О молитве за умерших

О молитве за умерших

Слово Божие заповедует христианам: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16), а поскольку у Бога «все живы» (Лк. 20, 38), это означает, что нам надо молиться и за умерших.

В Священном Писании есть немало прямых указаний на молитвенное поминовение умерших и на милостыню за них. Так, в ветхозаветной Церкви во все времена существовал обычай преломлять по умершим хлебы и раздавать их при гробах неимущим (Втор. 26, 14; Иер. 16, 7), налагать на себя пост по случаю кончины близких (1 Цар. 31,13; 2 Цар. 1,12). Книга Судей Израилевых указывает, что поминовение умерших было обычаем в Израиле (Суд. И, 40), — все это делалось с целью испросить умершим прощение их грехов. Иуда Маккавей, увидев, что у всех павших в сражении воинов под хитонами были «посвященные иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям», обратился к Богу с молитвой: «да будет совершенно изглажен содеянный (павшими воинами) грех», и «принес за умерших умилостивительную жертву» (2 Мак. 12, 39-45).

Протестанты отвергают молитвы за умерших, не верят в их благотворность, считают их бесполезными. Евангельский богач, мучившийся в аду, — говорят они, — сколько ни просил Авраама облегчить его страдания, получил отказ: «между нами и вами, — сказал ему Авраам, — утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16, 26). Искупительной Христовой Жертвой пропасть между адом и раем была уничтожена. Своими крестными страданиями Господь искупил не только живых, но и умерших — ибо искупил весь мир. Сойдя душою в ад и победив смерть, победив диавола, Христос освободил томящиеся там души ветхозаветных праведников, многие из которых, как свидетельствует Священное Писание, воскресли (Мф. 27, 52-53).

Свою милость Господь может оказать каждому умершему и во всякое время может освободить душу из ада и ввести ее в Царство Небесное. Господь сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14, 13). Следовательно, если молить Его об улучшении участи умершего, Он властен исполнить эту просьбу. Выше уже упоминался рассказ о том, что по молитвам преп. Макария Великого, который молился за весь мир живых и мертвых, даже самые лютые грешники получали облегчение от страданий. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников вплоть до их полного оправдания.

Молитва — это главная, неоценимая помощь живых отшедшим в мир иной. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага».

Если вы всем сердцем желаете помочь вашему усопшему и делаете все, чему учит Святая Церковь, — никак не допускайте сомнений в его спасении. Знайте, что это сомнение — хитрость злого духа, потому что, если бы умерший недостоин был спасения, то вы не допущены были бы к ходатайству за него. Как свидетельствует святой Иоанн Дамаскин, что «за недостойных спасения умерших Бог на молитву за них никого не подвигает: ни родителей, ни жену, ни мужа, ни родных, ни друзей; на таких умерших сбывается пророчество: несчастны те из умерших, о которых не молятся на земле живые!»

До Страшного суда есть время помогать друг другу и изменять загробное состояние наших отшедших. Всем усопшим, за которых приносится Бескровная Жертва, этим самым приношением заглаждаются грехи, и усопшие получают возможность переходить в лучшее состояние. После Бескровной Жертвы могучим средством к очищению грехов усопшего служит милостыня. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Почти умершего милостыней и благотворениями, ибо это послужит к избавлению от вечных мук». Если вы бедны — не смущайтесь, помните, что лепта бедной вдовы была в очах Спасителя дороже всех богатых вкладов. Один праведник говорит так: «Если ты идешь в церковь и у тебя денег мало, и берет тебя раздумье: дать ли нищему или свечу поставить, — то лучше дай нищему, а сам будь свечой Богу: гори верой и свети любовью ко всему Божиему миру». «Бог есть любовь», — говорит любимый ученик Христа (1 Ин. 4, 8). Спаситель же Сам о Себе сказал, что Он есть жизнь, следовательно, жизнь есть любовь, а любовь есть жизнь. Как вечна жизнь, так вечна и любовь. Она бессмертна, она «никогда не отпадет», — учит апостол Павел (1 Кор. 13, 8). Любовь вместе с душою переходит за гроб. Любовь, укрепленная и освещенная верою, горит и за гробом к Источнику любви — Богу и к ближним, оставшимся на земле. Какой нежной родительской любовью любят умершие родители своих оставшихся на земле детей-сирот! Какой крепкой любовью любят переселившиеся супруги оставшихся на земле вдовствующих! Какой ангельской любовью любят переселившиеся за гроб дети своих оставшихся на земле родителей! Какой чистосердечной и нежной любовью любят отошедшие от жизни сей братья, сестры, знакомые и все истинные христиане оставшихся здесь своих сродников и друзей, с которыми соединяла их вера! Какое множество любящих душ ожидает нас там! «Там, — говорит святитель Феофан Затворник, — душу встречают все, о которых она молилась и которым она молилась в продолжении своей земной жизни. Как это утешительно! Как милостив Господь к нашей душе, что повелевает встречать ее тотчас же при вступлении в еще неведомую ей страну всем, о ком она ходатайствовала и к кому она сама прибегала за помощью». Эту силу веры, эти ощущения «жизни будущего века», спокойную, радостную смерть при полном примирении с жизнью дает нашим подвижникам христианская вера — вера, перерождающая обыкновенных людей в людей, полных жизни, полных действительного самоотвержения. Все это дала им религия, которую они познали опытным путем через свой подвиг. Вот, что нам говорят святые отцы Церкви: «Человек, пока в нерадении (т. е. не в жизни во Христе), боится часа смерти, а когда приблизится к Богу, тогда поглощается сей страх...»; «Приобрети чистоту в делах твоих, чтобы озарялась душа твоя в молитве, чтобы памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем». А другой говорит: «Живущий в любви пожнет жизнь от Бога, и в этом еще мире, в ощущаемом здесь обоняет воздух воскресения...» Этим состоянием души, стяжавшей Духа Святого, объясняется величие перехода праведника из земного мира в мир духовный, и посмотрите, как спокойно и радостно умирает истинно верующий христианин! Чтобы понять религиозные истины, надо испытать на опыте их животворную и спасительную силу. По одному только созерцанию понять их нельзя, их нужно пережить, ибо они назначены для жизни.

Подпишитесь на рассылку

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.