинская, не задумываясь, во всем поддерживала своего фаворита, князя Телепнева-Оболенского. Против Елены и ее фаворита отважились открыто выступить родственники Феодора Колычева, четверо из них подверглись казни. После этих ужасных событий Феодор принял окончательное решение — покинуть мирскую жизнь.
Феодор уже знал о существовании Соловецкой обители, где живут известные подвижники Зосима и Савватий. Ему уже исполнилось 30 лет, когда он отправился в путь, тайно покинув отчий дом и не попрощавшись с родителями. Ушел он в крестьянской одежде и, кроме хлеба, ничего не взял в дорогу.
Родители считали, что их сын умер, а Феодор в то время уже поступил в Соловецкую обитель и, став послушником, выполнял любую работу, какую ему поручали монахи. Вскоре Феодор принял монашеский постриг под именем Филипп.
В 1548 году Филипп стал игуменом Соловецкой обители. Монастырь в то время пришел в упадок, хозяйство его пошатнулось, а монахи все прибывали и прибывали на Соловки. Филипп с головой ушел в хозяйственную работу, под его руководством осушались болота, расчищались заросли, был построен кирпичный завод и пристань с гостиницей, а кроме того, Филипп изобрел особые мельницы, получившие название «Филипповы».
Вскоре известие о мудром и хозяйственном игумене достигло Москвы. Царь Иоанн Грозный направил на Соловки грамоту, призывавшую игумена ко двору для «духовного совета». По приезде Филиппа в Москву царь сказал, что хочет видеть его митрополитом Московским. Но Филипп поверг царя в гнев, когда ответил, что согласен стать митрополитом лишь при условии, что Иоанн отменит опричнину. Через некоторое время Филипп поддался уговорам духовенства и бояр и согласился стать митрополитом без всяких условий.
Летом 1567 года царь перехватил письма от польского короля Сигизмунда и гетмана Литовского Ходкевича. В этих письмах правители приглашали подданных Иоанна в Литву. Царь был разгневан. Этот год ознаменовался многочисленными казнями изменников; надо сказать, что нередко страдали и невинные люди.
Пользуясь доверием царя, опричники уничтожали неугодных себе людей. На улицах повсюду лежали трупы, Москва стонала от пролитой крови, а жители боялись появиться на улицах. Иоанн Грозный запретил даже хоронить погибших, ослушавшиеся тут же оказывались казненными.
Митрополит обратился к царю с просьбой прекратить кровавые расправы, ответ царя был грубым, кровопролитие не прекратилось.
Но раздражение царя не остановило Филиппа, который обращался к Иоанну с той же просьбой еще не раз. Царь продолжал пребывать в раздражении, чем и воспользовались опричники, внушив Иоанну, что митрополит защищает изменников, потому что действовал заодно с ними. Иоанн Грозный не смел открыто уничтожить митрополита, а стал тайно собирать сведения, которые могли бы опорочить Филиппа в глазах паствы и тем самым оправдали бы кровавые действия царя. И вот слова обвинения прозвучали устами мальчика — чтеца из домовой церкви Филиппа. Правда, ребенок тут же сознался в своей лжи и стал просить прилюдно прощения у митрополита, но его уже никто не захотел слушать — начало обвинениям было положено...
Филиппу пришлось перебраться из Кремля в монастырь Николы Старого. Царю хотелось устроить показной суд над митрополитом, но он понимал, что для такого громкого процесса обвинений у него недостаточно. Пытались добиться порочащих митрополита сведений у его ближайшего духовенства, но все отзывы о Филиппе были только положительные. Тогда царь направил своих людей в Соловецкий монастырь, приказав им во что бы то ни стало раздобыть обвинения против Филиппа. На Соловках все монахи отзывались о Филиппе как о безгрешном и мудром человеке, но нашлись и такие, кто, купившись на обещания золотых гор, а также побоявшись расправы подданных Иоанна, оклеветали Филиппа. Царские послы привезли клеветников в Москву.
Царь выдвинул против митрополита сфабрикованные обвинения и вызвал его на суд. Митрополит не унизился до оправданий, а просто снял с себя все знаки достоинства. Но царь задумал иное, он еще не получил удовлетворения. Зная его жестокость, можно было понять, что Иоанн нуждался в кровавых развлечениях, а лишение Филиппа сана являлось для него лишь детской забавой. Иоанн велел Филиппу забрать назад святительскую одежду и служить обедню в праздник архангела Михаила.
Во время службы в храм ворвались опричники во главе с царским фаворитом Алексеем Басмановым.
Прервав богослужение, они зачитали приказ Иоанна Грозного о низложении митрополита. Затем опричники набросились на Филиппа, сорвали с него святительские одежды и накинули на него грязную и дырявую иноческую рясу. Смеясь, они выволокли Филиппа на улицу и на дровнях повезли в Богоявленский монастырь. Все это случилось на глазах у народа, который со слезами следил за всем происходящим...
В монастыре митрополита заключили в темницу и сковали ему руки и ноги, первую неделю ему не приносили ни еды, ни воды. Но, к изумлению тюремщиков, митрополит не умер от голода и жажды — он привык поститься и стойко переносил лишения. После неудавшейся попытки уморить митрополита голодом царь приказал пустить к нему в темницу голодного медведя. Но зверь не тронул Филиппа. На следующий день Иоанн решил лично убедиться, что медведь разорвал узника, но, войдя в темницу, увидел, что Филипп стоит на коленях и молится, а медведь спит в углу.
Иоанн Грозный решил действовать другим путем и перевел Филиппа в монастырь Николы Старого, где начал на его глазах жестокую расправу над родственниками митрополита. Многие родственники подверглись страшным пыткам, после которых последовала смерть. Племяннику Филиппа отрубили голову, которую принесли в мешке в темницу к митрополиту со словами: «Вот голова твоего сродника: не помогли ему твои колдовские чары». В то время по всей Москве распространялись слухи, что митрополит занимается колдовством. Филипп с благоговейной дрожью в руках принял из рук палачей окровавленный мешок и поцеловал отрубленную голову...
Царю не удалось сломить митрополита ни заключением, ни оговорами, ни пытками — тогда он решил убить его. В декабре 1569 года Иоанн Грозный подослал к митрополиту Малюту Скуратова будто бы за благословением. Но Филипп уже предвидел свою смерть: он знал, что к нему придет убийца, и заранее причастился. Когда Малюта вошел к нему в келью и стал просить благословения для царя, святой спокойно ему ответил: «Делай же то, зачем пришел, не искушай меня, не выпрашивай лестью дар Божий». После этих слов Малюта задушил митрополита подушкой и объявил в монастыре, что святитель умер от угара, и даже упрекал монахов за то, что недоглядели за узником.
Братия пришла в ужас, никто не поверил Малюте, но никто и не произнес ни одного слова. Малюта приказал немедленно похоронить святителя — ему надо было замести следы своего преступления. Похороны состоялись при нем, и он покинул монастырь, когда тело Филиппа было уже погребено. Произошло это 23 декабря 1569 года.
Во времена царствования Феодора Иоанновича иноки из Соловецкого монастыря обратились к царю с просьбой перенести на Соловки мощи их бывшего игумена. Царь согласился, и иноки в присутствии духовенства вскрыли могилу святителя. Тело Филиппа оказалось нетленным, одежда на нем также была целой. Из гроба разносилось благоухание мирры.
Через некоторое время при царе Алексее Михайловиче стали праздновать дни святителя Филиппа — 9 января и 3 июля.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы