Православные молитвы

Становление христианской Руси

Владимир-креститель


Мать князя Владимира была дочерью князя Мала. Когда-то Ольга взяла ее в плен после расправы над древлянами, и она вместе с Ольгой приняла крещение в Царьграде. Когда Святослав погиб в 970 году от рук печенегов, его сын Владимир начал править в Великом Новгороде.
Старший сын Святослава — Ярополк, сражаясь за великокняжеский престол, учинил расправу над своим братом Олегом, княжившим в древлянской земле, полому Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал из Новгорода к варягам и некоторое время там укрывался. Но спустя три года, собрав дружину из народа варяжского, Владимир захватил Киев и убил Ярополка, взяв себе в жены его вдову-гречанку, уже носившую во чреве Святополка Окаянного, который затем станет убийцей своих братьев — Бориса и Глеба.
Начиная с 980 года Владимир правил всей Русской Землей, восседая на киевском престоле. Он много воевал, присоединил к Руси земли славян, живших у Карпатских гор, разбил камских болгар и с доблестью отражал нападения печенегов, создав во время своего княжения мощную державу, простирающуюся от реки Буг до Балтийского моря.
Владимир в молодые годы был ревностным идолопоклонником и устанавливал повсюду идолов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Смарогла, Мокши. Перед теремом в Киеве на горе стоял Перун — идол с серебряной головой и золотыми усами. В жертву идолам, по старому обряду, приносились отроки и отроковицы, избранные по жребию.
Но однажды так случилось, что варяг-христианин по имени Федор не дал своего сына, воина Иоанна, принести в жертву. Надругавшись над идолами, он сказал посланным за сыном жрецам, что идолы не боги, а бесы. Толпа народа жестоко расправилась с варягом и его сыном. Это были первые и последние христианские мученики в языческом Киеве. Но с этого момента вера в поруганных идолов пошатнулась, а на том Руси месте, где были убиты Иоанн и Федор, впоследствии построили Десятинную церковь.
К Владимиру приходили многие посланники, желавшие обратить Русь в свои религии. Так, в 986 году из Булгарской земли явились магометане и сказали князю: «Ты — князь мудрый и смышленый, а не знаешь истинной веры. Прими нашу веру и поклонись Магомету. Мы веруем в Бога, а Магомет учил нас, что нельзя ни есть свинины, ни пить вина». Однако Владимир ответил им на это: «Пить — веселие Руси, не можем без того быть». Магометане не открыли Владимиру ничего истинного о Боге, поэтому он и отказался от этой религии под предлогом не принятия их заповедей об обрезании, отказе от свинины и вина.
Вслед за магометанами пришли послы от германского короля Оттона III, они долго увещевали князя, что христианство — свет, а язычество — тьма, но, когда Владимир спросил их: «В чем ваша заповедь?», они ответствовали: «Пост по силе, если кто пьет или ест, то все — во славу Божию». Но не разъяснили, в чем же суть христианской религии, поэтому князь ответил им: «Идите обратно: ибо и отцы наши не приняли вашего учения».
За немцами явились евреи из земли Хазарской, убеждая принять их религию, говоря, что христиане малы, так как веруют в Христа, которого они распяли. Но тогда Владимир спросил: «Где ваша земля?», и они отвечали: «Бог разгневался на наших отцов и рассеял нас всех по земле, а нашу страну отдал во власть христианам». «Как же вы можете учить других, — возмутился Владимир, — когда сами отвергнуты Богом и разбросаны по земле за грехи ваши? Хотите, чтобы и с нами случилось то же?»
Своего миссионера к Владимиру присылали и греки. Сей проповедник осудил все прочие религии, разъяснив князю главные основания христианской православной веры. Он много рассказывал, кратко излагая основные события ветхозаветного времени, затем поведал Евангельскую историю от начала до момента сошествия Святого Духа на Апостолов. Владимир задал проповеднику три вопроса, первый — почему Христос родился от Жены. Грек ответил: «Через жену изначально была дана победа диаволу, из-за чего Адам был изгнан из рая; через жену же воплощенный Бог велел верным войти в рай». На второй вопрос, почему Иисус был распят на дереве, миссионер ответил: «На дереве был распят потому, что от древа вкусил Адам запретный плод и был изгнан из рая, но дерево жизни спасет праведных». И третий вопрос, зачем Иисус крестился водой, был разъяснен мудрым человеком: «Водою Бог погубил людей за грехи их (во время Всемирного потопа), водой же Он их обновил и очистил от греха. Сказано было, что первой была сотворена вода, поэтому крестятся водой и Святым Духом».
Затем греческий проповедник нарисовал перед князем картину Страшного суда: направо - праведники входят в рай, налево — грешники идут на вечные муки. «Если хочешь встать по правую сторону от Бога, то прими крещение», — так закончил свою речь проповедник. Но князь ответил: «Подожду немного», — и, одарив посланника, отпустил его домой с миром.
После этого собрал Владимир своих бояр на совет и рассказал о том, что узнал от грека. Старейшины ответили: «Ты знаешь, что каждый хвалит свое; отправь своих мужей посмотреть, как служат Богу разные народы». Выбрал князь десять мужей и отправил их к булгарам (на Волге), затем к немцам и грекам.
В Булгарии увидели мужи, что мусульмане молятся в мечети, стоят без пояса, делают поклоны и смотрят, как безумные. Нет у них веселия, только смрад и печаль. Побывав у католиков, они также не увидели ничего возвышенного и красивого. А в Царьграде русских послов встретили с большой честью, в Софийском соборе поставили на возвышение, чтобы они могли лучше видеть торжественное богослужение. Когда же послы вернулись домой, то, рассказывая князю об увиденном, заключили свою речь такими словами: «Греческое богослужение лучшее, краше, чем в других странах: мы не знали, были ли на небесах или на земле, знали только, что там Бог был с людьми».
Выслушав рассказы подданных, бояре обратились к Владимиру с такими словами: «Если бы худым был закон греческий, то не приняла бы его твоя бабка Ольга, мудрейшая из людей». Тогда Владимир спросил: «Где примем крещение?» А бояре ответили: «Где хочешь».
Но к тому моменту в Византии произошел мятеж, и царь Василий II стал просить помощи у Владимира, напомнив о договоре 954 года, где говорилось о греко-русской взаимопомощи. Князь согласился помочь с тем условием, что ему отдадут в жены сестру царя — Анну. Царь согласился на это, но с уговором, что тот примет христианское крещение.
По заключении договора русское войско численностью шесть тысяч человек подавило мятеж, но царь не торопился отдавать Анну, которая противилась браку, говоря: «Мне идти туда все равно, что в плен. Лучше убейте меня здесь». Тогда Владимир пошел войной на греческий город Корсунь (ныне развалины Корсуня, или Херсонеса, находятся около Севастополя) и осадил его. Некий Анастас помог князю советом, как перекрыть водопровод города.
Когда жители Корсуня остались без воды, город сдался. А Владимир отправил к Василию и Константину посланника, сказав, что пойдет на Царьград, если ему не отдадут Анны. Брак с царевной был очень важен для князя, ведь так для него открывались возможности дружеского сотрудничества со многими европейскими государствами той поры. Кроме того, за Анну ранее сватался французский король, но получил отказ — поэтому брак с ней принес бы Владимиру высокую честь.
Анна наконец дала свое согласие и вместе со священником, клиром, митрополитом Михаилом и святыми мощами отправилась в Корсунь по морю к Владимиру. По прибытии она узнала, что Владимир заболел глазами и ослеп. Тогда Анна убедила князя креститься, чтобы выздороветь. Князь дал согласие, и епископ Корсуньский вместе с константинопольскими (царьградскими) священниками крестил его, дав при крещении имя Василий.
После крещения свершилось чудо — князь прозрел и в радости воскликнул: «Теперь я узнал истинного Бога!» Дружина, увидев такое чудо, тоже приняла крещение. Так было положено начало Крещению Руси.
Повенчавшись с царевной, князь вместе с дружиной вернулся в Киев, где прежде всего окрестил всех своих домочадцев и начал уничтожать идолов: одних изрубили, других бросили в Днепр, а статую Перуна с серебряной головой и золотыми усами привязали к хвосту лошади, протащив по всему городу, и бросили в реку. После такого поругания языческих идолов киевляне приняли крещение: старики, взрослые с детьми входили в реку, а священники, стоя на берегу, читали молитвы. Это свершилось по указу князя 1 августа 988 года. В тот день было крещено небывалое количество людей. В летописи об этом событии сказано: «Была великая радость на небе и на земле — столько душ спаслось». После этого были крещены и жители других городов и сел, богослужение повсюду совершалось по славянским книгам, специально привезенным для этого из Болгарского царства. Первые духовные лица на Руси были греками и болгарами, но князь повелел отбирать детей у знатных русских семей и отдавать их в обучение священникам. Так появились на Руси русские священники. Один из них — Илларион — позднее стал митрополитом.
Владимир ввел обычай ставить храмы на месте языческих капищ, построив в первую очередь на месте жертвенника Перуна храм Святого Василия Великого. Из Греции были специально вызваны мастера, которые построили в Киеве церковь Пресвятой Богородицы (Десятинную). Когда церковь освящали, князь устроил великий пир для дружины и старейшин города. Позже такие же пиры он устраивал по воскресеньям и в праздничные дни.
С момента Крещения началось просвещение Руси. Благодаря тому что все богослужения проводились на славянском языке по книгам, переведенным с греческого святыми братьями Кириллом и Мефодием, многие храмы и церкви превратились в храмы науки и просвещения для всего народа. Поэтому христианская вера очень быстро распространилась и прижилась на Земле Русской.
К концу X века богослужения в церквях проводились уже русскими священниками и дьяконами. Князь посылал также проповедников христианской веры на берега Двины и Камы, вследствие чего печенежский князь Кучуг принял крещение и служил Владимиру. Крещение приняли и норвежский конунг Олава Трюггвасон, и известный Торвальд Путешественник. Так православная религия и просвещение распространялись по Земле Русской и на тех территориях, которые соседствовали с Русью.
Владимир всегда помнил слова из Евангелия: «Блаженны милостивые», поэтому щедро раздавал нищим и убогим питье, пищу и деньги (куны). Вера сильно изменила и его нрав: если раньше Владимир слыл жестоким, то теперь превратился в князя милостивого и человека доброго, войну вел только с печенегами-грабителями. Именно в период его княжения Русь достигла своего расцвета и заняла достойное место среди процветающих стран мира.
Последние годы княжения Владимира освещены почетом и славой, его окружали доблестные сыновья и храбрейшие витязи, среди которых такие великие богатыри русские, как Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Рогдай Удалой.
Перед смертью Владимир удалился в село Берестов, где и почил с миром 15 июля 1015 года. После смерти подданные обернули тело князя в ковер и, проломив полы, потому что выносить тело через дверь считалось в те времена неприемлемым, спустили вниз на веревках.
Похоронен был святой в мраморной раке, в Десятинной церкви. Во многих народных песнях и сказаниях народ воспевал своего князя, называя его Красным Солнышком или ласковым, милостивым князем. Память о нем жива и до сей поры. Потомок Владимира Александр Невский после победы над шведами на Неве установил празднование в честь равноапостольного Великого князя, который помог русским войскам в этом сражении.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы