Православные молитвы

Становление христианской Руси

Введение (начало)


Лики их — святые.
Лики — добродетельные.
о. Агафангел
Полного счастья на земле нет.
Есть только Небесная радость, и именно в вере и в разумной жизни по вере.
Священномученик Серафим Чичагов
С самого Крещения Руси и простой народ, и князья русские близко к сердцу приняли жертву Христа, добровольно взошедшего на Крест ради спасения падшего человека. Поэтому самым лучшим подвигом на Руси считалось следование Христу, когда человек приносил себя в жертву ради близких своих, ради Родины, добровольно терпя муки и страдания. Любимая поговорка русских: «Господь терпел — и нам велел». В ней звучит искреннее поклонение Кресту Господнему, принятие его всей душой.
В былые времена на том месте, где селились православные русские, в первую очередь строились церкви. Если была церковь, то поселение называлось селом, а если не было — то деревней. Жизнь русского человека, его радости и горести всегда связывались не только с календарным числом и месяцем, но и с памятью того или иного святого.
Иногда человек не мог точно сказать, какого числа он родился, но твердо помнил, что, например, на Николу зимнего.
Порядок и строй бытия определяла Церковь, поэтому жизнь русского человека обретала благодатное освящение. Каждый поступок и действие человека преломлялись сквозь призму церковного устава, становясь при этом частью вселенского богослужения, где «всякое дыхание да хвалит Господа».
Все беды русского человека начались тогда, когда он отдалился от церковных уставов, подчинив жизнь своему греховному желанию и воле. Когда-то Серафим Саровский, глядя на современников, сказал, что великие беды надвигаются на Россию, ведь народ стал жить не по уставу (в то время многие стали нарушать пост в среду и пятницу). Что бы сказал святой, если бы увидел нашу современную жизнь, в которой церковные праздники превратились в веселые застолья, порой переходящие в буйные попойки? Редко кто в наше время помолится, садясь за стол, или перед сном, а соблюдение постов — это занятие не для современного человека, вечно занятого делами.
Скорее мы прибегнем к диете, смысл которой заключается вовсе не в стремлении духовно возвыситься. День за днем мы сжигаем себя в сумасшедшей погоне за успехом, материальным благополучием, за возможностью занять какое-нибудь положение в обществе — пусть и не самое высокое, но, по крайней мере, чтобы быть не «хуже других». Мы заботимся только о ней — о своей драгоценной плоти — и почти забыли, что такое душа и зачем нужен Бог. А ведь по церковному уставу мы не просто нарушаем заповеди, но поклоняемся врагу рода человеческого. «Мы стали дышать грехом...» — говорил архиепископ Серафим (Соболевский).
Однако многие верят в Россию, в силу духа русских людей, в силу веры православных христиан. «...Россия в состоянии принести особую весть миру, которому грозит та же опасность попасть в атеистическую западню, из которой освобождается Россия. И вот этот факт и является причиной того, что будущее России так тесно связано с будущим целого мира, в религиозном его аспекте!» — так выражал свои мысли иеромонах Серафим (Роуз).
История Русской Православной церкви богата именами святых. Во все времена их роль была неоценима для мира. Ведь святые «живут любовью Христовой, которая есть Божественная сила, созидающая и содержащая мир».
Живший в IV веке преподобный Варсонофий свидетельствовал, что в его время молитва трех святых мужей удерживала мир от катастрофы. Силуан Афонский также говорил, что ради молитвы святых изменялся ход истории, влияя даже на космические события. Поэтому святые — явление, по своему значению выходящее за рамки земные, скорее космического характера. «Святые — соль земли; они — смысл ее бытия; они — тот плод, ради которого она хранится», — говорил Силуан. Если же на земле не станет святых и земля перестанет их рождать, тогда приблизится мировая катастрофа, поскольку больше не будет той Божественной, космической силы, которая сможет удержать мир на краю пропасти.
Святым нарекают человека избранного, правильно верующего. Раньше так назывались Ветхозаветные пророки, теперь же святыми называют угодников Божьих. Их жизнь и подвиги святости Церковь прославляет и представляет как образец для подражания.
Святым дана от Бога благодать, и когда мы молимся им, заручаемся их ходатайством перед Богом. Многие святые еще при жизни получают дар чудотворения: исцеление больных, помощь в житейских делах.
Святой — общее название всех угодников Божьих. Каждый из них имеет и свое особое имя, данное в зависимости от подвигов святости, которые он совершал при жизни: святитель, пророк, апостол, равноапостольный, великомученик, мученик, священномученик, праведный, преподобный, бессребреник, исповедник, блаженный, Христа ради юродивый...
Пророк — вестник воли Божьей, предсказатель. Это люди, просвещенные духом Божьим. Предсказывая будущее, они готовили людей к Царству Христову, воспитывая веру и благочестие. Многие руководили даже гражданскими правителями, многие совершали чудеса, другие писали книги.
Пророк Илия родился за 900 лет до Рождества Христова. Когда он стал обличать царя Ахава в нечестии, тот не послушал его. В наказание пророк предрек, что три года не будет на земле ни дождя, ни росы. Так и случилось: засуха продолжалась до тех пор, пока пророк не вознес молитву. Русская Церковь свято чтит память пророка Илии. Первый храм, воздвигнутый на Руси при князе Игоре в Киеве, был посвящен именно ему.
Апостол — святой ученик Иисуса Христа, избранный Им, чтобы нести миру учение Христово — Евангелие. Апостолы разделяются на избранных первыми (их 12) и последующих (их 70).
Так, Андрей Первозванный, ставший первым из 12 апостолов, поставил же и первый крест на Руси в том месте, где затем был построен Киев. С именем этого святого связана история еще одного города — Санкт-Петербурга. Когда Петр начал строительство северной столицы Земли Русской, вначале он собственноручно выкопал ров, куда был помещен ящик, высеченный из камня. Духовенство окропило этот ящик святой водой, а царь поставил в него золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, покрыв ящик сверху каменной доской с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16-го, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем, царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем Всероссийским».
Иоанн Богослов Ж один из трех апостолов, которые присутствовали при всех событиях жизни Иисуса Христа. Он испытал гонения во время правления Нерона, был сослан на остров Патмос, где, как считается, и были написаны его труды — Евангелие, три Соборных послания и Откровение (Апокалипсис). Это единственный из апостолов, который не погиб насильственной смертью. Иоанн прожил более ста лет.
На Руси в день памяти Иоанна Богослова пекли пироги для странников и нищих. Ему молились, как и другим Евангелистам (Марку, Луке, Матфею), о любви и согласии между супругами.
Величайший подвижник и основатель пустынножительства Антоний родился в 252 году в Египте, в знатной семье. Раздав большую часть своего имения бедным, он удалился в Фивадийскую пустыню, став основателем христианского подвига — отшельничества, монашеского жития. Он прожил в пустыне всего 85 лет, в дар за его служение Богу получил прозорливость (умение видеть души людские и предвидеть будущие события) и способность творить чудеса (дар чудотворения). Преподобный Антоний скончался на 105-м году жизни, став идеалом монашества для многих поколений христиан.
Великомученица Анастасия Узорешительница, богатая римлянка, после смерти жестокого мужа посвятила свою жизнь подвигу сострадания заключенным — безвинно пострадавшим христианам. Она сама приняла великие мучения, и на Руси в день ее памяти было принято посещать темницы, подавать милостыню узникам, независимо от тяжести их преступлений, и выкупать должников.
Татьяна, знатная римлянка, отказалась от блестящего брака и богатства ради служения Богу. Она посвятила свою жизнь благотворительной деятельности, помогая больным и бедным. Приняв венец мученичества, Татьяна не отреклась от веры.
Впоследствие в России Татьяна стала покровительницей Московского университета, и день ее памяти превратили в веселый студенческий праздник.
Георгий Победоносец — не только небесный покровитель Российской столицы и православных воинов, но также покровитель и помощник земледельцев и скотоводов. Он был римским военачальником, открыто исповедуя христианскую веру в годы суровых гонений христиан. Георгий принял великие мучения, перенес изощренные пытки, но остался невредим. Он обратил в христианство нескольких человек, после чего и был обезглавлен в 303 году. Это один из самых любимых и почитаемых на Руси святых: в его честь сын равноапостольного князя Владимира — Ярослав Мудрый, названный во время крещения Георгием, основал город Юрьев, воздвигнул Юрьевский монастырь в Новгороде и храм Георгия Победоносца в Киеве. Юрий Долгорукий — основатель Москвы — также в честь своего святого построил немало церквей и храмов, основал город Юрьев-Польский. Интересно и весьма примечательно, что Германия официально признала себя побежденной в Великой Отечественной войне именно в день памяти Георгия Победоносца.
Равноапостольный — святой, потрудившийся во имя Христа в последующие эпохи. Благодаря его стараниям христианская вера утверждалась среди целых народов. Такова Ольга — первая русская княгиня, принявшая христианство, а затем ее внук — Владимир, крестивший Русь.
Святитель — святой, при жизни бывший священноначальником (епископом, первосвятителем церкви Христовой). В современной церкви святителями считаются и святые, помещенные в месяцеслове, и живущие в настоящее время архипастыри — архиереи.
Святитель Николай Чудотворец жил в городе Миры (ныне он находится на территории Турции), где занимался подвижничеством, был епископом и помогал всем нуждающимся, всегда защищал невинно обиженных.
Никола ревностно выступал за православную веру на 1-м Вселенском соборе, владел даром прозорливости и чудотворения. Скончался в 342 году. Когда мусульмане разрушили погребение Николая, жители Бари (Италия), спасая святыню, перенесли мощи святого в специально построенный в городе храм, где они пребывают и поныне, являясь великой святыней для всего христианского мира. Было замечено, что святые мощи непрестанно источают благоуханное миро. На Руси усердно молятся Николаю Чудотворцу и поныне, ведь он всегда помогал православным людям в трудностях и горестях. Православная Церковь чествует память святителя, наряду с памятью святых апостолов, каждый четверг. Во многих российских городах и селах были построены храмы в честь Николая Чудотворца.
Житие преподобной Марии Египетской — пример греховного падения и глубокого раскаяния. В 12 лет она пришла в Александрию и более 17 лет вела распутную жизнь, но однажды осознала безмерную греховность своей жизни и, удалившись в Иорданскую пустыню, почти 50 лет провела в аскетических трудах. Память святой всегда чтили на Руси, веря, что самые тяжкие грехи можно искупить искренним покаянием и жизнью в Боге.
Преподобный Иоанн Лествичник родился около 570 года и в 16 лет пришел в монастырь. Он провел в обители 19 лет, затем 40 лет жил уединенно в пустыне. Главный памятник его жизни — «Лествица» (лестница) — духовное руководство для многих христиан, повествующее о восхождении к духовному совершенству, к духовному небу — Благодати Божией. В память о святом на Руси в этот день всегда пекли лестницы — символы духовного восхождения на небеса.
Мучениками называют святых, которые, исповедуя веру Христову, пострадали за нее — приняли страдание и мученическую смерть.
В сонме святых мучеников пребывает немалое число христиан, прославленных церковью, — как ранние христиане, так и все остальные, вплоть до наших дней. Великомученики — те, кто претерпел особо тяжкие мучения и не отрекся от Христа; священномученики — священники, принявшие мучения и смерть.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы