Православные молитвы

Жажда праведности

Преподобный Нил Сорский


Нил Сорский родился в 1433 году. Именно в нем обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера. Он единственный из всех русских святых писал о духовной жизни, оставив нам в своих произведениях полное и точное руководство духовного пути. И как бы в расплату за это литературное наследство, которое оставил нам преподобный, мы лишены его жития. Никто не знает, было ли оно вообще когда-нибудь написано, но, согласно преданию, житие Нила Сорского сгорело во время пожара, когда татары предали огню Вологодские скиты в 1538 году. Так ли это было, теперь уже никто не ответит, но факт остается фактом: сведения о жизни преподобного чрезвычайно скудны.
Интересно, что дворянский род Майковых причислял Нила Сорского к числу своих предков, а насколько это достоверно — неизвестно. Сам Нил, «по реклу Майков», называет себя однажды «поселянином». Есть сведения, что в миру он был «скорописцем», то есть переписывал книги. Известно также, что он очень рано постригся в монахи. Преподобный Нил побывал на Афоне и «в странах Царьграда».
Нил избрал для своего скита лесное урочище на речке Соре в пятнадцати верстах от Кириллова монастыря, который был центром монашеских колоний отшельников. Здесь было построено несколько хижин-келий вокруг деревянной церкви. Вот как описывает Нилову пустынь историк Шевелев, посетивший эти места в середине XIX века: «Дико, пустынно и мрачно то место, где Нилом был основан скит. Почва ровная, но болотистая, кругом лес, более хвойный, чем лиственный... Трудно отыскать место более уединенное, чем эта пустыня».
В 1489 году, когда Геннадий Новгородский вел борьбу против ереси, он спросил у ростовского архиепископа, нельзя ли побывать у него Паисию и Нилу для разговора о ереси. Из этого можно сделать вывод, что в то время Паисий и Нил были самыми влиятельными среди заволжцев. Оба старца присутствовали на соборе 1490 года, который осудил еретиков, но под влиянием Нила и Паисия обошелся с ними достаточно мягко.
Следующее упоминание о Ниле Сорском относится к 1503 году. На соборе в Москве неожиданно «начал старец Нил глаголити, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы иноки по пустыням, а кормились бы рукоделием». Его поддержали белоозерские пустынники. Пришлось послать за Иосифом Волоцким, чтобы его авторитетом отстоять церковное землевладение.
Нил Сорский скончался в 1508 году. В его рукописях сохранилось завещание ученикам: «Повергните тело мое в пустыне — да изъядят его зверье и птицы; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщания, елико по силе моей, чтобы бысть не сподоблен чести и славы века сего некоторыя, яко же в житии сем, тако и по смерти. Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас и от меня прощения. Бог да простит всех».
Литературное наследство преподобного Нила состоит из многочисленных посланий к его ученикам, в основном на темы духовной жизни, в одиннадцати главах «Монастырского», или «Скитского», устава. Последний не является уставом в прямом смысле слова, это скорее систематический, исчерпывающий трактат по православной аскетике.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы