Православные молитвы

Жития святых

Жития святых на 2 мая

Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. (Память их 24 июля.) Святые князья были дети пятого из князей российских, св. равноапостольного князя Владимира, который ввел христианскую веру в нашем Отечестве. Св. князь Владимир крестился в 988 г. по Р.Х.; около этого времени жили святые князья Борис и Глеб. У КНЯЗЯ Владимира было 12 сыновей, но свв. Борис и Глеб, как две светлые звезды, сияли между братьями. Когда Владимир крестился, то крестил и своих сыновей. При крещении свв. Борис и Глеб переименованы Романом и Давидом, но сохранили и те и другие имена.
В нашем Отечестве вначале было так, что великий князь управлял главною и большею частью его, а всю остальную разделял между своими братьями, сыновьями и племянниками. По разделу св. Борис получил Ростов, а Глеб Муром. Свв. князья, подобно своему отцу, были очень благочестивы и любили чтение священных хранил целомудрие, что совсем не смотрел на женщин и даже не дозволял говорить о них при себе.
За свою святую жизнь он удостоился дара
прозорливости и чудотворения. По взору узнавал, добрыми или худыми мыслями занят человек. Строгий к самому себе, он был снисходителен к другим и рассудителен, так что не только иноки, но многие и из мирян были его духовными чадами. Шестьдесят три года он провел в иночестве и в 1477 г. скончался 83 лет от роду. За несколько дней предсказал свою кончину. Мощи его почивают открыто в приделе главного храма его обители.


Мученик Вата монах жил в IV веке, происходил из Персии, книг, писаний святых отцов и житий святых. Читая, разгорались любовью к Богу и старались подражать святым, были очень добры и милостивы, горячо любили отца и друг друга. Ни тот, ни другой не вступали в брак, хотя отец и желал видеть их женатыми. В своих уделах заботились о распространении веры Христовой и в делах правления отличались правосудием. Св. Борис отправился против печенегов, напавших на Россию; между тем, св. Владимир умер, и на его великокняжеский престол вступил Святополк. Киевляне не любили Святополка они очень любили Бориса, и Святополк, чтобы удержать за собой великокняжеский престол, решился на братоубийство. Борис уже возвращался домой и очень горевал о смерти своего отца. Дорогой он услышал, что против него злоумышляет Святополк, но не поверил. Когда он стоял на берегу реки Альты близ Переяславля, то туда уже присланы были Святополком убийцы. Узнав об этом, св. Борис обратился к Богу с молитвой и причастился Святых Тайн. Убийцы ворвались к нему в шатер и пронзили его копьями. Тут верный слуга Бориса Георгий хотел было заслонить собою господина от ударов убийц, но пал, сам пораженный копьем. После убиения св. Бориса Святополк решил убить и Глеба. Глеб еще не знал о смерти отца. Святополк послал сказать Глебу, чтобы он приезжал скорее в Киев, потому что отец очень болен. Глеб поспешил. На дороге он узнал, что отец умер, Святополк воцарился в Киеве, убил Бориса и хочет убить и его. Горько было слышать обо всем этом Глебу, но он больше хотел умереть, чем жить. Убийцы встретили Глеба на реке Смядыни, перескочили со своей лодки в его и перерезали ему горло ножом. Тело Бориса было похоронено убийцами в Вышгороде, а тело Глеба они бросили на берегу реки, лишь слегка закрыв его хворостом, и уже спустя довольно долгое время оно было найдено нетленным и погребено в Смоленске. После того Святополк убил брата Святослава. Тогда Господь воздвиг против него брата Ярослава, и Ярослав победил его. Господь же поразил Святополка, подобно братоубийце Каину, таким страхом, что везде чудилось ему, что преследуют его, и он умер за пределами своего отечества, в степях Богемии, получив от современников прозвание «окаянного». Скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение. Тогда открыты были их святые мощи. Это было в 1021 г.; тогда же учредили им обоим и праздник 24 июля. Второго же мая учрежден был праздник святым братьямкнязьям в 1072 г., по случаю перенесения их святых мощей в новоустроенную над сими мощами великим князем Изяславом церковь. В XIII в., во время нашествия татар на наше Отечество, Вышгород был разрушен до основания. По всей вероятности, перед этим татарским нападением мощи святых князей были скрыты, и место их сокрытия остается доселе неизвестным.
Память св. Афанасия, патриарха Александрийского. Читайте о нем под 18 января.


Мученики Еспер и Зоя вместе с детьми своими Кириаком и Феодулом были в рабстве у богатого римлянина Катала, жившего в малой Азии. Катал был язычником, а Еспер и Зоя христианами. Они воспитывали и детей своих в христианском благочестии. Дети, боясь испортиться в доме язычника, предлагали родителям убежать от своего господина. Но мать говорила им: «Как можно? Господину вы должны служить: он имеет власть над нами». Тогда дети воспламенились желанием пострадать за Христа. Скоро Катал узнал, что Еспер и Зоя христиане, и потребовал, чтобы они поклонились идолам. Когда же они отказались, приказал мучить сначала детей, думая тем поколебать веру родителей, но родители укрепляли в терпении детей. Тогда Катал велел мучить и родителей. Затем все они были брошены в разожженную печь и там скончались, но тела их остались невредимыми. Святые мученики пострадали во II в. при императоре Адриане, в Памфилийской Атталии.


Путивльская икона Пресвятой Богородицы находится в Путивльском монастыре Курской епархии. Она явилась в г. Путивле в 1635 г.
В этот же день совершается празднование Вутиванской иконе Пресвятой Богородицы.
В этот день также празднуется память святителя Афанасия, патриарха Цареградского (Константинопольского), Лубенского чудотворца (1654 г.); святого благоверного и равноапостольного царя Болгарского Бориса, во св. крещении Михаила (906-907 гг.), принявшего крещение со своим народом в IX в.; преподобного Афанасия Свирского (XVI в.).

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы