Православные молитвы

Древний историк Евсевий Кесарийский говорит, что святой Лука происходил из Антиохии, и потому принято считать, что святой Лука был, по своему происхождению, язычник или так называемый "прозелит", то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий, он был врачом, что видно из послания святой Апостола Павла к Колоссянам; церковное предание присовокупляет к этому и то, что он был также живописцем. Из того, что в его Евангелии содержатся наставления Господа 70 — ти ученикам, изложенные со всей подробностью, делают заключение, что он принадлежал к числу 70 — ти учеников Христовых. Необыкновенная живость его повествования о явлении Господа двум ученикам на пути в Эммаус, причем по имени называется только один из них — Клеопа, а также и древнее предание, свидетельствуют, что он был одним из этих двух учеников, удостоившихся явления Господа (Луки 24:13—33).

Затем из книги Деяний Апостольских видно, что, начиная со второго путешествия святого Апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Он был при Апостоле Павле, как во время первых его уз, из которых написано послание к Колоссянам и Филипийцам, так и во время вторых его уз, когда написано 2 — ое послание к Тимофею и которые закончились мученической смертью. Есть сведения, что после смерти Апостола Павла святой Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии. Святые мощи его при императоре Констанции (в середине 4 — го века) были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами святого Апостола Андрея.

Как видно из самого предисловия третьего Евангелия, Святой Лука написал его по просьбе одного знатного мужа, "достопочтенного" Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу Деяний Апостольских, служащую как бы продолжением Евангельского повествования (Луки 1:14 и Деяний 1:1—2). При этом он пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, но и некоторыми, уже существовавшими тогда письменными записями о жизни и учении Господа. По его собственным словам эти письменные записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.

"Державный Феофил", для которого написано третье Евангелие, не был жителем Иудеи, и не бывал в Иерусалиме: иначе не нужно было бы святому Луке делать ему разные географические пояснения, в роде, например того, что Елеон находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути и т. п. С другой стороны, ему, видимо, известнее были Сиракузы, Ригия, Путеол в Италии, Аппиева площадь и Три Гостиницы в Риме, упоминая о коих в книге Деяний, святой Лука не делает никаких пояснений. По утверждению Климента Александрийского (начало 3 — го столетия), Феофил был богатым и знатным жителем Антиохии (Сирия), исповедовал веру Христову, и дом его служил храмом для антиохийских христиан.

На Евангелии от Луки явно сказалось влияние Святого Апостола Павла, спутником и сотрудником которого был святой Лука. Как "Апостол язычников" святой Павел старался более всего раскрывать ту великую истину, что Мессия — Христос пришел на землю не для иудеев только, но и для язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей.

В связи с этой основной мыслью, которую явно проводит на протяжении всего своего повествования третье Евангелие, родословие Иисуса Христа доведено в нем до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значение для всего человеческого рода (Луки 3:23—38). Такие места, как посольство пророка Илии к вдове в Сарепту Сидонскую, исцеление от проказы пророком Елисеем Неемана — Сириянина (4:26—27), притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее находятся в тесной внутренней связи с обстоятельно развиваемым учением святого Апостола Павла о спасении не одних иудеев, но и язычников, и об оправдании человека перед Богом не делами законами, а благодатью Божией, даруемой единственно по беспредельному милосердию и человеколюбию Божию. Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал святой Лука, приведший в своем Евангелии целый ряд притч и действительных событий на эту тему. Достаточно вспомнить, кроме упомянутых уже притч о блудном сыне и о мытаре и фарисее, еще притчу о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, повесть о покаянии начальника мытарей Закхее и другие места, как и знаменательные слова о том, что "радость бывает пред ангелами Божиими об едином грешнике кающемся".

Время и место написания Евангелия от Луки можно определить, руководствуясь соображением, что оно написано ранее книги Деяний Апостольских, составляющей как бы его продолжение (Деяния 1:1). Книга же Деяний оканчивается описанием двухлетнего пребывания святого Апостола Павла в Риме (28:30). Это было около 63 — его года по Р. Х. Следовательно, Евангелие от Луки не могло быть написано позже этого времени и, надо полагать, было написано в Риме.

Евангелие от Иоанна

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы