Православные молитвы

Внимая закону Божию, муж и жена должны любить друг друга крепко и неизменно, должны переносить взаимные недостатки с терпением и снисходительностью, должны быть откровенны друг к другу и усердны в попечении о доме, должны ненарушимо хранить супружескую верность, чистоту и целомудрие, и единодушно заботиться о достижении последней цели земного бытия.

Рассмотрим сии обязанности несколько подробнее: ибо это стоит нашего внимания: верное исполнение их - есть необходимое условие семейного счастья, равно как нарушение их - будет иметь неизбежным следствием расстройство нашего счастья и неисчислимые огорчения.

Первый долг наш в супружеском союзе есть постоянная и крепкая взаимная любовь. Это первое условие супружеского союза, чтобы вы, муж и жена, были оба, по закону Божию, в плоть едину, составляли одно тело. А когда вы одна плоть, то взаимную любовь внушает вам сама природа: "Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как Господь церковь…", - учит св. Апостол (Еф.5,29). Эта любовь, утверждаясь на любви к Богу, есть источник всех супружеских добродетелей: питая взаимную любовь, вы охотно и легко будете исполнять и другие ваши обязанности друг к другу, так как, по слову Апостола, "…любовь есть исполнение закона" (Рим.13,10), и "…совокупность совершенства" (Кол.3,14). Эта любовь есть источник вашего взаимного спокойствия и счастья; она облегчает все трудности, скорби и болезни вашего супружеского состояния; она дары счастья возвышает, и нужды бедности делает сносными. А где нет сей любви, там и при видимом счастье, среди обилия и довольства, не иссякает источник внутренних беспокойств, огорчений и слёз. Будьте внимательны к ежедневным опытам семейной жизни: и сами будете видеть, как такая любовь необходима вам, супруги, для вашего взаимного счастья; и какое, напротив, великое несчастье для вас не иметь сей любви. Помня важность и необходимость этой добродетели, молите Господа, чтобы благодать Святого Духа всегда пребывала с вами, утверждала вас в истинной любви и охраняла от всех искушений, могущих ослабить и разрушить этот союз любви.

Чтобы ваша взаимная любовь была тверда и ненарушима, вы должны переносить взаимные недостатки с терпением и снисходительностью. Сколько не будете стараться, по взаимной любви, угождать друг другу; но не можете поручиться за то, что никогда ничем не оскорбите друг друга, или, что один в другом ничего не будет видеть неприятного для себя. Это невозможно; на земле между смертными нет такого полного и неизменного совершенства, которое бы само собою могло быть источником ненарушимого мира, согласия и довольства. Поэтому и необходимо вам иметь терпение и снисходительность друг к другу, как врачевание против всех случаев к несогласию и ослаблению взаимной любви. Терпение заповедано самим Господом: "в терпении вашем стяжите души ваши". И в семейных ваших отношениях нужно тоже терпение, по заповеди Господней. Встречаешь ли ты, муж, какое не по нраву тебе свойство в жене, с которою однажды навсегда соединился ты узами брака: покрой неприятное терпением. Видишь ли поступок, или слышишь слово, которое не по сердцу тебе: опять употреби в помощь терпение и суди о жене снисходительно, как о немощнейшем сосуде. Умей врачевать раны благоразумием и любовью, как глава союза, и никогда не будь нетерпелив и неснисходителен. То же делай и ты, жена, по отношению к твоему мужу, всегда помня, что Бог поставил его твоим главою, и ты должна быть ему покорна. Так в терпении друг друга тяготы носите, и ограждайте вашу взаимную любовь от всего вредного для неё, от всякой опасности ослабить или потерять её.

Чтобы ненарушимо сохранять взаимную любовь, вам надобно быть откровенными и доверчивыми друг к другу. Недоверие, естественно, сопровождаемое скрытностью, обыкновенно бывает источником подозрений и питает несогласия. Если дадите место в сердцах ваших недоверию и скрытности: то, какое множество неприятностей, по необходимости, возникнет между вами! Не допускайте, чтобы вам когда-либо самим испытать эти скорби и болезни, происходящие от несогласия: но всегда можете видеть их там, где есть взаимное недоверие.

Общая обязанность мужа и жены - заботиться о благополучии своего дома и о благосостоянии всех членов семейства. Усердие и трудолюбие созидают и утверждают благосостояние дома, а нерадение и леность расстраивают и разоряют его. И муж, и жена для блага дома усердно должны трудиться: и взаимное благо их самих и благо семейства от них этого требуют. Не хорошо, когда один член заботиться и с усердием трудиться для семейного блага, а другой неусердный о том; в таком случае, успех может быть достигнут только в половину, или менее. Но горе, когда один член рачит о благосостоянии дома, а другой не только не заботится о нём, но своей беспечностью или вместе и расточительностью разоряет его; ещё большее горе, когда оба, отец и мать дома, беспечны и расточительны. Сами знаете, какой жалкий жребий ожидает этих несчастных! Сами видали, и можете видеть, каким скорбям и бедствиям подвергаются такие семейства. Никакой запас в средствах, никакое наследство, никакие обороты не обеспечивают их от затруднительных обстоятельств. В их руках всякое богатство, как в огне горит или в воде тонет, - так скоро всё у них из рук выпадает, и они остаются ни с чем, а часто притом и обременённые долгами. Берегитесь, бойтесь этого зла! Знайте, что Господу неугодно такое поведение. Знайте, что в этой жизни Богом назначено каждому человеку трудиться и добывать хлеб трудами рук своих, в поте лица (Быт.3,19). "Если кто не хочет трудиться, - говорит истина, - тот и не ешь" (2 Фес.3,10). Знаете, также, как Бог благословляет тех, кто, всегда благоговейны пред Ним, живут в умеренности и трудолюбии; благами этой жизни пользуются благоразумно, как дарами Божиими; не присваивают себе чужого и не расточают своего, а каждому дару назначают своё употребление по нужде и для славы Божией, всегда и за всё благодаря небесного Дарователя. В руках таковых и малое бывает лучше великого богатства. На них сбывается слово мудрого: "Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога" (Притч.15,16).

Особенная, непременная обязанность ваша, муж и жена, - хранить супружескую верность. Знаете, и должны всегда помнить заповедь Божию: "…и будут два одной плотью…" (Мф.19,5). По этому Божественному закону, как учит Апостол: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (1 Кор.7,4). Видите, благословенная чета, в каком тесном отношении между собою поставлены вы союзом брака? К какой верности обязались вы? Уже не имеете права независимо друг от друга располагать своим телом: вы два одно; одно принадлежит другому; одно другим располагает; одно от другого неотделимо. Так вы обязаны сохранять эту верность и это единство до конца жизни. "Соединен ли ты с женой, - пишет Апостол, - не ищи развода" (1 Кор.7,27). Как одно, вы и должны оставаться одно навсегда. Помните, что этот долг не человек возлагает на вас, но Бог. Помните, как строго обязывает вас к этой верности Христос Спаситель: один взгляд мужа на чужую жену, или жены на чужого мужа, Он называет прелюбодеянием: "А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мф.5,28). Господь хочет, чтобы ваша взаимная любовь не была нарушаема не только внешними поступками, но и внутренними расположениями. Бог взирает не только на дела, но и на внутренние движения. Он хочет, чтобы мы истребляли зло в самом корне его. Кто будет питать корень зла, тот увидит возросшее древо зла. От внутренних худых расположений рождаются и самые поступки. А вам известно, какое тяжкое зло - нарушение супружеской верности! Знаете, как это несогласно с Божественным законом, и как недостойно святости союза освященного таинством! Если прибавить к этому и те худые последствия, какие обыкновенно происходят от нарушения супружеской верности. Какое тяжкое оскорбление терпит чрез это невинная сторона! Какой позор причиняется семейству! Столько и других зол отселе вытекает, как из своего горького источника, каковы, например, несогласия и раздоры, постыдная молва, нерадение о доме, расстройство имущества и тому подобное! Какое несчастье это для потомства! Какой соблазн для детей, когда они приходят в возраст! Какое горькое наследство для них - быть детьми родителей, подвергающихся такому бесславию! Представим все вредные последствия супружеской верности, вы поймете, почему Бог в древности через Моисея повелел так строго наказывать нарушителей супружеской верности, заповедав их предавать смерти (Лев.20,10). Апостол Павел изрекает таковым страшный суд Божий: "…блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр.13,4); "…ни блудники... ни прелюбодеи… - Царства Божия не наследуют" (1 Кор.6,9-10).

При верности супружеской вы должны помнить святость вашего союза, и хранить супружескую чистоту и целомудрие; должны блюсти себя, по слову Апостола, "…чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор.7,5), вести себя воздержанно и свято, как прилично христианским супругам. И невинные удовольствия супружества надобно вам подчинять высшим целям и иногда, по слову Апостола, "…имеющие жён должны быть как не имеющие…" (1 Кор.7,29), особенно в известные времена, да пребывайте в посте и молитве, и вообще - дабы не быть рабами плоти, но ходить духом: "Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости" (1 Фес.4,7). Все христиане, как спутники Иисуса Христа, стоящие под знаменем креста Его, должны быть добрыми воинами против врагов своего спасения; бодрствовать над собою и всегда носить в своих сердцах светильники чистой веры и любви к Богу. Потому и вам, благочестивые супруги, надобно всегда бодрствовать над собою. Не давайте воли воображению: обуздывайте движения, влекущие к греху, страхом Божиим; устраняйте все случаи к нарушению супружеской чистоты и целомудрия. Для этого надобно вам всегда соблюдать скромность в словах, в одежде и во всех действиях; всегда питать в сердце сыновний страх к Богу и усердно служить Ему, упражняясь в христианских добродетелях.

Главная обязанность ваша, благочестивые супруги, для настоящей жизни та же, какая лежит на каждом христианине, именно: приготовление к жизни вечной через веру и соблюдение заповедей Божиих. Эту обязанность вы должны всегда помнить и глубоко носить в своём сердце. Старайтесь блюсти себя только чистыми и святыми, чтобы ваши супружеские взаимные отношения не только не препятствовали вам в достижении спасения, но напротив, содействовали и облегчили для вас шествие к небесному отечеству. Никто не думай, что это невозможно или слишком трудно; только будьте внимательны к себе, постоянны в благом деле и увидите из самого опыта, как это возможно и как благотворно и спасительно для вас; увидите, что только истинное благочестие и может вас сделать истинно счастливыми. Этого счастья достигнете, если, питая любовь, друг к другу, как искренние друзья, в то же время более всего будете любить Бога, как всеблагого Отца; будете стараться во всем поступать по заповедям Его, все дары счастья принимать с благоговейною признательностью и благодарностью к Нему; будете к Нему прибегать во всех нуждах, на Него уповать во всех скорбях и несчастьях. Вы, как верные друзья, искренне желая друг другу совершенного счастья, должны взаимно питать друг к другу дух истинного благочестия искренними советами и напоминаниями, и каждый, собственным примером. Много делаете вы для своего счастья, если благоразумно угождаете, друг другу и тем поддерживаете между собою мир и согласие; но несравненно более сделаете, если при этом будете всегда исполнять заповеди Божии и всегда благоговейно ходить пред Богом. Вы будете истинно счастливыми, если так станете хранить и питать в себе любовь к Богу; и по этой любви с постоянной ревностью соблюдать заповеди Божии. Они будут для вас светильником на всех путях вашей жизни, и благословение Божие никогда не оставит вас.

Вот ваши общие обязанности, которые нераздельно принадлежат и мужу и жене. Но есть и особенные обязанности, из которых одни преимущественно относятся к вам, мужи, а другие принадлежат вам, жёны. Как важны и святы показанные теперь общие ваши обязанности, так важны и святы и частные обязанности мужа и жены. Они также заповеданы Богом, положившим различие полов и качеств, принадлежащих каждому полу порознь. Послушайте вы, мужи; покажу кратко сперва ваши частные обязанности.

Муж есть глава своей жены, это преимущество усваивает ему сам Бог, даровавший мужскому полу преимущественные силы в самой природе его. Это преимущество Бог утвердил и особым законом, когда изрёк суд свой первосозданной жене: "…и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Быт.3,16). Апостол учит: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж…" (1 Кор.11,3; Еф.5,23). Поэтому и муж должен удерживать за собою преимущества, свойственные ему, как главе, управляющим членами семейства. Поэтому в попечении и благосостоянии семейства мужу особенно принадлежат те занятия и труды, которые требуют больших сил, физических или нравственных. Муж, как глава жены, должен благоразумно руководить ею во всех обстоятельствах жизни, требующих его помощи: с христианскою кротостью замечать и исправлять её недостатки и предусмотрительно заботиться о нуждах её.

Но при этом муж должен обращаться со своею женою всегда почтительно, с приличным уважением, а не как с рабою. Этого требует Богом установленное отношение мужа и жены, как членов одного тела: ибо, по закону Божию, оба плоть едина. "Так должны мужья любить своих жён, - учит Апостол Павел, - как свои тела: любящий свою жену любит самого себя" (Еф.5,28). "Также и вы, мужья, - говорит Апостол Петр, - обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…" (1 Пет.3,7).

Муж, как глава семейства, преимущественно обязан заботиться о благоустройстве и благосостоянии дома. Его долг смотреть за порядком во всех частях семейного общества; иметь в виду не только настоящее его состояние, но, сколько прилично христианину, прилагать предусмотрительное попечение и о будущем. Земледелец осенью бросает семена в землю, чтобы получить жатву на будущее лето. Так поступает и благопопечительный отец семейства: чего хочет достигнуть в будущем, тому полагает начало в настоящем. Нерадение и беспечность должны быть совершенно чужды отцу семейства: и каждому человеку закон Божий велит трудом добывать хлеб, а отец семейства обязан заботиться не о себе только, но и о своём семействе. Апостол так обличает нерадивых: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрёкся от веры и хуже неверного" (1 Тим.5,8).

Муж, как глава семейства, должен с христианскою любовью и благоразумием заботиться не о земном только благополучии дома, но особенно о душевном спасении всех членов семейства. Поэтому он и словом и примером жизни обязан руководствовать их к благочестию и показывать собою образец христианских добродетелей, чтобы ему своими делами светить для всех членов её к прославлению Бога. Муж должен помнить, что жена, по установлению Божию, есть помощница его. Поэтому во всех важных семейных предприятиях и делах долг внушает ему советоваться с женою, как для того, чтобы получить от неё пособие в суждении о деле, так и для того, чтобы оказать ей приличную честь, а через то соблюдать надлежащее к ней отношение и поддерживать взаимное согласие и любовь. Когда жена, как помощница и подруга мужа, даёт ему свои мнения и советы: муж должен слушать и принимать их со вниманием и уважением. И в том случае, когда голос жены, по основательному рассуждению, не может быть принят, муж не должен отказывать жене в приличном внимании, дабы не оскорбить её и тем не нарушить прав её. Истинная христианская любовь и благоразумие покажут, когда и как надобно поступать мужу при таких обстоятельствах. Вот, мужи, ваши особенные обязанности! Бог, одаривши вас преимущественными правами, возложил на вас и преимущественные заботы и труды.

Послушайте и вы, жены: есть и у вас свои обязанности, которые Бог предписывает вам. Вы должны знать их, и исполнять с постоянным вниманием и ревностью. Это необходимое условие вашего счастья.

Вот ваши особенные обязанности. Жена должна всегда оказывать своему мужу нелицемерное почтение, как главе семейства. Эту обязанность внушает ей Бог и законом природы, создав её слабейшею в сравнении с мужем и, назначив ей быть помощницею мужа. К сему обязывает жену и определение Божие, которое вы слышали: "…к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою <…> Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…" (Еф.5,23). Пусть иногда жена и превосходит мужа естественными или нравственными качествами, образованием и опытностью: но и в таком случае, она не имеет права выходить из своих пределов, установленных законом Божиим, а должна всегда свято сохранять в душе и показывать на деле приличное уважение к мужу. Благоразумие и любовь жены к мужу, её искренняя попечительность о мире и спокойствии семейного общества, укажут способ, как может она правильно употреблять свои преимущества, не нарушая, но во всей точности, исполняя долг почтительности к своему мужу.

Жена, для соблюдения законного отношения к мужу, во всех действиях своих должна оказывать ему повиновение, как своему главе и господину дома. Иначе в семейном обществе не будет желаемого благоустройства, порядка и мира. Апостол обязывает жён к этой покорности высоким значением таинства брака, когда говорит: "Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём" (Еф.5,24); "Жёны, повинуйтесь мужьям своим как прилично в Господе" (Кол.3,18); "…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии" (1 Тим.2,12).

Жена, как верная помощница своего мужа, должна во всех случаях семейной жизни стараться оказывать помощь своему мужу, заботясь об общем семейном благе. Мужа, обремененного тяжёлыми трудами, она должна, как искренняя подруга, стараться успокаивать и утешать всеми возможными мерами предусмотрительного благоразумия и любви.

Жена, как мать семейства, преимущественно обязана иметь попечение о внутреннем благоустройстве дома, заботиться о порядке домашних дел, своим благоразумием сберегать приобретаемое трудами мужа, смотреть не только за детьми, но и за домашними, удалять всё вредное для семейства и, по возможности, приводить всё в лучший порядок и благоустройство.

Жена, как мать семейства, должна особенным усердием заботиться о поддержании и возвышении духа благочестия и добрых нравов в недрах семейства. Она, как несвязанная общественными должностями и менее обременённая внешними делами, пребывая в кругу семейства, более иметь удобства прилагать попечение о нравственном состоянии дома, питать благочестие и христианские добродетели в членах домашней церкви. Это святое упражнение послужит для жены наилучшим пособием в исполнении других её обязанностей; оградить её от соблазнов и искушений; утвердить добрый нрав её, и будет обильным источником христианских добродетелей и истинным украшением её нравственного достоинства.

Вот, жёны, ваши особенные обязанности, преимущественно на вас лежащие! Помните их и старайтесь исполнять верно, с искренним усердием. К этому обязывает тебя, каждая жена, и твоя любовь к супругу твоему, и попечение о взаимном вашем счастье и твой долг, Богом предписанный тебе.

Итак, мужи и жёны, видите ваши общие и особенные обязанности! Всегда носите их в памяти вашей и с благословением к Богу соблюдайте их, не как правила человеческие, но, поистине, как правила Божии. Бог предписывает их вам и внушениями здравого разума и учением священного Писания. Он всегда утверждает сии обязанности ваши, как Свои божественные законы, посылая Своё благословение и мир соблюдающим их; и, напротив, лишая сего нарушителей их. Поэтому и для вашего семейного благополучия вы необходимо должны стараться благоугождать Господу соблюдением Его заповедей и ваших супружеских обязанностей. Где нет благословения Божия, там нет счастья; там нет мира, нет истинных утешителей и радостей; там нет истинного довольства и не может его быть, ибо нет необходимого к этому условия, то есть, благоволения и благословения Божия, всегда сильного восполнить все наши недостатки и лишения.

Молитесь Господу Богу, да утвердит вас благодать Его на пути истины и научит, и да содействует вам всегда и во всем с постоянною и неизменною ревностью соблюдая волю Его в честь и славу Пресвятого имени Его, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

А. В. Рождественский.

1902 г.

Читать дальше

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы