Православные молитвы

Жития святых

Жития святых на 12 мая

Св. Бпифаний был епископом на острове Кипр, жил в IV в., происходил из евреев и был очень образован. Однажды, увидев некоего христианина Лукиана, снявшего с себя одежду для бедняка, он принял христианскую веру. Лукиан построил монастырь, где сначала и подвизался Епифаний. Впоследствии, избегая славы, он удалился в Египет, а оттуда в безлюдную пустыню Панадрион на острове Кипр. Здесь учением и чудесами обратил многих к христианской вере. Ему предсказано было двумя святыми подвижниками святительство на острове, и около 367 г., на 60 году жизни, он был рукоположен во епископы. В епископском сане св. Епифаний отличился необыкновенною любовью к бедным, простотой пустынника и ревностью к вере. Однажды, когда св. Епифаний издержал все деньги на бедных, в комнату эконома, который роптал на него, вдруг вошел некто и подал целый мешок с золотом. Нередко случалось и так, что св. Епифания и обманывали просители. Однажды двое захотели обманом выпросить у него одежду. Увидя его издали, один из них лег и притворился мертвым, а другой сказал святителю: «Святитель, покрой одеждой тело умершего». Святитель покрыл. Но когда Епифаний отошел и товарищ сказал, чтобы мнимый умерший встал, то он оказался действительно мертвым. Св. Епифаний скончался в возрасте 96 лет, в 403 г. Он оставил несколько сочинений. Мощи его почивают на острове Кипр, в храме его имени.
Св. Герман был епископом в Константинополе в VII в. Отец его был одним из первых сенаторов в государстве. Много страданий выпало на долю Германа. Император Константин Пагонат убил его отца и отдал Германа в церковные клирики. Когда же за святость жизни он был поставлен епископом в г. Кизике, то за защиту веры против еретиков был сослан в заточение; а когда впоследствии сделался патриархом Константинопольским, то император Лев Армянин, иконоборец, сверг его с престола и приказал изгнать из города. Св. Герман, совершая крещение сына Льва Константина Копронима, предсказал, что он, выросши, принесет много зла Церкви и прольет множество крови правоверных христиан, и все это сбылось. Копроним, подобно отцу, ужасным образом преследовал иконопочитание. Скончался св. Герман в 740 г. в возрасте 96 лет. Погребен в монастыре Хоре, в Константинополе. Мощи его впоследствии перенесены были во Францию. Св. Герман оставил много сочинений, особенно о почитании икон.
Св. Савин, архиепископ Кипрский, был преемником святого Епифания, епископа Кипрского. При жизни его Савин был диаконом. Жил в V в.


Преподобный Дионисий родился в Ржеве Тверской губернии. С юных лет отличался добротою, кротостью и любовью к чтению священных книг. Вступил в брак по желанию родителей, но через 6 лет лишился жены и детей и поступил в монастырь в г. Старице. Около 1605 г. Дионисий был возведен в сан архимандрита и скоро вызван в Москву патриархом Гермогеном по делам.
Дионисий отличался даром слова и имел очень большое влияние на народ. С ним советовался не только патриарх, но и царь Василий Шуйский. Гермоген перевел Дионисия в Троицкий Сергиев монастырь. Будучи в этом монастыре, св. Дионисий оказал великие заслуги своему Отечеству. То время было очень тяжелым для России: Москва была в руках поляков, окрестности ее были разорены, было множество раненых, бедных и голодных. Тогда Дионисий убедил монастырскую братию жертвовать всем, даже жизнью, для бедствующих; в слободах вокруг монастыря устроены были странноприимные дома и больницы для бесприютных и раненых воинов; монастырские слуги разосланы были по лесам и дорогам собирать едущих к обители, но ослабевших от голода и ран; разносили больным и нищим пищу, одежду и деньги. Вместе с келарем Авраамием св. Дионисий писал по городам послания, в которых просил жертвовать всем и вооружаться для изгнания врагов отечества, и по их зову не замедлили явиться борцы за веру и Отечество с князем Пожарским и Мининым во главе, и Отечество было спасено. В 1616 г. Дионисию вместе с другими было поручено пересмотреть Требник, напечатанный в 1602 г., и в нем оказалось много ошибок. Но за это дело ему пришлось тяжко пострадать. Невежды, не понимая исправления, объявили его еретиком, судили и заключили в монастырь под строгую епитимию, и только благодаря прибывшему в Москву иерусалимскому патриарху Феофану он был освобожден. Скончался св. Дионисий в 1633 г. Мощи его почивают под спудом в Троицкой лавре.
В этот день празднуется память священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца (1612 г.).
Будущий Патриарх всея Руси Гермоген родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом крещении Ермолаем. Детство и юность будущего Первосвятителя прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (24 января). Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещенных сограждантатар Петра и Стефана (24 марта). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленников. Наконец в 1552 г. Царь Иоанн ГУ завоевал Казань. Только тогда смогло облегченно вздохнуть ее христианское население. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: первосвятителем Гурием, архимандритами Германом и Варсонофием.


Отец Ермолай в сане протопопа, настоятеля Никольской Гостинодворской церкви, участвовал в обретении чудотворной иконы Божией Матери Казанской после страшного пожара, опустошившего в 1579 г. Казань. Он написал тропарь новоявленной иконе и историю ее явления.
Овдовевший отец Ермолай принял постриг с именем Гермогена в московском кремлевском Чудове монастыре. Его немедленно возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем СпасоПреображенского монастыря в Казани, а в 1589 г. митрополитом Казанским. Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предшественников. Он основал много новых церквей и монастырей, в том числе и женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской на месте ее явления.
В 1605 г. на русский престол вступил самозванец, известный под именем Лжедмитрия I. Жену свою Марину Мнишек, польку и католичку, он желал короновать, но натолкнулся на сильное противление митрополита Казанского Гермогена. Через год Лжедмитрий был убит, и царем провозгласили князя Василия Шуйского. Митрополит Гермоген был возведен в сан Патриарха всея Руси вместо ставленника Лжедмитрия, слабовольного патриарха Игнатия, родом грека.
Тяжелое время переживала тогда Русь: не успел Царь Василий IV вступить на престол, как распространился слух, что Лжедмитрий спасся от смерти, и в НовгородеСеверском началось восстание. Мятежники под водительством Ивана Болотникова и князя Шаховского шли на Москву. В это время одному священнику было откровение, что за покаяние Господь помилует Русь. Патриарх назначил особые моления и пост, и неожиданно отряд стрельцов в 200 человек разбил главные силы мятежников. Патриарх Гермоген стремился убедить царя в корне уничтожить самое гнездо мятежа в НовгородеСеверском, но тот по вялости своей его не послушал.
Новый Лжедмитрий оказался под самой Москвой и основал свой лагерь в селе Тушине, изза чего получил прозвище «тушинский вор». Оттуда его шайки делали набеги в самую глубь России, а одна из них, под водительством Сапеги, осадила ТроицеСергиеву лавру. Вопреки советам святителя царь Василий заключил союз с королем шведским Карлом IV, личным врагом польского короля Сигизмунда. Результатом этого союза стала оккупация Севера России шведскими войсками и поход короля Сигизмунда против России.
Началась полная разруха: часто в одной семье одни были за царя Василия, другие за «тушинского вора». Патриарх боролся со злом увещеваниями, проповедями и, наконец, отлучениями, что было самым сильным оружием в руках его. Когда поляки отрезали подвоз продовольствия в Москву и начался голод, патриарх приказал продавать по низкой цене лаврские запасы ржи. Часто в сопровождении своего сотрудника, старицкого архимандрита Дионисия, патриарх выходил к толпе и успокаивал ее.
Скоропостижная смерть молодого полководца князя Михаила СкопинаШуйского и поражение русских войск под Смоленском решили судьбу царя Василия: его низложили и постригли в монахи. В Москве образовалось временное правительство из бояр, которое избрало царем королевича Владислава, сына Сигизмунда. Польские войска вошли в Москву. Василий Шуйский был сослан пленником в Польшу, где и умер. Патриарх Гермоген сколько мог боролся против этого, но, не имея поддержки, вынужден был уступить.
Сигизмунд уже смотрел на Русь как на свою собственность и раздавал в ней земли своим сторонникам. Поляки вели себя как завоеватели и оскорбляли религиозные и национальные чувства русских. Под тяжелым давлением иноплеменников стали пробуждаться нравственные силы народа. В этих условиях патриарх Гермоген обратился с призывом к народу и в своих посланиях к городам освобождал всех от присяги Владиславу. Начало формироваться первое ополчение.
Боясь восставших москвичей, поляки сожгли весь город, кроме Кремля и Китайгорода, где и затворились с боярами. Патриарх был заключен в Чудовом монастыре под польской стражей. Когда ополчение подошло и начало осаду неприятеля, поляки и бояреизменники стали требовать, чтобы патриарх приказал ополчению разойтись, угрожая уморить его голодом. Он ответил: «Что вы мне грозите? Я боюсь одного Бога. Если вы уйдете, я им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру. Вы мне обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я желаю пострадать за истину».

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы