Праздники

Праздники

23-я глава книги Левит посвящена описанию главных праздников Господних, чтимых Израилем.

Прежде всего, это суббота. Каждая суббота, как было сказано выше, является временем оставления всех дел земных и пребывания с Богом - это в личном плане, а на общественном уровне - участия в "священном собрании", каковыми в поздний период истории Израиля стали синагоги.

Но в Израиле праздновался не только субботний день, но и каждый седьмой год, тоже названный субботним. Когда заканчивался цикл из семи субботних годов, то кроме 49-го, праздновался 50-ый год, так называемых "юбилейный", после чего отсчет начинался снова. Относительно субботних и юбилейных годов существовали специальные законы, обязывавшие израильтян полностью прощать друг друга, освобождать от долговой зависимости, возвращать взятое в залог имущество, возвращать в исходное состояние границы между соседями (это относится уже ко времени оседлой жизни). В субботний и юбилейный годы запрещалось работать на земле и даже собирать выросшее самостоятельно. При этом Бог обещал, что в предыдущие годы земля будет давать достаточно, чтобы оставлять ее в покое на год и даже два (подобная ситуация у евреев была и во времена странствования по пустыне, когда они не собирали манну по субботам и вдвойне накануне).

Следующий праздник состоял из Пасхи и "опресноков". В 14-ый день первого еврейского месяца "нисана", соответствующего периоду март-апрель, совершается Пасха в память чудесного избавления от рабства и гибели в Египте. К нему прибавляются еще семь дней, когда израильтянам запрещено работать и есть что-либо кроме опресноков (пресных хлебов), являвшихся символом нравственной чистоты.

Два последующих праздника, "Первых плодов" ("начатков") и "Пятидесятница" (через 50 дней после начатков), связаны с благодарением Бога за дары насущной пищи. Пятый праздник - день "Труб" в первый день седьмого месяца, когда специальные горны возвещали о священном собрании, на котором обсуждались все важнейшие дела. Впрочем, трубы созывали народ для собрания и в других случаях по необходимости.

Одним из важнейших праздников был "Йом Киппур" - "день Очищения (умилостивления)", через восемь дней после праздника Труб. Это был по сути день всеобщего раскаяния. Каждый израильтянин исповедывал грехи священникам, священники свои грехи открывали первосвященнику. К сему последнему подводилось два жертвенных козла. Первый закалался и сжигался на жертвеннике, а второму, названному "козлом отпущения" (евр. "Азазел"), первосвященник на ухо шептал все грехи народа. Затем Азазел выгонялся далеко в пустыню, где его съедали дикие звери. Пустыня символизировала ад, и козел отпущения как бы уносил с собой навсегда прегрешения народа. Что касается первого животного, то первосвященник с его жертвенной кровью входил в святое святых в облаке кадильного дыма, и пальцем кропил крышку ковчега Завета, молясь за народ и произнося таинственное и страшное имя: Ягвэ (как оно звучало первоначально - неизвестно). В святоотеческом видении Азазел является прообразом Мессии, понесшего на себе наши грехи и прошедшего через ад.

Наконец, седьмой праздник древнего Израиля - "Кущи". В течение восьми дней, начиная с 15-го дня всё того же седьмого месяца (приблиз. сентябрь) евреи должны выходить из своих жилищ и жить в сооруженных заранее из пальмовых ветвей и верб легких кущах (шалашах), веселясь пред Богом: "чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской" (Лев. 23, 43). Кущи напоминали о странствовании по пустыне, когда Израиль учился жить одним лишь упованием на чудодейственную помощь Бога.

Подпишитесь на рассылку

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.