Православные молитвы

В различные времена и в различных местностях существовало огромное количество разного рода суеверий и предрассудков, связанных со смертью, покойниками, обрядом похорон и с загробной жизнью. Например, следили, какой ногой священник вступит в дом: если правой, то хорошо, если левой — плохо.

Пока покойник лежит в доме, бросали в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки. В течение этого времени не давали взаймы чего-либо из продуктов, не давали никому огня из дома. В доме не открывали ни окон, ни дверей. Если умирал хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывали красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство «не пошло» за хозяином.

Есть поверье, что покойник слышит все до тех пор, пока священник не произнесет над ним: «Вечная память....» Если во время поминального обеда упадет что-то со стола, то поднять упавшее считается большим грехом. После похорон по три ночи кряду зажигают в доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трех дней. Умерших детей хоронят подпоясанными, чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды.

Слезы, если их проливают над умирающим, мешают его спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддается безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм — они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Колдуны, как полагают, умирают всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун не давал покоя до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом.

В доме, где лежит покойник, завешивают зеркала для предупреждения возможности появления в зеркалах страшных зловещих призраков. Однако христианин должен помнить, что тысячи и тьма призраков могут развеяться именем и силой Божией, а не тщетным и суеверным завешиванием зеркал. Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения усопшего. Объяснения этого обычая довольно наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования — чтобы покойный не напугал родственников.

Вообще с погребением связано очень много различных предрассудков. Надо сказать, это проблема не только поколения, которое выросло в неверии и незнании Бога. Чтобы избежать суеверий, надо хранить веру церковную. Верующий человек знает, что без помощи Божией он ничего хорошего не достигнет, и без попущения Божия с ним ничего худого не случится. Суеверный же человек, хотя бы и признающий бытие Божие, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Бога и соблюдения заповедей Божиих. Он считает, что его благополучие или неблагополучие зависит от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту от магических действий. Видов и проявлений суеверий не счесть!

К сожалению, есть люди, для которых значение православной веры ограничивается отпеванием и поминанием мертвых. Причем нередки случаи, когда поминальная трапеза, начавшись положенными словами, завершается как праздничное застолье, сопровождаемое пением под предлогом того, что покойник не хотел бы, чтобы мы грустили. Стоглавый собор 1551 года осудил языческие обряды, связанные с погребением усопших и посещением их могил. В частности, осуждалось приношение на могилу съестных припасов, чревоугодие и распитие спиртных напитков на поминальных трапезах.

Еще один новый обычай — непременное посещение кладбищ в Пасхальные дни. Некоторые священники видят в этом регресс христианского сознания в современном обществе. Массовое паломничество на кладбища в Пасху прямо противоречит православному предписанию не посещать в данный праздник места захоронений. Пасха есть жизнеутверждающий праздник победы над смертью, а потому обряды, связанные с нашими покойными близкими, в этот день неуместны. Однако происхождение этого обычая очень интересно. В годы советской власти, когда посещение храма, к тому же находящегося зачастую очень далеко, было запрещено и нарушение этого запрета каралось очень сурово — как минимум, это были жестокие насмешки, и как крайняя форма — преследование человека, доходящее иногда до тюремного заключения или психбольницы. Но душа, требовала общения с родственным ей миром — миром духовным, а мертвые как раз и принадлежат к этому миру уже безвозвратно и не зависят от запрещений земных владык. Известны случаи, когда учительница накануне Пасхи говорила детям такие слова: «Вы, ребята, в церковь не вздумайте идти в этот день, а на кладбище можно». Сейчас в нашей стране уже никто не запрещает свободно исповедовать христианство, храмы находятся недалеко от дома, есть возможность побольше узнать о христианской культуре своего народа, о церковном уставе, который, как отмечено выше, запрещает поминовение усопших в сам день Пасхи и устанавливает для этого особый день — Радоницу, в народе еще называемый Пасхой для усопших.

Суеверия, связанные со смертью, вряд ли можно считать только исчезающими пережитками древних верований. Имеются данные, говорящие о том, что эти суеверия не только трансформируются, но и возрождаются в новых условиях, в реальной действительности находят почву для дальнейшего существования. Каждый конкретный случай, отдельные бытовые подробности жизни, на которые в обычное время никто не обращал внимания, при трагическом стечении обстоятельств задним числом приобретают символику знамения. Если человек умер, то вспоминают какое-либо необычное событие, природное явление, потерю (во сне или наяву), предшествующие смерти: «Недаром цветок не вовремя расцвел», «Недаром кура петухом кричала» и т. п.

Вообще, любое суеверие можно легко раскрыть и отличить от благочестивого обычая, задав один вопрос, ответ на который поможет понять, суеверие это или нет: сможет ли напрямую повлиять то или иное событие, примета на спасение нашей души или на спасение души усопшего? Например, распространенное поверье, гласящее, что родственники покойного не должны нести гроб. Скажите пожалуйста, уважаемые суеверы — какое отношение имеет это обстоятельство к душе, да, да — к душе, а не к телу? Этот вопрос поможет разоблачить и многие другие суеверия, касающиеся не только похорон и события смерти вообще, но и прочих моментов жизни христианина.

Молитва вдовца

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы