Как начинается и чем поддерживается спасительное покаяние

Как начинается и чем поддерживается спасительное покаяние

"Покаяние, - как учит преп. Исаак, - рождается от веры в Праведного Мздовоздаятеля и возбуждается страхом неминуемого суда Божия и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной нераскаянным, и решается обратиться от области сатанины к Богу - Отцу своему".

Тогда вот что происходит в душе начинающего покаяние, как описывает преп. Ефрем Сирин:

1. "Дьявол не дает нечестивым одуматься, представляя им суровость покаяния. А покаяние, видя хитрость его, подходит с лаской и говорит: "Приведите только себе на память Бога - и я потружусь за вас. Представь в уме Его милосердие - и я буду ходатайствовать за тебя с воздыханиями. Слегка только воздохните, грешники, в покаянии - и сделаю вас Божиими слугами. И пророк Исайя сказал: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися" (Ис. XXX, 15). Вот, говорит покаяние, привожу тебе и свидетельство (из Слова Божия): "Только покайся". "Если согрешивший воздохнет, - продолжает св. отец, - то с воздыханием отойдет от него и бремя, возложенное змием; по облегчении же ума отгонит он от себя и мглу неведения, и око душевное сделается ясным, и вскоре покаяние будет руководствовать душу ко спасению". Итак, вздох от глубины сердца - начало спасительного покаяния.

2. "Тогда, - продолжает преп. Ефрем, - грешник не только будет воздыхать, но и с великой скорбью пробивать слезы, Почему же? Потому что душа после долговременного разлучения с Богом, увидев Его, как Отца, возбуждается к пролитию слез; от того, что, наконец, увидела Родителя, проливает она слезы и преклоняет к себе Бога, ибо любит Отеческое благословение, и таким образом очищается от всего, до чего доведена была змием". Эти слезы сердечного сокрушения не суть слезы пагубного отчаяния, а сладостные слезы умиления обратившейся к Богу души". "Памятование о Боге, - объясняет преп. Ефрем, - приводит грешников к воздыханию; но Давид говорит: помянух Бога, и возвеселихся (Пс. LХХVI, 4). Потому и кающиеся радуются, что освободились от уз змия" (Слово 99 о покаянии).

3. Испытав на себе самих величие милосердия Божия и как бы вкусив сладости отеческой любви Божией, которая, забыв все согрешения блудного сына, подобно евангельскому отцу, еще издалече увидев его, тек нападе на выю его и облобыза его (Лук. XV, 20), искренно кающиеся, получив незаслуженное прощение от Бога, сами себя наказывают за все прежние беззакония, за вероломную измену такому Любвеобильному Отцу, за бесчувственность и неблагодарность Щедродателю, Царю и Богу…

"Кто любит Христа, как должно любить, - говорит Златоуст, - тот сам не потерпит остаться без наказания, хотя бы Христос и простил его: ибо одно оскорбление Его составляет уже величайшее наказание. Не то прискорбно любящему, что за оскорбление любимого им терпит какое-нибудь зло; но всего более то, что оскорбил любимого… Так будем рассуждать и мы, горько плакать о том, что так неблагодарно оскорбляем Благодетеля своего!" ("На Матфея", беседа XI", с. 166).

Подпишитесь на рассылку

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.