Православные молитвы

Святая Русь

Священномученик иерей Василий Надеждин и священномученик протоиерей Владимир Амбарцумов


Во время Первой мировой войны за северной окраиной Москвы среди березового леса была построена удивительно красивая, полная гармонии деревянная шатровая церковь по проекту архитектора Шехтеля. Казалось, что родом она из величественных лесов русского Севера, — нарядная и в то же время строгая, как древние православные распевы. Освящена эта церковь была в честь чудотворца Николая и считалась храмом 675-й пешей тульской дружины.
Рядом с этой церковью раньше стояла сторожевая будка с соломенной крышей, в народе ее называли «соломенная сторожка». Когда начал строиться храм, сторожки уже не было, но народная молва за этим местом сохранила прежнее название. Называлась так и остановка ходившего здесь трамвая. Под названием Соломенная Сторожка среди москвичей была известна и церковь Святителя Николая.
В 20-х годах этот храм прославился не только благодаря своей красоте и величию, но и возвышенным состоянием души приходской общины, которую вдохновляли пастыри.
Храм посещали разные люди, но основной состав прихода определялся близостью Петровско-Разумовской академии. Академический поселок был несколько удален от московской суеты и жил какой-то своей обособленной жизнью. Когда после революции последовал запрет преподавания в школе Закона Божия ив Петровско-Разумовской академии закрыли храм, преподаватели и профессора обратились к настоятелю храма святителя Николая с просьбой заняться религиозно-нравственным воспитанием их детей.
В эти годы настоятелем храма с 1920 года служил отец Василий (Василий Федорович Надеждин). Это был добрый и жизнерадостный человек, с которым очень интересно было беседовать, к тому же он обладал потрясающим музыкальным слухом и голосом. Священник Василий был русским красавцем — среднего роста, с волнистыми светлыми волосами и красивыми добрыми голубыми глазами.
Священник сразу же откликнулся на просьбу коллектива академии и создал молодежный хор. Отец Василий обучал юношей и девушек не только православному пению, но и церковной службе. А для малышей он у себя в доме проводил рождественские елки и утренники, которые, кстати говоря, были в те годы запрещены советской властью.
Любимое время для проповедей у отца Василия было в субботу, на утрене после шестопсалмия. Обычно священник стоял на амвоне в черном подряснике и епитрахили со служебником и свечой в руках. Отец Василий был прекрасным проповедником — на его проповеди всегда собиралось много народа. В основном священник выступал против безверия. Часто с его уст слетали довольно смелые фразы, обычно после этого кто-нибудь из близких друзей, опасавшихся за отца Василия, говорил ему: «Батюшка, разве так можно говорить?» — «Что делать, — отвечал он, — слово не воробей».
Но время становилось все опаснее и опаснее — проповеди пришлось несколько сократить. У отца Василия начались неприятности: милиция запретила ему появляться в доме, где он жил со своей семьей.
Деваться было некуда, и священник временно снял сарай, в который поздно ночью, чтобы не быть замеченной, пробиралась к нему жена, принося еду и белье мужу. В 1929 году отца Василия арестовали, невзирая на то, что у него оставались на воле четверо детей и беременная жена.
Семья через некоторое время узнала, что священник сослан в Кемь и сильно болен. Отец Василий заболел тифом, а неудачно произведенная инъекция вызвала гангрену. Жене разрешили приехать к умирающему мужу. Елена провела возле мужа его последние дни и сумела сделать так, чтобы он причастился. 19 февраля 1930 года отец Василий скончался и был похоронен на кладбище в Кеми.
Елена привезла из Кеми прощальное письмо священника к духовным детям, в котором содержалась просьба к отцу Владимиру Амбарцумову возглавить приход на Соломенной Сторожке.
Отец Владимир Амбарцумов родился в 1892 году в Саратове. Его отец был армянином, а мать происходила из поволжских немцев. Окончив Московскую Петропаловскую гимназию, Владимир поступил на физико-математический факультет Берлинского университета. Образование закончил уже в Московском университете. Приехав в Россию, он стал активистом христианского студенческого кружка, а вскоре перешел из лютеранства в баптизм. В это время смыслом его жизни стала проповедь Евангелия среди учащейся молодежи.
В период Гражданской войны Владимир со своей семьей переехал в Самару, а в 1920 году был арестован и отправлен в Москву. Вскоре его освободили с подпиской о невыезде. Но, несмотря на арест, Владимир продолжал проповедовать, и вскоре по его инициативе был создан Центральный комитет христианских студенческих кружков в России. Владимир большинством голосов был избран председателем этого комитета.
В 1924 году вышел запрет на деятельность студенческих кружков и начались массовые репрессии против кружковцев, в связи с чем Владимир Амбарцумов был вынужден перейти на нелегальное положение. За год до этого у него случилось несчастье — умерла его жена, оставив ему двоих маленьких детей.
В середине 20-х годов Владимир познакомился с известным московским священником — отцом Валентином Свенцицким, настоятелем храма святителя Николая Большой Крест на Ильинке, и в начале 1926 года решил принять православие. В конце 1927 года он был уже рукоположен в диакона, через неделю — в священника, а через месяц был назначен настоятелем Московского храма Святого князя Владимира в Старосадском переулке.
В храм на Соломенной Сторожке отец Владимир пришел летом 1928 года по просьбе отца Василия заместить его на время отъезда.
И конечно же, перед смертью отца Василия Владимир откликнулся на его просьбу возглавить приход. Вслед за отцом Владимиром на Соломенную Сторожку пришел и его друг — отец Михаил Шик.
В 1932 году духовенству предложили признать декларацию митрополита Сергия от 1927 года и поминать его как местоблюстителя патриаршего престола, а кто с этим был не согласен, тому предлагалось выйти за штат. Отец Владимир не разделял этих взглядов и ушел на покой, вместе с ним ушел и Михаил Шик.
Отец Владимир пошел работать научным сотрудником в исследовательское учреждение и за время работы получил много авторских свидетельств. Михаил Шик занимался переводами.
В апреле 1933 года отец Владимир был арестован — его обвинили в участии в контрреволюционной церковной организации. Его арест, конечно, был связан с тем, что он не признавал декларацию митрополита Сергия. Отец Владимир был осужден на три года ссылки, но вскоре его освободили по ходатайству АН СССР и даже разрешили проживать в Москве.
Однако в 1937 году Владимир Амбарцумов вновь был арестован, через неделю арестовали и Михаила Шика. Родственникам арестованных сказали, что они осуждены на 10 лет без права переписки.
Только несколько лет назад удалось узнать правду — отец Владимир Амбарцумов и его друг — отец Михаил Шик — были расстреляны в 1937 году на полигоне НКВД близ поселка Бутово. Отец Владимир пережил своего друга немногим больше месяца.
Священномученики Василий Надеждин и Владимир Амбарцумов прославлены Архиерейским собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы