Православные молитвы

На берегу божьей реки

Андрей Рублев


К сожалению, самостоятельного «Жития» Андрея Рублева не существует. Разрозненные источники донесли до нас лишь крупицы знания о жизни этого великого русского иконописца. О его святости, высокой духовности и богоугодничестве говорят иконы и росписи, созданные преподобным Андреем в разное время в течение всей его жизни. Само создание иконы свидетельствует о подвиге благочестия и Божией помощи, сей подвиг же перерастает в святость, поэтому в православной иерархии существует отдельный чин святых иконописцев. Возглавил же список этих святых евангелист Лука, который, по преданию, написал икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы).
В одном ряду с Андреем Рублевым стоят такие знаменитые русские иконописцы, как Алипий Печерский и преподобный Дионисий Глушицкий. Андреем Рублевым были выполнены следующие работы: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405); иконостас и росписи Успенского собора в Звенигороде; иконостас и росписи Успенского собора во Владимире (1408); чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (нач. XV века); икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире; икона «Святая Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре; росписи Спасского собора Спасо-Андроникового монастыря в Москве (1420-е); росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (1420-е). Самым известным произведением, созданным Андреем Рублевым, является «Святая Троица». Вероятно, им были созданы и другие шедевры церковного искусства, но сведения о них не сохранились до наших дней.
Сведений о жизни иконописца — времени рождения, происхождении, перепетий жизненного пути — не сохранилось. Поэтому мы можем лишь гадать о том, что же за личность скрывалась под именем Андрей Рублев. Закрепившееся за ним в монашестве прозвище — Рублев — свидетельствует, что он происходил из знатного рода, поскольку в те времена фамилии могли носить лишь представители высших слоев общества.
Скорее всего, преподобный Андрей обучился искусству иконописи в Византии, об этом свидетельствует его фреска во Владимирском Успенском соборе «Земля и море отдают мертвых», где Андрей изобразил с потрясающей точностью греческое морское судно.
Иконописцу довелось жить в годы крупных исторических свершений и событий: 1380 год — Куликовская битва; 1382 год — нашествие Тохтамыша, пожар и разгром Москвы; 1395 год — нашествие Тамерлана. Последнее бедствие, постигшее Русь, было во многом символично.
Войско Тамерлана в несколько раз превосходило по силе войско князя Василия Дмитриевича, русские могли лишь уповать на заступничество и помощь Пресвятой Богородицы. В Москву по наказу князя была доставлена из Владимира икона Божией Матери, весь народ по призыву церкви постился и молился в эти страшные дни. Молитвы русских людей были услышаны, и свершилось то чудо, на которое все уповали: Тамерлану во сне явилась Божия Матерь и приказала ему отступить от Москвы.
Тамерлан, дойдя до Ельца, повернул войска вспять в степи, оставив Москву, к великой радости русского народа. Именно в честь этого события и была написана Андреем Рублевым по благословению митрополита Киприана копия с иконы Божией Матери.
Доподлинно неизвестно, где Андрей принял постриг, но вся его жизнь была связана с двумя монастырями — Спасо-Андрониковым в Москве и Троице-Сергиевым. Впервые об иконописце упоминается в летописи от 1408 года, где вместе с его именем звучит и имя его сопоставника Даниила Черного. Вместе они начали расписывать Успенский собор во Владимире 25 мая 1408 года. Эта роспись была заказана к приезду митрополита Фотия и выполнена самым лучшим образом. В то время город Владимир продолжал оставаться стольным городом, где находилась и резиденция митрополита.
Главный собор Руси во Владимире являлся кафедральным, и его росписи должны были свидетельствовать о величии и достоинстве Русской православной церкви.
С момента первой совместной работы над росписью собора устанавливается самая тесная духовная, дружественная связь между святыми иконописцами. Это духовное братство продолжалось на протяжении всей их последующей жизни в течение 20 лет. Андрей был учеником Даниила и многое перенял у своего наставника.
Когда Андрей умирал, его сопоставнику явилось откровение о прославлении брата в Царствии Небесном, и хотя тот был моложе Даниила, но в духовном мире становился старшим, приняв позже душу Даниила. И Андрей Рублев, и Даниил Черный были погребены в Спасо-Андрониковом монастыре под старой колокольней.
К великому сожалению, в XVII веке колокольня была разорена, потому местопребывание святых мощей по сей день остается неизвестным.
Но память о святом Андрее Рублеве чтится церковью на протяжении многих столетий, день его памяти — 17 июля (4 июля по старому стилю) — совпадает с днем памяти Андрея Критского.
Святой Андрей был возведен Стоглавым собором во всеобщий образец, всем последующим иконописцам предписывалось писать икону Святой Троицы так, как она была создана Андреем Рублевым.
После свержения ига без пролития крови и после эпохи правления Иоанна III на княжеский престол взошел Василий III. К Москве присоединились другие княжества. Так закончился период удельных княжеств. Последний удельный северский князь Василий Шемячич усердно служил Василию III, но на него часто поступали доносы, будто он сносится с Литвой. Поэтому Василий, потребовав Шемячича в Москву, вскоре посадил его в тюрьму. Когда Шемячич сидел в тюрьме, по улицам ходил один юродивый с метлой и на вопрос, зачем ему метла, отвечал: «Пора очистить Московское царство от последнего сора (то есть от последнего удельного князя)». В княжение Василия III к Москве был присоединен город Смоленск, который более 100 лет находился во власти Литвы.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы