ЗАВЕ́СА (КАТАПЕТА́СМА) - 13, 15, 62, 63.
ЗАДОСТО́ЙНИК - ирмос 9-й песни утреннего канона с припевом или без припева, который поется в двунадесятые праздники вместо песнопения в честь Богородицы "Достойно есть". Например, в Типиконе, в последовании утрени па Рождество Богородицы (8 сент.), сказано, что вместо "Достойно есть" поется ирмос "Чужде матерем девство" - до отдания, с припевом праздника (припев помещен в 59-й главе Типикона и в Ирмологии).
На Литургии Василия Великого вместо "Достойно есть" поется Богородичен 8-го гласа: "О Тебе радуется". В Великий Четверг поется ирмос без припева "Странствия Владычня", в Великую Субботу - "Не рыдай Мене, Мати" - также без припева. От недели Пасхи и до Вознесения поется задостойник с припевом: "Ангел вопияше" и 9-я песнь - "Светися, Светися".
ЗАПЕ́В, возгласование, или почин - более или менее краткое начало мелодии, стоящее вне прочих строчных групп по своему устройству, но иногда тесно соединенное с ними по внешнему виду; 3. характерен для церковного пения до XVIII века и пения старообрядческого. Запевная строка пелась одним головщиком внятно и медленно; певцы или повторяли за ним первые слова песнопения, или же продолжали следующие до конца. В современном церковном пении 3. сохраняется при пении пасхального канона и стихир.
ЗАПРЕСТО́ЛЬНЫЙ (ВЫНОСНО́Й) КРЕ́СТ - 55, 56.
ЗАПРЕСТО́ЛЬНЫЙ (ВЫНОСНО́Й) О́БРАЗ БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ - 55, 56.
ЗАХА́РИЯ (евр. "Яхве вспомнил") И ЕЛИСАВЕ́ТА (евр. "Бог Завета") - родители Иоанна Крестителя. В Новом Завете рассказ о них содержится только в Евангелии от Луки. Захария был священником Иерусалимского храма "из Левиевой чреды" (Лк. 1, 5), то есть принадлежал к одной из 24 наследственных групп, поочередно исполнявших свои культовые обязанности; согласно позднейшим апокрифам, Захария - первосвященник. Елисавета также происходит из священнического рода потомков Аарона. Они были "праведны перед Богом", однако у них, как у Иоакима и Анны, другой четы новозаветных родителей (Богоотцов - согласно православноцерковному именованию), до старости не было детей. Когда Захария служил в храме, ему явился Архангел Гавриил, предсказавший, что у Захарии и Елисаветы родится сын, которого следует назвать Иоанном и которому суждено стать Предтечей Христа. Захария сомневается в возможности исполнения обещанного, ссылаясь на преклонный возраст свой и жены (ср. такое же сомнение Авраама и Сарры в книге Быт. 17, 17; 18, 12). Как знамение и одновременно наказание за маловерие он лишается дара речи. Немота должна разрешиться только с рождением младенца. Елисавета пять месяцев скрывает свою беременность. Между тем Дева Мария, родственница Елисаветы (Лк. 1, 36), девственно зачавшая Иисуса Христа во время шестого месяца беременности Елисаветы, отправляется из Галилеи в Иудею навестить Елисавету: та по радостному "взыгранию" сына в ее чреве и по вдохновению свыше понимает, что перед ней Мать Мессии. После трехмесячного пребывания в доме Елисаветы Мария возвращается в Назарет, а Елисавета рождает сына. Семья намерена назвать его именем отца, но немой Захария пишет на дощечке для письма: "Иоанн имя ему" (Лк. 1, 63). Тотчас же к Захарии возвращается дар речи. "По всей нагорной стране иудейской" взволнованы этим знамением, а Захария пророчествует о наступлении мессианского времени и о призвании своего сына (Лк. 1, 67-80). Позднее византийское предание, получившее широкое распространение в Средние века, повествует далее, что Елисавете пришлось бежать с младенцем от злых умыслов царя Ирода в пустыню и что там мать и ребенка укрыла чудесно расступившаяся перед ними, а затем затворившаяся скала. Захария за отказ назвать местопребывание жены и сына убит людьми Ирода в храме; его кровь превратилась в таинственный камень. Православная Церковь чтит память Захария и Елисаветы 5 сентября.
ЗВЕЗДИ΄ЦА - 15, 16, 18, 38, 87.
ЗВОНЦЫ΄ - 97.
ЗВУКОРЯ΄Д ЦЕРКО́ВНОГО ПЕ́НИЯ - церковная гамма, отличающаяся как от современной общемузыкальной гаммы, так и от средневековых западных церковных тонов. Отличие прежде всего заключается в том, что звуки церковной гаммы не имеют абсолютной высоты и что 3., будучи по природе диатоническим, не допускает никаких изменений в себе. Существенное отличие заключается в самом устройстве Ц. 3., которое напоминает древнегреческие тетрахорды и системы. Ц. 3. состоит из звуков: соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, или иначе - из трех диатонических тетрахордов, построенных одинаково. Между первым и вторым звуками находится интервал целого тона, между вторым и третьим - также целого тона, и наконец - между третьим и четвертым - интервал полутона. В 3. таких тетрахордов три: 1) соль, ля, си, до: 2) до, ре, ми, фа: 3) фа, соль, ля, си-бемоль. Они соединены в одну систему посредством общих звуков (до, фа), которые служат одновременно концом одного тетрахорда и началом другого. В древнегреческой музыке такие тетрахорды назывались "соединенными", а все три тетрахорда составляли вместе так называемую "малую совершенную систему". Полный 3. Ц. П. имеет вид: соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль. Иногда в церковном пении встречаются звуки выше си-бемоль или ниже соль; эти присоединяемые звуки будут принадлежать уже к тетрахордам прибавочным и должны подчиняться тому же закону следования звуков по тетрахордам, то есть рядом с соль должен стоять звук фа-диез, после си-бемоль - до.
ЗНА́КИ (ЗНА́МЕНИЯ) - 10, 14.
ЗНА́МЕНИЯ (ЗНА́КИ) - 10, 14.
ЗНА́МЕННЫЙ РАСПЕ́В - система старинных православных церковных напевов. Название происходит от ст. слав. "знамя" - певческий знак. Знамена (или крюки) применялись для записи напевов. 3. P. имеет различные варианты, связанные с формами богослужений (большой и малый 3. P.), с именем народа, города (болгарский, киевский 3. P. и т. п.) или же предполагаемого автора (Лукошков, Баскаков 3. P. и т. п.). Большинство вариантов относится к XVII веку. З. P. основан на системе осмогласия. Напевы каждого гласа слагаются из попевок. Текст мог быть распет разными мелодическими приемами, что предоставляло значительную творческую инициативу церковным певчим. Начиная с XVI века имеются письменные свидетельства многоголосного исполнения 3. P., особенно развившегося во 2-й половине XVII века. 3. P. был канонизирован Русской Православной Церковью во 2-й половине XVIII века в виде свода основных одноголосых песнопений. В многоголосом изложении (фактически принятом Церковью со 2-й пол. XVII в.). 3. P. подвергался более или менее свободному варьированию, особенно в XVIII и XIX веках (обработки Бортнянского, Львова, Кастальского и др.). Одноголосая форма 3. P. сохранилась только у старообрядцев.
ЗОЛОТО́Е ЧИСЛО́ - 588.