Православные молитвы

Избранные поучения из сочинения

Плоть и Дух

Святителя Тихона Задонского

Содержание: Житие Святителя Тихона. О любви к Богу. О любви к ближнему. О плодах любви. Совесть. Евангелие. Святое крещение. О первейшем христианском деле. Пособие к борьбе с гордостью. О брани между плотью и духом.

Житие Святителя Тихона

Святитель Тихон, в миру Тимофей Савельевич Соколов, родился в 1724 году в семье дьячка, в деревне под Новгородом. Отец Тимофея умер рано и оставил сиротами четырех сыновей и двух дочерей. Семья жила в крайней бедности, и мать решила отдать младшего сына Тимофея богатому ямщику, который хотел его усыновить. Но старший сын умолил мать не делать этого; он взялся обучать младшего брата грамоте и вывести его в люди. Когда Тимофею исполнилось 14 лет, мать увезла его в Новгород, где должна была открыться Духовная семинария. В городе Тимофей готовился к поступлению в семинарию и зарабатывал себе на жизнь, помогая огородникам. Его приняли в число 200 кандидатов. Он оказался старательным учеником и вскоре показал отличные знания, за что был переведен на казённое содержание. Из-за нехватки учителей учёба в семинарии заняла почти 14 лет.

В 1754 году после окончания курса его оставили при семинарии преподавателем риторики. Молодой преподаватель всё больше думал о монашестве. Однажды Тимофей поднялся на колокольню, облокотился на перила, но они обломились под ним. Невидимая рука отбросила его назад и спасла от падения. После этого случая Тимофей окончательно сделал свой выбор. В 1758 году он был пострижен в монахи с именем Тихон; в том же году рукоположен в сан священника и вскоре, в сане архимандрита, назначен ректором Тверской семинарии. В 1761 году по решению Священного Синода Тихон стал епископом Новгородским; в Новгороде он находился около года. В феврале 1763 года святитель Тихон получает новое назначение в Воронеж.

Воронежская епархия была очень запущена. В её состав входили земли, покрытые дремучими лесами, а также земли войска Донского; в степях издавна скрывались старообрядцы и сектанты. Владыка часто объезжал территорию епархии верхом на лошади. Среди образованных людей Воронежского края было много язычников, и повсеместно совершались празднования языческим богам. Когда Святитель узнал о праздновании богу Яриле в центре Воронежа, он явился на площадь посреди веселившейся толпы. Его пламенные слова заставили часть народа разбежаться; многие на коленях просили у Владыки прощения. После этого случая языческие празднования в Воронеже прекратились.

Неустанно трудился святитель Тихон: открывал школы, читал проповеди, в которых учил чтить Церковь и священников: требовал от богатых и знатных милосердия к бедным. Ночи епископ Воронежский проводил за письменным столом. Вскоре здоровье его заметно ухудшилось. Он оставил Воронеж, раздал свои вещи и удалился на покой в Задонский Богородицкий монастырь, где прожил 15 лет. Свою пенсию святитель Тихон раздавал нуждающимся.

За годы пребывания в монастыре Святитель написал свои лучшие книги: "Сокровище духовное, от мира собираемое," "Истинное христианство," "Письма келейные." Он обладал ясновидением, предсказал пожар в Петербурге, войну 1812 года и её благополучное окончание для России, гибель Наполеона. За три года до смерти в откровении он узнал день своей кончины. В последние годы жизни святитель Тихон редко выходил из монастыря, дни и ночи посвящая молитве. Наконец, разбитый параличом, он слёг окончательно. До самого последнего дня Святитель сохранял ясный ум и всё время творил молитву. Скончался святитель Тихон 13 (26) августа 1783 года.

Торжественное открытие святых мощей святителя Тихона состоялось 13 (26) августа 1861 года.

О любви к Богу

(из книги "Плоть и дух," стр. 253).

"Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их,

тот любит Меня" (Иоан. 14:21).

Лþди верующие, говоря о Боге, иногда так высказываются о Нем: "Как нам не любить Бога," или "Кого же нам любить, как не Бога?" Действительно, Бог есть высочайшее, бесконечное Добро и Источник всех благ. Как солнцу свойственно сиять, или огню - согревать, так и Богу - всегда творить добро. И "никто не благ, как только один Бог" (Матф. 19:17).

Бог и тогда благотворит, когда наказывает нас, ибо делает это, чтобы нас исправить; бьет, чтобы помиловать; опечаливает, чтобы утешить. Сказано: "Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:6). Как же Его, премилостивого, не любить? Он - наш Создатель, Который вызвал нас из небытия. Нас не было, а вот теперь мы "живем, движемся и существуем." При этом Он создал нас, людей, не как прочую бессловесную тварь, а с особой заботой и любовью. О прочих созданиях Бог сказал: "Да произведет вода.. да произведет земля ... И стало так." А о человеке совсем иначе. Как же? - Триипостасный Бог - Отец, Сын и Святой Дух - на святейшем и непостижимом Своем совете говорит: "Сотворим человека." Какого? - "По образу Нашему и подобию."

О, несказанная благость Божия! О, высочайшая честь! Человек наделяется образом и подобием Своего Творца. Какая другая тварь удостаивается такой чести? - Ни одна, а человек - сподобился. О, любезнейшее и прекраснейшее Божие создание человек! Образом Божиим, как царской печатью, украшенный. Честен царь, честен и образ его. Всякой чести достоин Бог, Царь небесный: достоин чести и образ Его - человек. Сию благость, о христиане, излил на нас Бог при нашем создании. Как же нам не любить Его?

Потом мы впали в всевозможные грехи и погибали в них, чего и оплакать мы полностью не можем. "Человек в чести не пребыл, он уподобится животным несмысленным, которые погибают" (Пс. 48:13).

Но человеколюбивый Бог и такими нас не оставил: чудный для спасения образ изобрел нам. Послал к нам Единородного Сына Своего спасти нас и к Себе привести. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную... Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него" (Иоан. 3:16-17). Как же Бога, так любящего нас, не любить? Бог есть человеколюбец, как мы все Его называем; поэтому и нам нужно быть Боголюбцами. За любовь ничем иным не воздается, как любовью и благодарностью.

Бог наш Промыслитель, потому что о нас печется и промышляет. Он подает нам пищу, одежду и кров. Его солнце, луна и звезды освещают нас; Его огнем согреваемся и варим пищу себе; Его водой омываемся и прохлаждаемся; Его скоты служат нам; Его воздух оживляет нас и сохраняет нашу жизнь. Словом, Его благами и любовью мы окружены со всех сторон, и без них и минуты прожить не смогли бы. Если человека-благодетеля мы любим, то тем более должны любить Того, кто всё нам дал. Всё создание и сам человек есть Божие достояние, ибо "Господня земля и исполнение её" (Пс. 23:1).

Бог есть наш Отец, к Которому мы обращаемся: "Отче наш, Иже еси на небесех..." Как же нам не любить Его? Ведь добрые дети непременно любят своего отца. Поэтому, если мы хотим быть истинными детьми Божиими и нелицемерно называть Его своим Отцом, то следует нам и любить Его, как своего Отца.

Но как всякая добродетель, так и любовь должна исходить из сердца. А когда в сердце ее нет, то, значит, и совсем ее нет в нас.

Бог говорит нашему сердцу: люби, крепись, милосердствуй, молись, проси, призывай Меня и делай все то, что мы должны иметь в сердце. И когда это будет в нашем сердце, то, несомненно, проявится и вовне. Как спрятанный огонь обнаруживает себя через тепло, или благовонный бальзам - приятным запахом, так и искренняя любовь хотя кроется глубоко в сердце, однако скрыться не может. Так, например, святой царь Давид, который всем сердцем любил Бога, свои чувства к Нему выражал в таких вдохновенных словах: "Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю, щит мой, рог спасения моего и убежище мое" (Пс. 17:2-3).

Теперь посмотрим, какими признаками должна отличаться наша любовь к Богу, чтобы не быть одной мечтой, ибо человек ни в чем так часто не обманывается, как в любви.

Признаки любви следующие:

Сам Господь указывает нам на главнейший признак любви: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня." Таким образом, истинно любящий Бога бережется всего того, что Богу неугодно, а все то, что Ему приятно, старается исполнять, - и в первую очередь - Его святые заповеди. Отсюда следует, что те христиане, которые о заповедях Его нерадят, подлинной любви Божией не имеют. Сюда относятся злобные люди, которые вредят другим; все блудники, прелюбодеи, хулители и осквернители; также - воры, хищники, грабители и все те, которые обогащаются неправедным путем; сюда же принадлежат клеветники, ругатели, хитрецы и лукавцы, обольстители, обманщики и все законопреступники. Все они как закона Божия, так и Самого Бога не любят. Они любят себя и свои прихоти, а не Бога и Его святой закон.

Второй признак любви Божией - это сердечная радость о Боге, ибо что мы любим, о том и радуемся. Так и любовь Божия без радости быть не может. И сколько раз чувствует человек в своем сердце сладость любви Божией, столько раз радуется о Боге. Любовь, как сладкая добродетель, без радости не может ощущаться. Как мёд, при вкушении, услаждает нашу гортань, так и любовь Божия веселит наше сердце, ибо мы чувствуем, "что благ Господь" (Пс. 33:9). Такая радость о Боге изображается во многих местах Святого Писания, а больше всего во святых псалмах. Эта радость духовная, небесная есть предвкушение сладости вечной жизни.

Истинно любящий Бога стремится только к единому прелюбезному своему Богу, а мир и все, что в нем, - славу, честь, богатство и все утехи, которых ищут сыны века сего, - вменяет в ничто. В едином Боге он находит совершенную честь, славу, богатство и утеху. Ему один Бог есть многоценный бисер, ради которого он все прочее малым считает. Такой ничего ни на небе, ни на земле, кроме Бога, не желает. Такая любовь изображается в песнопевческих словах: "Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек" (Пс. 72:25-26). Пищу, питье, одеяние и прочее он употребляют по нужде, а не ради сладострастия. А отсюда следует, что не любит Бога тот, который любит мир, по свидетельству Апостола: "Кто любит мир, нет в том любви Отчей" (1 Иоан. 2:15). Такими являются те, которые хотят жить в гордости и пышности мира, иметь богатые дома и выезды, любят наряжаться в дорогую одежду и получать похвалы. Таковые "похоть плотскую, похоть очес и гордость житейскую" и все, что противно Богу, любят, а не Его.

Кто истинно любит Бога, тот непрестанно думает о Его любви благодеяниях к нам. То же наблюдаем и в отношении человеческой любви, ибо кого любим, о том часто вспоминаем. Так и кто любит Бога, тот часто о Нем помышляет, в Нем находит утешение и к Нему стремится: "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матф. 6:21). Его бесценное и любезное сокровище есть Бог, потому и сердце его всегда находится при Нем неотлучно. Отсюда и имя Его святое с любовью часто поминает, ибо сердце, исполненное Божией любовью, и внешние подает знаки. А отсюда видно, что забывающие Бога, не любят Его: забвение есть признак нелюбви к Богу. Кто действительно любит, тот не может забыть любимого.

Кто любит, тот желает неразлучно пребывать с любимым. Многие христиане желают быть со Христом Господом прославленным, но в бесчестии и поношении с Ним быть не хотят, или нести крест Его не желают. Молятся о том, чтобы войти в Царство Его, но в этом мире страдать с Ним не хотят, и этим показывают, что сердце их неправо есть, и Христа истинно не любят, и если сказать правду, то себя любят больше, нежели Христа. Поэтому Господь говорит: "Кто не берет креста своего и следует за Мной, тот недостоин Меня" (Матф. 10:38). Истинный друг познается в несчастье. Тот наш истинный друг, который и в несчастье нас не ославляет. Тот истинный любитель Христов, кто здесь, в мире, пребывает со Христом и к Нему сердцем прилепляется, и страдания и крест безропотно претерпевает и с Нем в будущем веке неразлучно быть желает. Такой сердечно говорит ко Христу: "Благо мне приближаться к Богу" (Пс. 72:28).

Признак любви к Богу есть любовь к ближнему. Кто истинно любит Бога, тот любит и ближнего своего. Кто любит любящего, тот любит и любимого им. Источник любви к ближнему есть любовь к Богу; но познается любовь Божия от любви к ближнему. А отсюда явно, что тот и Бога не любит, кто не любит ближнего, как учит Апостол: "Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Иоан. 4:20-21).

Вот главнейшие признаки, по которым мы можем определить, насколько мы любим Бога.

Возлюбленные христиане! Покаемся и отвратимся от суеты мира, и очистим свои сердца покаянием и сокрушением, да вселится в нас любовь Божия, "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает" (1 Иоан. 4:16). Аминь.

О любви к ближнему

(из книги "Плоть и дух," стр 257").

"Будем любить друг друга" (1 Иоан. 4:7).

Корень и начало любви к ближнему есть любовь к Богу: кто действительно любит Бога, тот непременно любит и своего ближнего. Без сомнения Бог любит всякого человека. Истинно любя любящего нас Бога, надо любить и любимого Им человека. Возлюбим же друг друга, как Бог возлюбил нас!

Все мы происходим от одного праотца - Адама, и потому все имеем одно естество, и называемся люди: возлюбим же друг друга! Все созданы Богом по Его образу и подобию: возлюбим друг друга. Все мы падшие искуплены кровью Христа Сына Божия, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас: будем же и мы любить друг друга. Бог так возлюбил нас, что "отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:16). Так и мы будем любить друг друга, как Бог возлюбил нас. Всем нам Бог дал Свое святое слово, как светильник, сияющий в темном месте, которое учит нас любить и благотворить. Все мы слушаем это слово Божие, все в одну веру призваны и веруем во Отца и Сына и Святого Духа, единого Триипостасного Бога. Он любит нас, будем и мы любить друг друга. Все мы одному Богу молимся, поклоняемся, поем и славим, все мы называемся христианами от Христа, все крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа. Все мы в крещении отреклись от сатаны и всех злых дел его - гордости, ненависти и прочего зла, и обещали любить Христа и друг друга!

Все мы призваны к вечной жизни и говорим во святом Символе: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века" - возлюбим же друг друга. Все мы к единой трапезе приступаем и причащаемся тела и крови Христовой. О великое дело! О, непостижимое человеколюбие Божие! Все мы - братья, имея одного Отца-Бога, Которому молимся и говорим: "Отче наш, иже еси на небесех!" Всем нам Отец небесный по любви Своей подает пищу, одеяние, дом и прочие блага. Поэтому христианин имеет множество причин, ради которых должен любить своих ближних. Главная же та, что Бог любит человека. Как же ты, будучи христианином, будешь ненавидеть любезное Богу создание - человека, такого же человека, как и ты, - того, кто, как и ты, украшен Его образом и подобием? Будем ли ненавидеть того, кого Бог любит, кто искуплен кровью Христовой, за кого Христос пострадал и умер, кто омыт баней святого крещения, кто призван к вечной жизни? Будем ли ненавидеть другого человека, которого Бог велел любить как самого себя (Матф. 19:19), который, как и ты, приступает к святой Евхаристии, и которого Бог, как и тебя, благословляет!

Христиане! Страшно ненавидеть и проклинать того, кого Бог возлюбил, за которого Христос пострадал и умер. Возлюбим же друг друга, как и Бог возлюбил всех нас! Аминь.

О плодах любви

(из книги "Плоть и дух," стр 258").

"Любовь не делает ближнему зла...

Любовь милосердствует" (Римл. 13:10; 1 Кор. 13:4).

Все мы являемся ближними по отношению друг ко другу. Стоящие у власти и подвластные им суть ближние друг другу; пастыри людям и люди пастырям, родители детям и дети родителям; работающие хозяевам и хозяева работающим; мужья женам и жены мужьям есть ближние; продающие и покупающие между собой есть ближние; также судьи и судимые являются ближними. Словом, все люди, сродники и не сродники, знакомые и незнакомые, соотечественники и иностранные, друг другу суть ближние. А больше всего - христиане, у которых одна вера, одно крещение, одно слово Божие, одного Бога исповедание и призвание, одно упование воскресения мертвых и вечной жизни. Иначе говоря, христиане друг другу есть братья и ближние. Христиане одному небесному Отцу молятся и говорят: "Отче наш, Иже еси на небесех..." Христианская любовь заключает в себе всех людей, а больше всего - братьев по духу.

Такая любовь имеет здесь два плода: первый - никому не делать зла, а второй - проявлять сострадание и милосердие к ближнему, находящемуся в нужде. Первая милость и плод любви: никого не обижать и никому не делать зла. Зло - когда дети обижают своих родителей или не повинуются им; зло и обида властям - когда подвластные бунтуют против них или поносят их. Истинная любовь сего зла не творит. Кто любит родителей и властей, тот повинуется им и почитает их. Зло - не повиноваться пастырям и наставникам. Зло - гневаться и злобиться на ближнего или чем-нибудь вредить ему. Зло - блудодействовать и прелюбодействовать, осквернять себя и ближнего. Зло - похитить или присвоить себе что-либо, принадлежащее другому. Зло - давать ложное свидетельство на суде. Зло - оклеветать ближнего и честь его имени помрачить, а также обругать его, укорить или как-то оскорбить. Зло - обмануть ближнего и прельстить, коварно и лестно с ним обходиться. Зло, когда родители не заботятся о христианском и добром воспитании своих детей. Зло, когда пастыри не радят о спасении людей. Зло, когда судья принимает взятки и по ним судит людей. Зло - удержание платы за труд или ничтожное вознаграждение, чрезмерное отягощение подвластных, как и зло лицемерно и нечестно работать. Зло - супругам не хранить верности в браке. Зло - когда продавец обманывает покупателя.

Словом, первый плод любви - не хотеть и не делать зла другому человеку.

Второй плод любви: сострадать и помогать ближнему, попавшему в беду. Истинно любящий своего ближнего всегда соболезнует ему в беде и подает ему руку помощи, ибо любовь милосердна. Любящий ближних алчущего накормит, жаждущего напоит, нагого оденет, странника в дом введет, больного и сидящего в темнице посетит (Матф. 25:33-36). Словом, во всяком бедствии поможет в чем сам может: страдающему сочувствует, больному соболезнует, печального утешит.

Так человеколюбивый Бог, видя любимых Им людей в великом бедствии погибающих, умилосердился над ними и послал единородного Сына Своего в мир, чтобы взыскать и спасти их.

Отсюда видим, что не имеют любви к ближнему те, которые делают какое-нибудь зло другим или имеют намерение сделать им зло, которые не пекутся о ближнем, попавшем в бедственное положение. Такими являются те богачи, кто богатство тратят на свои прихоти, а бедным и нищим ничем не помогают. Раз они ближнего не любят, то они и Самого Бога не любят.

Возлюбленные христиане, постараемся иметь любовь в своем сердце к нашим ближним и оказывать им всяческую помощь. Будем истинными, а не ложными христианами. Господь учит нас: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой" (Иоан. 13:35).

Совесть

(Из книги "Плоть и дух," стр. 231).

Создавая человека, Бог насадил в его душе совесть, чтобы она руководила им, как правило, что ему можно делать, а от чего надо уклоняться. Совесть - это естественный и природный закон, и потому она сходна с написанным законом Божиим. Чему учит закон Божий, то же подсказывает и совесть. Закон велит знать единого Бога, этому же учит и совесть. Поэтому и самые язычники, под влиянием совести, признавали единого Бога. Закон Божий повелевает Бога почитать больше всех созданий и Ему единому высокую честь отдавать, и совесть к тому же направляет. Закон учит никого не иметь равного Богу и Ему как верховнейшему Властелину повиноваться, покоряться, слушаться и бояться Его как праведнейшего судью. То же говорит и совесть. Закон велит наказывать оскорбителей имени Божия, не терпит хулителей и совесть. Закон учит слушать Бога более, чем всякую земную власть, которая и сама Богу подвластна и подчинена. Закон Божий и наша совесть велят любить Бога больше всего, ибо Он есть высочайшее и верховнейшее Добро и источник всякого добра. Закон учит благодарить Бога за все; - быть благодарным благодетелю и совесть убеждает.

И Закон и совесть велят всю надежду возлагать на Бога, ибо Он один все может как всемогущий, всякое же создание без Него - немощно и потому и надежда не него непостоянна и нетверда. Божий Закон повелевает повиноваться и отдавать честь родителям и всем властям, от Бога посланным, - это слышим и в совести. Закон запрещает вредить другому человеку или отнять у него жизнь, то же запрещает и совесть. Закон велит помогать людям в нужде и подавать просящему. Так и совесть велит. Закон запрещает блудные дела, и от своей совести человек слышит то же, и она гремит в нем, чтобы он не осквернял себя нечистотой. Закон запрещает красть, обманывать, льстить, лгать, клеветать или желать чужого. Это же слышит человек и от своей совести.

Так, закон Божий и совесть человеческая сходны между собой и направляют нас к одной цели: к нашему блаженству. Потому и самые язычники, просвещенные философским учением, написали много полезных мыслей и советов. И это произошло не от чего иного, как от естественного закона совести. Поэтому всякий кто поступает против повелений совести, грешит и против самого Законодавца-Бога. Не повинующийся своей совести, не повинуется ни Закону Божию и Самому Законодателю. Кто совесть раздражает, раздражает и самого Бога. И христиане, которые грешат против своей совести, являются лицемерами, потому что без чистой совести невозможно почитать Бога. Истинный христианин бережется нарушить закон Божий или поступить против своей совести. Он предпочитает пострадать, нежели согрешить. В такой совести почивает твердая вера, которая делает человека радостным: ибо где чистая совесть, там и вера, и радость.

Как закон Божий обличает человека за грех, так и совесть обличает его в этом же. Оттого бывает, что при обличительной проповеди грешники больше всего обличаются и смущаются голосом собственной совести. Так блудники смущаются, когда о блуде говорится, смущаются воры и хищники, когда о воровстве и хищениях говорится; смущаются льстивые и лживые, слыша об этих грехах, и проч. Некоторые, сильно бичуемые своей совестью, даже невольно выдают себя какими-либо внешними признаками. Закон устрашает судом Божиим, так и совесть внутри грешника вопиет: "Человек, худо тебе будет!"

Как теперь сходны действия закона Божия и совести, так будет и на суде Христовом. Там нарушенный закон Божий обличит грешника, обличит его и совесть, раздраженная его грехами. Эти два - совесть и закон Божий - будут всякому грешнику и свидетелями и обличителями.

Бывает иногда, что злая совесть как бы спит. Но когда она пробудится и начнет обличать грешника, тогда наступит для него лютейшее мучение. Вот почему случается, что некоторые, не терпя угрызений своей совести, сами себя убивают. Как нет лучшего покоя, как от чистой совести, так нет и большего мучения и беспокойства как от злой совести. Если уже здесь совесть может так мучить, каково же будет в будущем веке, где все грехи предстанут перед нами во всем своем безобразии и будут обличать и мучить нас?

- Что мы спим, грешники? Пробудимся и покаемся! Очистим свои грехи покаянием и сокрушением сердца. Исправим себя и перестанем отягощать свою совесть, чтобы не явиться нечистыми и отягощенными грехами на Страшный суд Христов, где книги совести каждого откроются. Тогда каждый получит по своим делам.

Евангелие

(Из книги "Плоть и дух" стр. 233)

"Сын Человеческий пришел взыскать

и спасти погибшее" (Лук. 19:10).

Возлюбленные христиане! Для нас, грешных, ничто не может быть приятнее и слаже Евангелия. Не так голодным приятен хлеб, жаждущим питие или заключенным в темницу свобода, как грешникам, познавшим свое бедствие, - Евангелие. "Пришел Сын Человеческий взыскать и спасти погибшего," - говорит сладчайший голос Евангелия. Кто Он, Сын Человеческий? - Он Сын Божий и Царь небесный, Сын, Своим небесным Отцом посланный к нам, Который ради нас согласился именоваться Сыном Человеческим. - Ради чего пришел Он? - Взыскать и спасти нас, погибших, привести нас в вечное Свое Царство. Что же приятнее и желаннее может быть для нас, погибающих?!

Но посмотрим, что такое Евангелие, что оно требует от нас, и к кому оно обращается.

Само слово Евангелие значит благая или радостная весть, которая возвещается всем людям о Христе-Спасителе, пришедшем в наш мир взыскать и спасти погибающих. Слышите, все грешники, слышите сладчайший глас Евангелия! Оно взывает ко всем нам: "Пришел Сын Человеческий взыскать и спасти погибшего." Страшно с грехами предстать перед Богом. Но Евангелие проповедует, что грехи прощаются нам ради Иисуса Христа. Он -оправдание наше перед Богом.

В Тебе, Спасе мой, Иисусе, Сыне Божий, оправдываюсь, Ты моя праведность и освящение. Страшно нам подвергнуться гневу Божию. Евангелие проповедует, что Христос нас примирил с Богом, и "придя благовестил всем мир, дальним и ближним." Страшна нам клятва нарушенного Закона, которая грозит нам, грешникам, и временным и вечным наказанием. Евангелие говорит, что Христос "искупил нас от клятвы законной, став за нас клятвой." Страшна нам смерть, но из Евангелия мы знаем, что Христос есть наше воскресение и жизнь. Страшна нам геенна и ад, но Евангелие проповедует, что Христос избавил нас от ада и всего тамошнего бедствия. Страшно нам отлучиться от Бога и Его вечного Царствия, но знаем из Евангелия, что всегда с Господом будем в вечном Его Царстве.

Все это и есть сладчайшая весть Евангелия: "Вкусите и видите, яко благ Господь" (Пс. 33:9). "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не будет осужден" (Иоан. 3:16-18). "Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему; и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего" (Лук. 1:68-69).

От нас, христиан, требуется, чтобы мы эту сладчайшую весть, посланную с небес, с благодарностью приняли и нашего Бога-благодетеля, даром и просто нас помиловавшего, всегда благодарили от чистого сердца и оказывали Ему послушание и угождение. Ведь и сама совесть убеждает нас быть благодарными к благодетелю. Он возлюбил нас, недостойных. Возлюбим и мы Его, достойного всякой любви. Любовь требует не оскорблять любимого. Всякий грех оскорбителен Его святости. Поэтому уклонимся всякого греха и будет творить Его святую волю, как нашего милостивого Отца и Благодетеля. "Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли," и проч.

К кому обращается евангельская проповедь? - Христос отвечает: "Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное" (Лук. 4:18). То есть оно обращается к тем людям, которые, сознавая свои грехи, свою нищету, бедность и окаянство, сокрушаются печалью и страхом от предстоящего суда Божия. Таковым проповедуется Евангелие, которое принимается ими, как живительный пластырь, приложенный к израненному телу. Слышите печальные и сокрушенные души пресладкий глас Евангелия: "Пришел Сын Человеческий взыскать и спасти погибшее." И вы - среди тех, которых Он пришел взыскать и спасти. Признайте и исповедуйте себя грешниками перед Богом: отпустятся и вам грехи ради имени Христова. Если каетесь в своих грехах и имейте печаль по Боге, то и вам готово от Него спасение. "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, от которых я первый" (1 Тим. 1:15).

Дух Господень говорит вам через своего служителя: "Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50:19). Эта жертва кающегося и сокрушенного сердца приятнее Богу всякого приношения. На такую жертву Господь смотрит милостиво и посылает Свою благодать (Исаии 66:2). Отсюда видно, что не истинные христиане те, которые беззаконно и без страха Божия живут, которые ни грехов, ни бедствия своего не сознают, и сокрушенного сердца не имеют. Какая польза камню от елея? Пластырь прилагается к ране и лекарство подается признающему свою болезнь. Потому и грешникам говорится: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость в печаль. Смиритесь перед Господом, и вознесет вас" (Иак. 4:9-10). И еще: "Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Матф. 3:10).

Грешники, убоимся Страшного суда Божия! Постараемся иметь сердце сокрушенное и смиренное, чтобы и нам, как от спасительного источника, черпать от Евангелия живую и прохлаждающую воду, которая будет орошать наши души, и так достигнем вечной жизни о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же да будет слава со Отцом и со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Святое крещение

(Из книги "Плоть и дух" стр.210).

"Кто будет веровать

и крестится, спасен будет"

Это слово сказал Спаситель наш Господь к нашему утверждению и утешению. "Кто будет веровать и крестится, спасен будет." Что же христианской душе может быть утешительнее этого слова, которое обещает ей вечное спасение? Богу слава, что мы веруем во Евангелие и просвещены святым крещением. Но посмотрим силу святого крещения, и рассмотрим, что мы были прежде крещения и что сделали после него, и отсюда получим живое утешение.

Через святое крещение мы избавились всего бедствия и благодатью Божией получили все истинное блаженство. Прежде крещения мы были удалены от Бога, но оно нас приблизило к Богу. Прежде мы были врагами Богу, но крещением примирились Ему , и Он с нами примирился. Раньше мы были сосудами гнева Божия, а крещением сделались сосудами милости Божией. Прежде крещения мы были во тьме и под властью диавола, а теперь сделались носителями света и сынами Божиими. Мы были осквернены грехами, но крещением омылись, освятились, оправдались. Прежде были погибшими, а теперь сделались спасенными. Прежде нам были затворены двери к вечной жизни и небесному Царствию, а крещением они отворились и теперь свободно входят туда все хранящие благодать святого крещения. Эти и многие другие благодеяния Божии мы получаем совершенно даром в святом крещении - без каких-либо заслуг с нашей стороны, а одним лишь человеколюбием Божиим - ибо что может заслужить погибший? Слава благости Божией, слава человеколюбию, милосердию, щедротам Его! Буди имя Господне благословенно от ныне и до века!

Всю сию высочайшую милость Божию заслужил нам Единородный Сын Божий, Иисус Христос, Спаситель наш, заслужил дражайшей кровью и смертью Своею, - Возлюбленные христиане! Вспомним свое крещение и всмотримся в свою жизнь, живем ли достойно его и тех обетов, которые мы во время его дали. Будем бояться, чтобы наше крещение не послужило нам к большему осуждению в день Страшного суда Христова, где будет судиться каждое слово, дело и помышление наше. Аминь.

О первейшем

христианском деле

(из книги "Плоть и дух" стр. 228).

"Едино есть на потребу" (Луки 10:42).

Слова "едино есть на потребу" - Спаситель сказал всем нам! Многие христиане то об одном, то о другом заботятся и стараются, но часто и сами не знают, о чем и для чего они пекутся. Предупреждая это бесполезное попечение, Господь говорит всем: "Одно только нужно." Что же это такое? - Вечное спасение!

Это должно стать нашей первейшей заботой, к нему должны быть направлены все наши усилия. Конечно, нам тоже нужна пища, одежда, дом и прочее надлежащее этой жизни, о чем и молимся к небесному Отцу: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь." Но вечное спасение так нужно, что без него все остальное ничто: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Матф. 16:26).

Воистину нет никакой пользы, где нет спасения. Какая нам польза приобрести весь мир, а душу свою потерять? Мы сильно бережем эту временную жизнь, на сколько же больше надо беречь будущую вечную жизнь. Как у всякого человека на первом месте его звание, как-то: у судьи - судить, у земледельца - на ней трудиться, у купца - торговать, у учителя - учить, а у ученика - учиться, у пастуха - пасти скот, и прочее, так и у христианина первейшее дело должно быть - Богу, Которого он исповедует и почитает, верой и правдой угождать, и так от Него вечной жизни надеяться и ожидать. Это есть первейшее христианское дело и попечение, это есть "единое на потребу."

Мы созданы не для временной жизни, но для вечной. Именно для нее мы позваны словом Божиим и обновлены святым крещением. Христос, Сын Божий пришел в мир, пострадал и умер ради нашего спасения и вечной жизни. Видите, какая дорогая цена! Ради этого Он все сотворил и Сам в мир пришел. Сатана всеми силами старается это похитить у нас и навеки погубить. Однако и нам не надо дремать, но беречь данное нам бесценное сокровище благодати.

Как скорбно наблюдать, что многие христиане небрегут о своем первейшем деле. Таковы блудники, прелюбодеи и осквернители, хульники и ругатели, пьяницы и сластолюбцы, воры, хищники и грабители, лживые, хитрецы и лицемеры, клеветники и укорители. Небрегут о своем спасении все те, кто не Богу, но миру и своим прихотям угождают. Они в ничто ставят вечное спасение, добытое Христом, Сыном Божиим, -трудами Его проповеди, страданиями и крестной смертью. Да и Самого Пострадавшего и Умершего за них Господа они не почитают. У теперешних христиан то дорого и велико, чтобы быть в чести, славе, богатстве, а вечное спасение для них последнее дело.

Вечное спасение "едино есть на потребу," по слову Христову. И оно здесь или приобретается, или губится. Обретается покаянием и верой, губится нераскаянной жизнью. Утвердим это в нашей памяти, вспомним наши обеты, данные Богу при крещении и покаемся, дабы не явиться лжецами перед Ним. Вспомним о нашем смертном часе, да не изойдем из этого мира без надежды спасения. Покаемся, да не явимся со своими грехами на Страшный суд Христов. Вспомним сладость вечной жизни и горесть вечной смерти и умилостивим Бога слезами и покаянием, да откроет Он нам двери милосердия и вечного Своего царствия.

Господи Боже сил! Обрати нас, просвети лицо Твое, и спасемся. Аминь.

Пособие

к борьбе с гордостью

(Из книги "Плоть и дух" стр. 34).

"Всякий, возвышающий себя, унижен будет,

а унижающий себя возвысится."

Чем превозноситься нам? Честью ли, славой. - Но они, как дым, исчезают? Богатством ли? - Но оно из рук в руки переходит, а если к тому же оно собрано неправедным путем, то принесет нам только бедствия, и в конце концов достанется кому-то другому.

Разумом ли своим гордиться? - Но Бог дает разум и премудрость, а если Он отнимет Свое, то окажешься всех безумнее. Гордишься ли красотой и крепостью? - Но они, как цвет и трава, от времени и зноя болезней увядают и блекнут.

Гордишься ли благородством своего происхождения? - Но это заслуга твоих предков, а не твоя. Хвалиться же чужим так не следует, как красоваться в чужой одежде.

Добродетелью ли своей превозносишься? - Если истинно есть в тебе, то она есть Божие дело, а не твое. Что же имеешь ты, чего не получил от Бога? И если Он отнимет Свое, то останутся у тебя одни грехи да страсти!

Чем же еще ты можешь величаться?

Посмотри на свое рождение: кто из живых существ рождается с большим трудом и болезнью, чем человек? Посмотри на воспитание: какое животное, пока возрастет, требует большей заботы, попечения и питания, как не человек? Многие животные, родившись, тотчас сами достают себе пищу, а человек сколько времени чужими руками носится, одевается, чужим трудом питается, согревается, сохраняется! Теперь посмотри на одежду: все звери носят свою, только человек не имеет своего натурального одеяния.

Кто подвергается большим бедам, страстям, болезням, немощам, чем человек? Он со всех сторон окружен бедствиями: позади грехи, впереди - смерть, после которой последует суд Божий, и может быть низвержение в вечные адские муки. Со всех сторон нас окружают соблазны и козни бесовские, а внутри бушуют страсти. Таким ли бедствием нам гордиться?

Посмотри на свое начало и конец, и увидишь, что "ты - земля и в землю отойдешь" (Быт. 3:19). Взгляни на гробы и распознай среди них, кто царь, кто воин, кто славен или бесчестен, кто был богат или нищ, отличи благородного от худородного, крепкого от немощного. Где же здесь хвалиться и превозноситься несчастной твари - бедной и по своему началу, и по житию, и по концу своему!

Вспомни, кто ты: по заданию - венец творения, сотворенное по образу Божию, но этот образ Божий, погубивший и ставший созданием падшим, растленным, и водимый низменными желаниями подобно несмысленным скотам.

Но милосердный Бог восстанавливает тебя искупительными страданиями и смертью Своего Сына. Он ради тебя сошел с Неба, смирился и принял образ раба. Тебе ли гордиться или искать владычества? Сын Божий ради тебя обнищал; тебе ли гоняться за богатством? Сын Божий принял бесчестие; тебе ли домогаться чести? Он не имел где главы приклонить; тебе ли умножать свои владения? Господь умыл ноги ученикам; тебе ли стыдно послужить своим братьям?

Сын Божий претерпел злословия, поношения, ругани, насмешки, заплевания: тебе ли не стерпеть досадного слова? Он терпел невинно и ради тебя: а тебе ли, виновному, не терпеть? Не твои ли грехи того заслужили?

Сын Божий молился за Своих распинателей: "Отче, прости им!" Тебе ли гневаться и искать мщения на оскорбивших тебя? Кто ты такой, что твои уши не терпят и малого оскорбления?

Человек - это убогая тварь, немощная, нагая, страстная, заблудшая, подверженная всяким злополучиям, окруженная бедами. Она - как бы трава, вскоре засыхающая, или, как пар, с восходом солнца исчезающий. Но если ты принимаешь Сына Божия за своего Спасителя и Искупителя, Наставника и Учителя, то прими и Его пример, последуй Его смирению, которому Он учил тебя - и словом и делом. Его сладкий голос нам говорит: "Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем" (Матф. 11:29). Не стыдно ли рабу гордиться, когда Господь твой смиряется? Как же ты называешь себя Его учеником, если не повинуешься Ему и не слушаешь Его учения. Когда придет вторично, Господь не признает тебя Своим учеником, если не увидит в тебе Своего отражения. Если ты стыдишься Его смирения, то Он постыдится тебя, ибо сказал: "Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном; того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Марк. 8:38).

Итак, если хочешь принять участие в Его славе, то стань участником и Его уничижения!

 

О брани между

плотью и духом

(Из книги "Плоть и дух" стр. 215).

"Поступайте по духу,

и вы не будете исполнять вожделений плоти.

Ибо плоть желает противного духу,

а дух противного плоти" (Гал. 5:16-17).

Всякий христианин имеет двойное рождение, одно другому противоположное: ветхое, плотское и духовное, новое. Об этих двух рождениях Господь сказал: "Рожденное от плоти - плоть есть: и рожденное от Духа дух есть" (Иоан. 3:6). Поскольку эти рождения очень различны, то отсюда в христианине возникает борьба между требованиями его плоти и стремлениями его духа. Плоть стремится подавить дух, а дух - тянется к духовным занятиям, которые плоти не нравятся. Плоти свойственно гордиться, возноситься, гневаться, ссориться, мстить, услаждаться блудными желаниями и делами... Дух же радуется добродетелям - смирению, всепрощению, целомудрию и воздержанию.

Плотской человек не прочь украсть, слукавить, польстить, солгать, схитрить и обмануть, притворяясь благочестивым, а духовный от всего этого отвращается. Он хочет поступать по истине и просто. Греховная плоть склонна ненавидеть другого человека, а дух - любить его. Плоть любит бездельничать, гулять, пьянствовать, пировать, а дух отвращается от этого, предпочитая умеренность и добрые дела. Плоть жаждет славы, почестей, богатства, а дух все это презирает и тянется к вечным благам. Так, в течение всей жизни в христианине идет война между его плотью и духом.

Каждому из нас, как обновленному благодатью Христовой, следует свои низшие стремления покорять духовным, по апостольскому увещанию: "Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти... Те, которые Христовы, плоть свою распяли со страстями и похотями" (Гал. 5:16 и 24). И еще: "попечения о плоти не превращайте в похоти... Удаляйтесь от плотских похотей, восстающих на душу" (Рим. 13:14; 1 Петр. 2:11). "Ходите в обновленной жизни" (Рим. 6:4), "не попуская греху царствовать над собой." "Живите для Христа, Который за вас умер и воскрес."

- Возлюбленные христиане, осмотримся, ведем ли мы эту спасительную войну, находимся ли в этом спасительном подвиге. Ходим ли мы в обновленной жизни, противимся ли хотениям плоти, не попускаем ли грехам обладать нами? Ибо только те Христовы, которые "плоть свою распяли со страстями и похотями" (Гал. 5:24). Какая польза нам именоваться христианами, но не быть ими на деле? Истинный христианин доказывает свое звание не именем, но жизнью и подвигом. Поэтому не все требования своей плоти следует исполнять: дадим ей пищу, питье, одежду и пр. - по мере надобности, но если она потребует чего-либо противного закону Божию, то этого ей не дадим, чтобы быть истинными учениками Христовыми. Аминь.

Go to the top


Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы