Православные молитвы

Старец Афанасий из Григориатской обители

Афонский монах (окончание)


3. Постриг.
Андрей успешно прошел испытания своего послушничества, и Старец благословил ему постриг: прожив в монастыре два года, он был извещен Старцем, что приблизился день, когда он станет монахом.
Это известие наполнило сердце радостью: скоро он облачится в ангельскую схиму! Сколь высока честь! Оставив на несколько дней послушания, стал готовиться к великому событию. В тиши келейной, в уединении и молитве, ожидал с нетерпением момента великого, считая часы до него. Читая службу пострижения в схиму, взволнован был до слез. Обет, который он даст, будет записан ангелами на Небесах, и когда-то Сам Бог спросит у него отчет.
В ночь перед постригом Андрей пришел к Старцу на последнюю свою исповедь в качестве послушника, получил благословение и богомудрые наставления. По афонскому обычаю, в ту ночь он не спал, но творил молитву.
Постриг был совершен с чувством покаяния и радости. Он был пострижен, и обет его был записан в Небесной Книге. Облаченный в мантию, держал он в руке свечу и крест и со слезами принимал благословения отцов.
"Как назовешь себя, брат?" — спросили его в соответствии с традицией.
"Монах Афанасий" — ответил он дрожащим голосом.
И радовались все тому событию, потому что искренне любили и уважали новопостриженного за его кроткое поведение во время двухлетнего испытательного периода. И, конечно же, возвеселились пострижению отца Афанасия и ангелы на Небесах.
4. На подворье в Карее.
Каждый из двадцати больших монастырей имеет подворье в Карее — столице Горы Афон, где пребывают монахи, представляющие в Протате или Киноте — Совете свой монастырь. Представитель монастыря подвизается вместе с кем-либо из молодых монахов, который заботится о подворье. Труд на подворье был первым послушанием, вмененным в обязанность вновь постриженного монаха Афанасия. В соответствии с законами монастыря, отец Афанасий, у которого не было еще бороды, должен был жить вне монастыря.
Итак, в 1893 году можно было видеть его на подворье, подвизающимся вместе со старцем Иаковом. Отцу Афанасию предстояло прожить совместно с этим Старцем одиннадцать лет.
Какими были характер и жизнь старца Иакова? — Он был настоящим монахом, он знал и соблюдал самые строгие и истинные монашеские правила. "Как золото в горниле или, вернее, в общине, Господь очищал их." — по слову преподобного Иоанна Лествичника. И была воля Его очистить нового монаха.
Прозорливым внутренним зрением видел старец Иаков сильную душу отца Афанасия и воспитывал ее как опытный наставник. Свою любовь (а возлюбил он отца Афанасия немало) Старец не показывал, но старался выглядеть суровым. Он никогда не разговаривал с ним мягким тоном и никогда не смеялся. Никогда также и не называл ученика по имени, но держал на расстоянии, дабы не стал тот самоуверенным, ибо Отцы учат, что самоуверенность и фамильярность для монаха губительны.
Резким тоном повелевал обычно Старец отцу Афанасию сделать что-либо в саду, в помещении, внутри подворья, и все должен был исполнять тот один. Почти всегда Старец критически выговаривал за проделанную работу. Не разрешал он и сближаться отцу Афанасию с другими людьми в Карее. Ученику нельзя было разговаривать с посетителями подворья. И довольно часто называл Старец его непослушным, своевольным, неумехой и так далее. Старец намеренно высмеивал перед посторонними людьми его высокую, худую фигуру, смиряя при этом унизительными прозвищами, такими как "червяк" и другие. "Он ни к чему не пригоден, — часто повторял старец Иаков. — Он эгоист, он не подходит для высокого монашеского жития".
Таким образом обыкновенно монахов, пришедших в монастырь в юном возрасте, не утративших своей чистоты, отцы готовили к тому, чтобы те могли стать дьяконами и священниками. И при этом старец Иаков никогда не поощрял таких мыслей у отца Афанасия.
Он постоянно повторял: "Ты с твоим эгоизмом никогда не получишь ораря". Как член Совета старцев, добавлял, что никогда не согласится, чтобы отца Афанасия рукоположили в сан. И отец Афанасий, кланяясь смиренно, обыкновенно, сложив руки на груди, отвечал тихим голосом: "Благослови Бог".
Тяжелая физическая работа, длительные службы, посты, от которых он так похудел, унижения перед посторонними, отсутствие человеческого участия — все это терпеливо он переносил как ниспосланное свыше для совершенствования его души. И старец Иаков, видя, как тот смиренно отвечает по обыкновению, молча и с готовностью принимается за трудные послушания, слыша постоянное "Благословен будь, Старче." радовался в душе своей.
Дабы вынести столь трудную жизнь, отец Афанасий должен был полностью довериться учению святых Отцов о духовной жизни. То был фундамент для храма, который Бог возводил для Себя в душе отца Афанасия. Излюбленные жития святых духовно вооружали его, подготавливая к трудной брани. Он верил: Сам Бог желает, чтобы он боролся и трудился в поте лица. С мужеством в душе читал он ежедневно псалом из часа третьего: "за словеса сустен Твоих аз сохраних пути жестоки".
5. Нектар духовный.
Какое блаженство читать духовные книги! Они в течение всей жизни могут укреплять человека. Отец Афанасий с юности возлюбил учение, и здесь, на Горе Афон, обладающей духовными книжными сокровищами, он каждую свободную минуту проводил за чтением книг. Находил прекраснейшие цветы на этом духовном лугу и составлял из них чудесные букеты. Он отдался этому занятию с первых своих дней на Афоне. Из различных духовных книг выбирал самые вдохновляющие отрывки и записывал их в свою тетрадь. Эти благословенные досуги не прекращались до самой его старости.
Автору этой книги довелось позже видеть его рукописные заметки в руках многих монахов Григориатской обители. Свидетельствую об их богатом разнообразии.
Рядом с текстами об аскетической жизни — записи о важных событиях в истории Церкви; рядом с писаниями Отцов—выписки из древних сказаний; кроме поучений из житий святых — важные положения церковных канонов, истории из мира древней Греции и так далее. Вот несколько примеров из этого собрания.
— Так как ты смертный, не считай себя бессмертным.
— Даже маленькие птички не падут на землю без воли Господа. Нам следует всегда говорить Богу: "Да будет воля Твоя".
— Блаженный Августин многому научился из житий преподобного Антония и отшельников египетских "Что это? — часто спрашивал он у своего друга Алипия. — Не слышал ли ты? Невежды восстают и достигают Неба, а мы, смотри, как мы, с нашим бессердечным знанием, погрязаем во плоти".
— Церкви дана была сила не железного меча, но сила меча духовного, которая в слове Господа.
— Пифагора никогда не могли уговорить поесть рыбы, потому что рыбы по своей природе безгласны и являются символом молчания, что он считал Божественным, небесным даром.
— Души избранных ищут уединения, они бегут от многолюдного общества.
— Св. Юстиниан основал и учредил Святую Софию на источнике Христовом.
— Напиши на воде свою неприязнь.
— Есть пять крещений. Первое — это Моисея, когда евреи перешли через Чермное море. Второе — это Иоанна Крестителя. Третье — Господа нашего Иисуса Христа, без которого нельзя быть христианином. Четвертое — мученичество ради Христа — крещение кровью. А пятое — крещение слезами, источник которых — памятование о своих грехах.
— Свою волю свяжи с волей Божией, и все тогда исполнится, как пожелаешь.
— В Веррском скиту святитель Григорий Палама проводил пять дней в неделю в затворе в келии своей, не разрешая другим входить в нее. Только по субботам и воскресеньям он покидал ее, чтобы приобщиться Святых Тайн и входил в духовное общение с братиями.
О Господи, справедливо говорит Твой Апостол: "Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж" (Иак. 3, 2). Возложи на меня узду Твою, Господи, и укроти милостью Своей язык мой так, чтобы я мог говорить только: "Елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна"(Фил.4,8).

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы