Православные молитвы

Жития святых

Жития святых на 8 июля

Великомученик Прокопий родился в Иерусалиме и служил в войске Диоклетиана. Отец его был благочестивым христианином, но он рано умер, а мать была язычницей. Он был очень образован и более расположен к христианству, чем к язычеству. Диоклетиан отправил его в Александрию для преследования христиан. Дорогой Прокопий услышал голос, который упрекал его за то, что он хочет восстать на Самого Христа. «Кто ты, Господи?» - спросил он: - «Я Иисус Распятый, Сын Божий». В тот же момент он увидел на небе знамение креста. После этого Прокопий не преследовал христиан, а однажды в присутствии матери сокрушил идолов. Она принесла жалобу на сына императору; император приказал мучить Прокопия. Многие при этом плакали, но Прокопий говорил: «Плачьте не обо мне, а о погибели душ ваших». После мучений бросили его в темницу; здесь явился ему Сам Господь, исцелил его раны и, крестив водой, сказал: «Мужайся, ты приведешь к Отцу Моему большое стадо». Увидев Прокопия совершенно здоровым, два отряда воинов крестились. Когда узнал об этом начальник, то велел убить всех этих воинов мечом. Затем к темнице пришли 12 благородных женщин и сказали: «И мы христианки». Их начали мучить. Когда мучили женщин, то мать Прокопия тоже сказала: «И я раба Христова!» Всех женщин убили, а затем, после новых мучений, усекли мечом и Прокопия, в 303 г.

Св. Прокопий Юродивый подвизался в г. Устюге. Он был иностранный купец. Прибыв в Новгород, принял православие, пленившись великолепием храмов, торжественностью православного богослужения и обрядов и правотой учения Православной Церкви. Затем раздал все имение бедным и поселился в Хутынской обители.
Когда же многие стали приходить в обитель,чтобы посмотреть иностранца-инока, Прокопий начал юродствовать. Тогда еще более стали посещать обитель; но святой ушел из обители и, дойдя до Великого Устюга, поселился тут. Здесь он ходил по городу, представляя себя безумным. Его оскорбляли, нередко били и всячески насмехались над ним; но он терпел все для Христа, не чувствовал ни к кому недоброжелательства и молился за своих обидчиков словами: «Господи, не вмени
им сего греха». По ночам же обходил все городские церкви и со слезами молился на папертях. Когда обессиливал, то ложился, где пришлось, - на камнях и голой земле. И летом, и зимой ходил без обуви и в плохой одежде; пища его была самая скудная, принимал он ее от нищих и от людей богобоязненных, а от богачей, обогатившихся неправдой, не брал ничего. Спрашивал однажды св. Прокопия церковнослужитель Симеон, как он переносил бывшие в то время сильные морозы. «Да, едва не погиб я от холода, - говорил святой, - но ангел явился с райским цветком, коснулся им меня, и я ощутил теплоту в своих членах». Таким образом, св. Прокопий был мучеником, добровольно обрекшим себя на всяческие неприятности и лишения. Зато еще при жизни Бог удостоил его дара прозорливости и чудотворений. Увидев мать св. Стефана, просветителя Перми, еще трехлетней девочкой, он узнал и сказал другим, что она будет матерью сего святого. Своей молитвой спас город Устюг от каменно-огненной тучи, которая готова была разразиться в наказание за грехи жителей. За несколько дней до появления тучи он говорил горожанам: «Покайтесь и исправьтесь, иначе погибнете от огненного града». Народ не верил, но с появлением тучи все бросились в храмы с молитвой и раскаянием. Сам Прокопий слезно молился день и ночь. Туча разразилась в 20 верстах от Устюга, раздробила и уничтожила целый лес, но никто из людей не был убит, даже и скот остался цел. Скончался св. Прокопий в 1303 г. Мощи его почивают под спудом в соборе.
Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлен в память ее явления. В 1579 г. в Казани, взятой у татар Иоанном Грозным, Пресвятая Богородица явилась во сне одной девушке, Матроне, и повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та сочла сон обыкновенной детской грезой. Сон повторялся еще дважды, с угрозой наказания за непослушание. Мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им.
Тогда 8 июля обе они, в присутствии народа, отправились на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но как только стала копать сама Матрона - икона была найдена. Она была обернута в ветхое сукно и сияла чудным светом, как будто была написана недавно. Тогда с крестным ходом перенесли икону в ближайшую церковь. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Впоследствии было еще несколько явлений икон, списков с Казанской: Тобольская, находящаяся в Тобольске, в кафедральном соборе, которая впервые прославилась спасением от угрожавшего голода; Каплуновская, явившаяся в 1689 г. в сельце Каплунове Харьковской епархии, которая прославилась помощью императору Петру Великому в войне со Шведами под Полтавой; Нижнеломовская, явившаяся в 1643 г. на источнике, в двух верстах от Нижнего Ломова Пензенской епархии; Карповская в 1725 г. перенесена из Карповской пустыни в Курский Знаменский мужской монастырь; Коташинская, явившаяся в 1622 г., которая находится в Коташинском монастыре Черниговской епархии; Вознесенская, сохранившаяся невредимой во время пожаров в 1689 и 1791 г., находится в московском Вознесенском женском монастыре; Павловская, находящаяся в селе Павловском Московской епархии; Иркутская — в соборном храме в городе Иркутске; Каргопольская - в Каргополе, в 1714 г. ознаменовавшая себя течением слез из очей изображенной на ней Богородицы; Ярославская - в женском монастыре в г. Ярославле, впервые прославившаяся чудотворениями в XVI и XVII вв.; находящаяся в Шлиссельбургской крепостной часовне. Она очень древняя и прославилась в смутные времена самозванцев и шведских набегов и опустошений. («Церковный Вестник», 1896 г.)

Преподобный Прокопий Устьянский. Его мощи хранятся в приходской Устьянской церкви, в Вельмском уезде Вологодской губернии. Ни о происхождении, ни о жизни его неизвестно ничего. Мощи его явились в XVII в. близ Устьянской церкви, в очень ветхом гробе, который был сплетен из ивовых прутьев. Мощи были совершенно нетленны, издавали благоухание и совершали чудеса. Окрестные жители, обрадованные явлением святых мощей, построили над ними часовню. Вскоре после того святой сам явился одному из земледельцев и велел сделать себе новый гроб. «Кто же ты?» — спросил тот святого. Святой отвечал: «Прокопий, тело которого недавно явилось при церкви». Впоследствии мощи перенесены были в церковь. При мощах св. Прокопия до сих пор совершаются исцеления больных.

Устюжская икона Благовещения Богородицы - та самая, перед которой в 1290 г. особенно усердно молился св. Прокопий о спасении Устюга и от которой истекло в то время благовонное целебное миро. В 1567 г. принесена она в Москву и находится в Успенском соборе. На иконе изображен предвечный Богомладенец в персях Богородицы как воплотившийся в минуту благовестил.
Оковицкая икона Пресвятой Богородицы иначе называется Ржевской. Явилась в 1539 г. Ей также празднуется 11 июля. Читайте там.

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы