МАНДО́РЛА (итал. mandorla - миндалина) - в христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображали Христа и Богоматерь, когда хотели представить их во славе.
МА́НТИЯ (ПАЛИИ) - 109, 142.
МЕЖДОЧА́СИЕ - краткое церковное богослужение, положенное после третьего и шестого часов.
МЕ́Ч -14.
МИРОПОМА́ЗАНИЯ ТА́ИНСТВО - 227-233.
МИ΄РО СВЯТО́Е - 47, 485-487.
МИРЯ΄НЕ - 23, 24, 37.
МИ΄ТРА - 141-142.
МОЛЕ́БЕН - особое богослужение, при котором верующие просят Господа и святых Его о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний. Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц. Иногда к М. прибавляется пение Акафиста Спасителю, Богородице или святым. См. с. 383-429.
МОЛИ΄ТВЕННОЕ ПРА́ВИЛО состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот ритм необходим, ибо в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и по всяком большом и трудном деле, одного "вдохновения", "настроения" и импровизации недостаточно.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами п подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам - Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время Крестных страданий - строки из псалмов (Пс. 21, 2; 30, 6). Существует три основных М. П.:
1) полное М. П., рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в "Православном молитвослове";
2) краткое М. П., рассчитанное на всех верующих; утром: "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш", "Богородице Дево", "От сна восстав", "Помилуй мя, Боже", "Верую", "Боже, очисти", "К Тебе, Владыко", "Святый Ангеле", "Пресвятая Владычице", призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш", "Помилуй нас, Господи", "Боже вечный", "Благаго Царя", "Ангеле Христов", от "Взбранной Воеводе" до "Достойно есть"; эти молитвы содержатся в любом молитвослове;
3) краткое М. П. преподобного Серафима Саровского: три раза "Отче наш", три раза "Богородице Дево" и один раз "Верую" - для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени. Совсем опускать М. П. нельзя. Даже если М. П. читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть, чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно перевести текст молитв для себя с церковнославянского языка на русский, чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. "Потрудись, - советует преподобный Никодим Святогорец, - не в молитвенный час, а в другое свободное время - обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты и во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе содержание читаемой молитвы" ("Невидимая брань", с. 198). Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Святой Тихон Задонский поучает: "Прежде молитв требуется ни на кого не гневаться, не злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил грехи" ("Плоть и дух". Собр. соч., т. 2, с. 89). Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Пастырь должен помочь своему духовному чаду выработать строгие правила молитвенной дисциплины и настоятельно рекомендовать придерживаться своего М. П.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела. В крайнем случае их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому учители молитвы рекомендуют читать вечернее М. П. в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение М. П. вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется прежде всего в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва - это разновидность церковной, общественной (семья - своего рода "домашняя церковь") и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. "Постой молча, дондеже утишатся чувства, поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит тебя", - говорится в начале Молитвослова.
Многим людям помогает сосредоточиться произнесение молитв вслух или вполголоса. Если во время чтения правила прорывается молитва своими словами, то, как говорит преподобный Никодим, "не попуская сему случаю пройти мимолетно, но остановись на нем" ("Невидимая брань", с. 200). Эту же мысль мы находим и у епископа Феофана: "Когда найдет сильное молитвенное чувство и разбивает чтение молитв, оставляй это чтение и давай простор этому чувству" (Письма к разным лицам, с. 289). Молитва - это, в первую очередь, духовный труд, потому не следует ожидать от нее немедленной "духовной услады". "Не ищи в молитве наслаждений, - пишет епископ Игнатий Брянчанинов, - они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение... Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов" (О молитве). Поиски постоянного духовного наслаждения есть скрытый вид эгоизма и стремления к духовному комфорту. Трудность молитвы - нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей - неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Об этом очень хорошо писал поэт А. К. Толстой: "Просить с верой у Бога, чтобы Он отстранил несчастье от любимого человека, - не есть бесплодное дело, как уверяют некоторые философы, признающие в молитве только способ поклоняться Богу, сообщаться с Ним и чувствовать Его присутствие. Прежде всего молитва производит прямое и сильное действие на душу человека, о котором ты молишься, так как, чем более вы приближаетесь к Богу, тем более вы становитесь независимыми от вашего тела, и потому душа ваша менее стеснена пространством и материей, которые отделяют ее от той души, за которую она молится. Я почти что убежден, что два человека, которые молились в одно время с одинаковой силой веры друг за друга, могли бы сообщаться между собой без всякой помощи материальной, вопреки отдалению... Как можем мы знать, до какой степени предопределены заранее события в жизни любимого человека? И если бы они были предоставлены всяким влияниям, какое влияние может быть сильнее, чем влияние души, приближающейся к Богу с горячим желанием, чтобы все обстоятельства содействовали счастью друга" (Собр. соч., т. 4, с. 40).
Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. "Не тотчас кидайся на обыденные дела, - учит преподобный Никодим, - и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все окончил по отношению к Богу" ("Невидимая брань", с. 200). Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву, которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
МОНА́ШЕСТВО - 343-350.
МО́ЩИ СВЯТЫ΄Х - 34, 39, 40, 42, 44.
МУ΄ЧЕНИК (греч. слова "мартус", "мартирос", которые по-русски переводятся "мученик", этимологически означают "свидетель" безразлично в какой области свидетельства: исторической, правовой или религиозной. Но в обычном применении, выработанном христианским Преданием, это наименование относится исключительно к тому, кто засвидетельствовал свою веру в Господа Иисуса Христа своею кровью. Это слово встречается уже в Новом Завете (Деян. 22, 20; Откр. 2, 3: 6, 9; 17, 6): мученик - это тот, кто жертвует своей жизнью из верности свидетельству об Иисусе Христе (ср. Деян. 7, 55-60).
Сам Иисус - Мученик Божий в высшем значении и, следовательно, пример, вдохновляющий Его последователей. Своим согласием на принесение Себя в жертву за грехи человеческие Он дает наивысшее свидетельство верности спасительной миссии, вверенной Ему Отцом. Согласно апостолу Иоанну, Иисус Христос не только предвидел Свою смерть, но и добровольно принял ее как совершенное воздаяние хвалы Отцу (Ин. 10, 10), и в час Своего осуждения Он возвестил: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине" (Ин. 18, 37: ср. Откр. 1, 5; 3, 14).
Евангелист Лука выделяет в описании Страстей Христовых черты, отныне усвоенные мучениками: укрепление Божией благодатью в час смертельной скорби (22, 43); молчание и терпение среди обвинений и оскорблений (23, 9), невиновность, признанная Пилатом и Иродом (23, 4, 14); забвение собственных страданий (23, 28); милосердие к кающемуся разбойнику (23. 43); молитва Господа о распинателях (23, 34); прощение, даруемое Петру (22, 61).
В Новом Завете в целом, с еще большей глубиной признается в Иисусе Христе страждущий Отрок Божий, возвещенный Исаией. Как Отрок Божий должен был пострадать и умереть для "оправдания многих" (Ис. 53, 11), так и Иисус Христос проходит через смерть, "чтобы дать душу Свою как выкуп за многих" (Мф. 20, 28). Таков смысл слова "надлежит", несколько раз повторенного Иисусом Христом: спасительный замысел Божий осуществляется через страдания и смерть Его Свидетеля (Мф. 16, 21; 26, 54, 56; Лк. 17, 25; 22, 37; 24, 7; 26, 44). Разве не были все пророки гонимы и убиты (Мф. 5, 12; 23, 30; Деян. 7, 52; 1 Феc. 2, 15; Евр. 11, 36)? Это не может быть случайным совпадением: Иисус усматривает в этом Божие предначертание, получающее свое завершение в Нем Самом (Лк. 9, 51), "потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима" (Лк. 13, 33).
В Своих добровольных страданиях и Крестной смерти Иисус становится Искупительной Жертвой, заменяющей все древние жертвоприношения (Евр. 9, 12 сл.). Вот почему Дева Мария, так тесно приобщенная к Страстям Сына Своего, стоя "при Кресте Иисуса" (Ин. 19, 25), впоследствии почитается как Царица и Покровительница христианских мучеников.
Славным мученичеством Иисуса Христа основана Церковь Его. "Когда вознесен буду от земли, - сказал Иисус Христос, - всех привлеку к Себе" (Ин. 12, 32). Уже и иудейская община имела своих мучеников, особенно во времена Маккавеев (2 Мак. 6, 7). В христианской же Церкви мученичество приобретает новый смысл, открытый Самим Иисусом Христом: оно - полнота подражания Христу, совершенное участие в Его свидетельстве и в Его спасительном деле: "Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15, 20). Трем наиболее Ему близким ученикам Иисус Христос возвещает, что они последуют за Ним в Его Страстях (Мк. 10, 39; Ин. 21, 18), и Он открывает всем, что если только семя умрет, оно принесет много плода (Ин. 12. 24). Церковь растет и укрепляется кровью первых мучеников. Мученичеством Стефана, столь напоминающим Страсти Христовы, начинается распространение Церкви (Деян. 8, 4; 11, 19) и подготовляется обращение Савла (Деян. 22, 20-30).
Откровение Иоанна - поистине книга мучеников, которые вслед за "Свидетелем верным и истинным" (Откр. 3, 14) дали Церкви и миру свидетельство крови. Вся эта книга прославляет их испытания и восхваляет их. "Они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их" (Откр. 7, 14-17).