Православные молитвы

Старец Даниил Катонакский

Духовное родство (окончание)


4. Святитель Нектарий Пентапольский и старец Даниил.
"С преподобным преподобным будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избраннным избран будеши" (Пс. 17, 26-27). Действительно, старец Даниил был братом возлюбленным и чтимым святителя Нектария. Их знакомство состоялось, когда
Святитель посетил Афон, и постепенно регулярная переписка сделала их духовные отношения очень близкими. То были два избранника Божии: неизвестный миру святой и признанный Святитель, слава которого завоевала весь мир.
Святитель Нектарий, которого церковные чиновники его времени оклеветали, обвинили несправедливо, находил утешение в дружбе старца Даниила. Старец, в свою очередь, получил большую поддержку от Святителя в строительных трудах и считал его "строителем, отцом и игуменом святой общины". Очень часто он получал книги Святителя с его автографами. "Христология", "Познание себя", "Антиохийский Пандектс","Записки священнослужителя","Теотокарион" и другие книги до сего дня хранятся в библиотеке каливы старца Даниила.
Старец, в свою очередь, тоже помогал Иерарху. В одном из писем своих маститый Иерарх обратился к нему с просьбой касательно женского монастыря в Эгине: "Вы очень обяжете нас, если напишите для укрепления монахинь духовное обращение. Послание, написанное Вами, о действии и созерцании укрепит их в живом учении, станет духовной поддержкой и наслаждением".
Старец Даниил, движимый любовью и послушанием, ответил "Посланием о видах монашества", в котором не просто абстрактно поставил общие вопросы о послушании, оскудении, целомудрии, молитве и прочем, но пошел дальше
"...Когда во время молитвы сестра ощущает некое благоухание или видит свет изнутри или извне, или появление ангела, святого или Христа, да не примет видения, случись оно и во время сна или во время бодрствования, ибо фантазиями такими злой бес многих увлек с пути истинного.
"...Если из-за бесовской зависти между двумя сестрами возникает ссора, то требуется много выдержки, чтобы одна из сестер прежде другой сумела умолкнуть, перестать бездумно оправдывать себя, поймет, что ссоры насылают бесы и примет всю вину на себя (даже если и не виновна), говоря другой: "Благослови, прости меня Христа ради, я неразумно поступила". Однако, так надлежит поступить младшей. Но когда младшая оказывается упрямой и забывает наставление "Позаботься о себе", тогда пусть это сделает другая, проявив мудрость и победив более слабую. Но примириться следует обязательно до окончания дня".
Эти советы исходили из его глубоких знаний и богатого духовного опыта.
И новый Святитель поддерживал старца Даниила. В одном искушении он проявил особенное сочувствие. Вот что произошло.
Респектабельный на вид джентльмен проехал однажды по Святой Горе, собирая подписку на "Избранные труды святителя Иоанна Златоуста", которые, как он заверял, собирался напечатать. Такое богоугодное дело заслуживало поддержки, и старец Даниил сделал все, что мог, для поддержки его. Свои средства у него были весьма скудны, и он занял в Большой Лавре пятьдесят фунтов и вручил ему.
Прошло, однако, много времени, и ничего не было слышно об издании работ святого Златоуста. Позднее Старец узнал, что тот "безукоризненный" джентльмен — мошенник, которого уже разоблачили. Какой это был удар! В горе он написал святителю Нектарию, поведал о своей беде. Святитель Нектарий прислал ответ, достойный святого. Письмо то несоизмеримо ни с чем по философской глубине. В нем он авторитетно обосновывает то, что испытания ведут душу к истинной мудрости, что всем христианам следует стать мудрецами, что монахи должны любить мудрость. Бог попускает искушения, которые нужны нам, чтобы мы могли стать совершенными. Испытания открывают нам глаза и просвещают разум, чтобы смогли мы видеть невидимое и помнить о вечном.
Но лучше нам будет процитировать это письмо с самого начала:
Церковная школа Ризариос.
Афины.
Март, 1903
Ваше Преподобие о Христе отец Даниил, обнимаю Вас с братской любовью.
Прочитав Ваше письмо, я огорчился и нахожу, что скорбь нарушает Ваш душевный покой. Действительно, случившееся ужасно, но мы знаем, что "благодать со всеми любящими Господа нашего Иисуса Христа в неистлении" (Еф. 6,24), по слову Апостола. Истина этого апостольского слова столь же верна, как и слова Самого Господа. Предаваясь Божественной любви, уповаю, что испытания принесут мне большую пользу.
Святая любовь Ваша знает, что испытания ведут к совершенству; ни один человек, не претерпевший искушений, не достоин награды; ни один, не знавший страданий, не был возвышен и не ступил на лествицу добродетелей, возводящую на Небо. Для любящих Господа испытания становятся упражнениями, тренирующими душу в мудрости. Христианство — подлинная мудрость, которую христианин призван познать, и ни один человек, не став мудрым, не приблизился без мудрости к известной мере совершенства. И если все христиане должны стать мудрыми, чтобы быть совершенными, как того желает Господь, сколь же много любящих мудрость и посвящающих себя познанию. Если испытания необходимы для мудрого отношения к миру, а мудрость ведет к христианскому совершенству, то испытания необходимы.
Испытания, научающие мудрости, научают и терпению — сестре мудрости. Потому мудрый человек не бывает нетерпеливым и нетерпеливый не бывает мудрым. Испытания проверяют на прочность добродетели, проверяют терпение, которое ведет к спасению; с его помощью мудрый христианин не только не поддается злу, но, укрепившись в мужестве, все выносит с радостью. Да, действительно радуется, потому что, согласно апостолу Павлу, "во мнозем искушении скорбеи избыток радости их, и яже во глубине нищета их избыточества в богатство простоты их. Яко по силе их, свидетельствую, и паче силы доброхотни" (2 Кор. 2-3). "Хвалимся в скорбех, ведаше, тако скорбь терпение соделавает, терпение же искусство, искусство же упование. Упование же не посрамить. Яко любы Божия излияся в сердца наша духом Святым данным нам" (Рим. 5,3-5).
Испытания, как хорошо известно, последователям истинной философии, случаются с ведома Божия, Божиим попущением, чтобы умы наши взошли до более совершенного понимания тайны жизни. Не познает Истину не познавший искушений. Испытания — это очевидное свидетельство любви Божией и Его сострадания человеку, потому за них должно благодарить. Немощной природе человека потребны испытания, чтобы улучшилась она. Испытания открывают духовному взору тех, кто любит Бога, Свет Истины и заставляют их видеть не только близкое, но и далекое. Они заставляют понимать не только то, что понятно, но и то, что выше понимания, и дают не просто понимание, но точное знание, ибо в совершенстве — полное знание. Поэтому, так как испытания ведут к совершенству, они ведут к всеведению, а всеведение дает совершенство. Потому и необходимо нам подвергаться испытаниям, ради совершенства. Это необходимо не только потому, что, будучи рожденными по образу, мы должны достичь и подобия, но также потому, что несем в себе плоды наследия предков. Душевные силы слабеют от нападений, так что, чтобы разбудить душу, ее нужно встряхнуть, и нужен Божественный свет, чтобы просветить ум. Если, как Вы знаете, совершенство состоит в том, чтобы человек, созданный по образу, достиг и подобия Божия, и удается этого достичь только на высшей ступени духовной лествицы, возводящей на Небо, а человеку еще надобно до нее добраться. Но разве не происходит так, что, пока он карабкается и постепенно поднимается вверх, его неизменно тянет вниз, к земле, на которой опять предстоят испытания, пока он не достигнет желанного конца, к которому устремляется и которого жаждет сердце?
Брат во Христе, то испытание, которому Вы, всецело по провидению Божию, подвергаетесь, принесет огромную пользу Вашей душе. Сердце мое подсказывает, и я говорю это Вам, что сегодня Вы более совершенны, чем прежде. Потому прошу Вас перестать горевать и призываю прославить Бога, взыскующего Вас милостию Своею.
Посылаю Вам тома святого Златоуста почтой в Дафну в коробке с надписанными буквами Д.А. (от Вашего имени).
С братским приветствием о Христе обнимаю Вас и Вашу братию, прошу в молитвах Ваших не забывать о нас Остаюсь неизменно Ваш брат во Христе, Нектарий Пентапольский. На послании адрес: Д.А., Святая Гора, Катонакия.
Когда Старец получил это письмо от Святителя, скорбь его сразу рассеялась. Слова митрополита Пентапольского были не просто человеческим утешением, то были "дух и жизнь", потому что Владыка писал милостью Божией. И всегда он неуклонно слова подкреплял делами. Он собрал посылку из тринадцати объемистых томов св. Златоуста (изданных в Венеции, 1734-1741, Бернарда де Монтфаукон) и послал ее старцу Даниилу. Это было, "тако роса Аермонская сходящая на горы Сионския" (Пс. 132,3). Это был поток истинной любви, который животворит, орошая духовную и физическую засуху. Как же должен был старец Даниил выразить свою радость, как должен был он благодарить Бога!
Тома трудов святителя Иоанна Златоуста хранятся и сегодня в библиотеке каливы отца Даниила и свидетельствуют собой о единстве и гармонии двух душ, что ныне на Небесах наслаждаются "союзом любви вечной".
5. Попечения святых.
Письма святых особенно дороги и поучительны. Благодать их благословенных душ проливается в них естественно и нестесненно. В письмах их можно почерпнуть нечто неизвестное по другим трудам о их повседневных заботах. Можно знать о желаниях их душ, о предпринятом ими. Например, чтобы понять внутренний мир святителя Василия Великого, нужно отвлечься от его произведений и изучить чудные письма его, раскрывающие величие этого человека.
Чем жил святитель Нектарий? Какими были его внутренние устремления и что предпринимал он для осуществления их? Что и насколько удалось? Следующее письмо хранится в каливе старца Даниила, оно свидетельствует нечто о жизни Святого.
"Из святого женского монастыря Пресвятой Троицы в Эгине, 18 августа 1913.
Преподобный брат во Христе Даниил, братски обнимаю Вас.
Я взял на себя смелость, зная о любви Вашей к нам, доверить Вашему попечению дело, представляющее для нас большой интерес.
Вам известно, что мы хотим купить келью на Святой Горе, где-нибудь с южной стороны, с садом, водой и, если возможно, также и с небольшой церковью, потому что имеем план поселить там одного или двух своих духовных чад, желающих жить монашеской жизнью на Святой Горе. Через некоторое время, когда освобожусь от множества забот, которыми обременен в монастыре, сам приеду для врачевания душевного на Святую Гору.
Далее, прошу Вас также позаботиться о том, чтобы найти хорошего добродетельного Старца, который возьмет на себя руководство нашими новообращенными духовными чадами, нуждающимися в хорошем наставнике, чтобы он вел их путем духовной брани и поддерживал их словом и примером собственной духовной брани. Лука Каланчис, который доставит Вам письмо сие, сообщит все остальное.
Заканчиваю, обнимаю и остаюсь Вашим молитвенником пред Богом, Нектарий Пентапольский.
P.S. С моим посланником отправляю также две своих новых работы - два тома "О расколе" и две работы о Церкви и Священном Предании.
Жду Вашего ответа".

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы