Православные молитвы

Становление христианской Руси

Введение (окончание)


Преподобный — святой, строго исполняющий заповеди Христовы ради обуздания страстей и для спасения души. Некоторые из них, особенно в первые годы христианства, продолжали исполнять свои обязанности в обществе, другие добровольно смиряли себя нищетой, голодом, уничижением.
Преподобными святыми считаются и те, кто служит Богу в удалении от мира — в пустыне, в монастыре. Так служил Богу преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, многие отцы Киево-Печерской лавры, прославившиеся своими подвигами и чудотворениями.
К праведным таковым относятся в основном угодники Божьи ветхозаветных времен (Авраам, Лот, Иов и др.)- С наступлением новозаветных времен праведными стали называться святые, исполняющие государственные, общественные или семейные обязанности, соблюдая законы Божьи и сохраняя на протяжении всей жизни верность Богу. К числу праведных относятся святые благоверные князья, праведный Филарет Милостивый и др.
Бессребреник — святой, который не брал за свои труды награды или платы, человек, который отрекся от денег и материального благополучия. Такими были врачи-чудотворцы бессребреники Косма и Дамиан.
Исповедник — святой, исповедующий открыто свою веру, вопреки гонениям, не боясь тяжких мучений, несмотря на испытания, продолжавший жить по своей вере.
Блаженный, юродивый Христа ради — святой, который отказывается от общепринятого образа жизни, посвящает себя добровольному скитанию, нищете. Это человек, осознанно принимающий облик лишенного мирской мудрости. Среди блаженных — Андрей, Христа ради юродивый, Василий Московский, Ксения Петербуржская.
Блаженными называют и тех, кто угодил Богу втайне в миру, как Никита Константинопольский. В числе блаженных и те святые, чья святость засвидетельствована не славой их дел, сохранившихся в тайне, но доказана свидетельствами очевидцев (это — патриарх Антиохийский и блаженный Григорий и др.).
Путь русским православным святым подготовили более ранние святые, начиная с ветхозаветных пророков, апостолов — учеников Христа, первых христиан и тех, кто нес его учение людям. Именно на их примере росла и крепла духовная сила русских христиан. Многие святые становились небесными покровителями земли Русской, русских городов и храмов.
В январе празднуется память трех святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова — великих святых древности, учителей любви и единомыслия веры. Когда в XI веке в Константинополе вспыхнула распря между православными, кого из них считать лучшим и первым, они все вместе явились епископу Евхаитскому Иоанну и сказали: «Мы — едино у Бога, нет среди нас ни первого, ни второго, если называть одного из нас, то за ним следуют другие... Просим тебя, прекрати спор и соедини в один день память о нас...» Епископ установил 30 января праздник в честь памяти трех святителей. На Руси их всегда любили, в день памяти каждого в отдельности и в день Собора трех святителей читались их молитвы и творения. Русские верующие просили их заступничества перед Богом и покровительства.
Небесным покровителем больных на Руси издавна считается великомученик Пантелеймон, живший в III веке. Он был милостивым врачом, исцелявшим всякие болезни. Пантелеймон помогал многим гонимым в то время христианам, за что и был схвачен по доносу. Святого жестоко мучили, испробовав на нем всякие способы казней. Его бросили на растерзание диким зверям, но те стали к нему ласкаться; а когда отсекли ему голову, то вместо крови из раны потекло молоко, а маслина, к которой он был привязан в момент смерти, покрылась плодами. После казни святого бросили в костер, но и в огне тело великомученика осталось невредимым.
Заступницей всей Земли Русской стала сама Матерь Божья. Было немало случаев, когда в трудные моменты истории Она являлась живущим и изъявляла свою волю и свое заступничество.
В 1108 году на Русскую Землю были перенесены мощи святой Варвары, к которой всегда обращаются православные христиане с молитвой от внезапной смерти без покаяния и когда на душе грустно. При жизни великомученица Варвара пострадала за веру во Христа от рук своего же отца — богатого и знатного язычника Диоскора. Когда отец узнал, что его дочь приняла крещение, он вначале жестоко ее мучил, а затем обезглавил.
Так было и в 1591 году, когда многочисленное войско татар вторглось на нашу землю. После того как хан Казы-Гирей разбил стан под Москвой, царь Федор Иоаннович, помня о заступничестве Матери Божией, велел совершить крестный ход вокруг Москвы с Донской иконой Божьей Матери (которая, кстати, помогла и в Куликовской битве). После того царь повелел поставить икону в походной церкви Преподобного Сергия Радонежского, в стане русского воинства, и всю ночь провел в молитвах перед иконой. На следующее утро случилось короткое сражение, после которого татары стремительно бежали, испугавшись невидимой силы. После неожиданной победы над татарами царь воздвигнул на месте походного храма, где стояла икона, Донской монастырь.
В 1612 году, когда князь Дмитрий Пожарский освобождал Россию от поляков, под Москву прибыло ополчение с Казанской иконой Матери Божией. Ополченцы должны были не только отбить Кремль от поляков, но и отразить наступление новых войск, а также усмирить пьянство и разгул в своих войсках.
Князь и благочестивые воины решили положиться на милость Божию. Они постились и молились перед иконой три дня, после пошли штурмом на Кремль. В это время греческому архиепископу Арсению, который был в плену у поляков, явился преподобный Сергий Радонежский и молвил, что молитвы услышаны и «завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». И на самом деле, польское могущество рассеялось, как дым, а князь Пожарский в 1633 году построил в Москве Казанский собор и принес в него из своего дома икону, на которую молился перед штурмом Кремля.
Святой Димитрий Солунский почитается русскими православными христианами со времени Крещения Руси. В его честь построено немало храмов, монастырей. Его память связана с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. На иконах этого святого изображают в пернатых доспехах, с мечом и копьем в руках.
«Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам... Множество знаем мы случаев, когда святые тотчас приходили нам на помощь, лишь только мы призовем их. Из этого видно, что молитвы наши слушают все небеса» (преподобный Силуан Афонский). В помощь человеку посланы и Ангелы — духовные создания Божьи, самые близкие к человеку из прочих Ангельских чинов. Но охранять, удерживать от падения и направлять на путь истинный они могут только верующих.
Самым почитаемым на Руси считается архистратиг Михаил, поставленный над всеми ангельскими чинами. Многие чудеса, когда Пресвятая Богородица выступала в защиту городов русских, были связаны с Ее явлением в сопровождении Воинства Небесного под предводительством архистратига Михаила. В его честь построены храмы и монастыри, Архангельские соборы стоят во многих городах русских. В Москве один из главнейших храмов города — храм-усыпальница в Кремле — посвящен Архистратигу Михаилу.
Веками православная Русь зажигала свои лампады, веками путь героического подвижничества, святые подвиги вдохновляли русский народ, а идеал святости питал саму жизнь. И если верно утверждение, что вся культура человеческая определяется его религией, то культура России определяется во многом (если не во всем) русской святостью.
Жития святых — агиографическая житийная литература Древней Руси — были излюбленным чтением в прошлые времена. В XVI веке появляются первые чисто русские жития, что было связано с ростом национального самосознания. При Иоанне Грозном митрополитом Марием и целым штатом его помощников-грамотеев в течение 20 лет собиралась древняя русская письменность. Все собранное было объединено в огромный сборник Великих Четьих миней, где жития святых занимали самое почетное место. Лучшие писатели Древней Руси посвятили свои труды прославлению Божиих угодников. Среди писавших были Нестор Летописец, причисленный позже к лику святых, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.
Характерная особенность стиля русских агиографий — преподносить читателю жизнь святого в единой его связи с общим, с небольшими вкраплениями подробностей личной жизни. По такому же принципу создавались и русские иконы, где личное в ликах святых можно уловить лишь в оттенках, тонких намеках.
Но за время своего существования русская агиография принимала различные формы: в домонгольский период это подражание греческому витиеватому слогу — пышущие словесами и конкретикой жития, где прекрасно просвечивают личные характеристики святого. На севере до и после монгольского ига жития отличались скупостью изложения фактов.
Но в начале XV века в Северной Руси создается новая школа, сохранившая для нас образцы искусно украшенного словесами, но пространного жития. Такому стилю подражают книжники до конца XVII века. Во времена Макария многие краткие жития вносились в Четьи минеи с исправлениями, творения же велеречивого Пахомия остались в неприкосновенности.
Известно более 150 житий и более 250 редакций, но все они представлены в старых сборниках, рассеяны по библиотекам русских городов и монастырей, подлинный материал вытеснен позднейшими переложениями и переводами, которые, к сожалению, не всегда полные. Однако и на основе имеющегося материала можно узнать удивительную историю русского православия, святой Руси, нашего прошлого, которое в конечном итоге определяет будущее России.
Акт канонизации святого совершается церковью, но это не означает, что церковь определяет его небесную славу. Канонизация обращена к земной церкви и призывает православных христиан почитать нареченного святым.
Однако, помимо канонизированных, остаются и те, что вели праведную жизнь, но остались неведомыми для церкви. Мы можем молиться и им, вознося частную молитву с просьбой к усопшему праведнику. Такая молитва предполагает ответную молитву усопших за живых. Святым же служатся молебны.
Очень часто случалось, что народ начинал чтить память праведника раньше церковной канонизации. В настоящее время православным народом чтится множество угодников Божиих, хотя они никогда не чтились церковным культом. Кроме того, круг канонизированных святых определяется, помимо епархии, более узкими местными формами церковной власти — монастырями или церквами. Поэтому списки, календари, указатели русских святых часто разнятся в числе канонизированных угодников, иногда весьма существенно. В 1903 году общее число составляло 381, но к 2000 году это число значительно возросло.
Иногда ранее канонизированные святые спустя время деканонизируются, то есть церковью накладывается запрет на почитание уже прославленных святых. Княгиня Анна Кашинская, канонизированная в 1649 году, в 1677 году была вычеркнута из числа русских святых. Довольно часто подобное происходило в XVIII веке, в данном случае церковь руководствовалась и религиозно-нравственными мотивами, и национально-политическими.
В различные моменты истории русского народа изменялись его небесные покровители. Теперь мало кто помнит имена Кирилла Белозерского и Иосифа Волоцкого, которых так чтила Московская Русь. Разные столетия по-разному раскрашивают агиографии святых: если в определенной эпохе это яркая личность, то, возможно, столетие спустя лик бледнеет.
В эпоху империи почти забыли и новгородских святых, и северных пустынников, зато стали прославляться имена святых князей Владимира и Александра Невского. Некоторые имена не меркнут и спустя многие века, так, преподобный Сергий Радонежский торжественно сияет на небосклоне русского православия более шести столетий.
Главным основанием для канонизации, хотя и не исключительным, являются чудеса. Например, церковь всегда видела в нетлении святых особое знамение и дар Божий, свидетельство славы. В Древней Руси таких требований угодникам не предъявляли. Но если мощи святого способствовали чудесному исцелению или источали благоухание, то это служило бесспорным доказательством Божьего благословения.
Мощи святых всегда служили предметом особого почитания. В синодальную эпоху в народе укоренилось мнение, что все почивающие мощи пребывают в нетленном состоянии. И хотя петербургский митрополит Антоний и Святейший синод при канонизации святого Серафима Саровского громко опровергли это заблуждение, многие по-прежнему продолжали так полагать. Поэтому, когда большевики в 1919—1920 годах вскрывали погребения и кощунствовали над мощами, для многих было тяжелым потрясением узнать, что действительно не все мощи святых угодников пребывают в нетленном виде.
Церковь же чтит как кости, так и нетленные (мумифицированные) тела святых. Ведь это не самый главный фактор, свидетельствующий о святости. Гораздо важнее знать, что совершил при жизни святой, какой подвиг вознес он Богу: будь то подвиг осмысленной вольной жертвенной смерти, подвиг подвижничества, дар исцеления и чудотворения, способность предвидеть грядущие события или видеть сердца людей, дар милостивой любви к ближнему — каждый святой совершил свой подвиг и каждый чтится в отдельности.
В годы Великой Отечественной войны митрополиту гор Ливанских Илие после долгой молитвы явилась Матерь Божья и велела передать в Россию, что для ее спасения нужно открыть все храмы в стране, монастыри, духовные семинарии и академии, священников отпустить с фронтов и из тюрем для служения в храмах. Она сказала: «Ленинград сдавать нельзя! Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую землю. Это избранный город». В Москве также нужно было совершить молебен перед Казанской иконой, затем переместить ее в Сталинград и идти дальше с войсками до границ России. Тогда открылось 20 ООО храмов, семинарии, академии и монастыри. И вся Россия молилась, священники служили молебны, солдат кропили святой водой.
После победы над Германией Сталин пригласил в Москву митрополита Илию — ведь все его предсказания сбылись.
Во время битвы за Кёнигсберг никто не ждал быстрой победы. Русские войска уже совсем выдохлись, тогда на фронт приехали священники с иконой Матери Божией, отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мгновенно ситуация изменилась: немцы гибли тысячами, хотя их было больше и их огонь стоял стеной. Немецкие солдаты сдавались в плен, а после рассказывали, что перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна», которую видела вся немецкая армия! У всех неприятельских солдат отказало оружие, но большей частью не это сломило дух немцев, а то, что они поняли, Кто помогает русским.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы