Притчи Соломоновы

Притчи Соломоновы

Книга Притчей Соломоновых состоит из множества кратких афоризмов, выполненных в виде наставлений и советов мудрого родителя юноше, вступающему во взрослую жизнь. "Уклонись от зла и сотвори благо" - вот главная тема этих притчей, и эту же заповедь автор высказывает по-другому: "не совершай глупостей, но ходи путем мудрых". Автор Притчей не вдается глубоко в проблемы первородной испорченности человека, и для него быть мудрым и быть праведным - одно и то же. Если человек грешит, значит, он глупец. И в самом деле, умный человек, внимательно рассмотрев пути праведника и злодея, вряд ли стал бы грешить. Здесь мы видим оптимистичную апелляцию к тому, что в мире принято называть здравым смыслом. Послушаем эти древние, но в большинстве своем ничуть не потерявшие актуальность "наставления отца" и "заветы матери":

"Сын мой! если будут склонять тебя грешники ..
если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду
для убийства,
подстережем непорочного без вины,
живых проглотим их, как преисподняя..
наберем всякого драгоценного имущества,
наполним дома наши добычею -
не ходи в путь с ними,
удержи ногу твою от стези их ..
напрасно расставляется сеть ..
таковы пути всякого, кто алчет чужого добра
оно отнимает жизнь у завладевшего им
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся,
когда рука твоя в силах сделать его.
Не говори другу твоему: "пойди и приди опять,
и завтра я дам", когда ты имеешь при себе.
(Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.)..
Не ссорься с человеком без причины,
когда он не сделал зла тебе.
Не вступай на стезю нечестивых,
и не ходи по пути злых ..
потому что они не заснут, если не сделают зла;
пропадает сон у них, если они не доведут
кого до падения;
ибо они едят хлеб беззакония
и пьют вино хищения
Стезя праведных - как светило лучезарное,
которое более и более светлеет до полного дня;
Путь же беззаконных - как тьма;
они не знают, обо что споткнутся.
Если ты поручился за ближнего твоего..
ты .. пойман словами уст твоих .."

(в самом деле, как часто поручительство и немудрая доверчивость становятся причиной тяжких трагедий)

"Пойди к муравью, ленивец,
посмотри на действия его, и будь мудрым.
Нет у него ни начальника,
ни приставника ..
но он заготовляет летом хлеб свой,
собирает во время жатвы пищу свою.
(Или пойди к пчеле, и познай,
как она трудолюбива, какую .. работу она производит,
ее труды употребляют во здравие
и цари и простолюдины ..
хотя силою она слаба, но мудростью почтена.)
Доколе ленивец, будешь спать?..
Немного поспишь, немного подремлешь..
и придет, как прохожий, бедность твоя."

Муравей и пчела часто вспоминаются в религиозной литературе как яркие примеры премудрого Божественного устроения всей твари. В связи с последней строкой цитаты необходимо напомнить, что в Ветхом Завете иудаизме, во многом ориентированном на земную жизнь, богатство считается свидетельством благословения Божия и результатом трудолюбия, и в отношении богатства и бедности в книге Притчей мы находим замечательное высказывание:

"Двух вещей я прошу у Тебя,
не откажи мне, прежде нежели я умру:
суету и ложь удали от меня,
нищеты и богатства не давай мне,
питай меня насущным хлебом,
дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя
и не сказал: "кто Господь?",
и чтобы, обеднев, не стал красть
и употреблять имя Бога моего всуе."

Притчи проникнуты упованием на неотвратимое наказание любого нераскаянного грешника и посюстороннее блаженство мудрого праведника.

"Человек лукавый, человек нечестивый
ходит со лживыми устами,
мигает глазами своими, говорит ногами своими.."

(как верно подмечено: лгун нервничает, его и походка выдает!)

"..коварство в сердце его; он умышляет зло.. сеет раздоры.
Зато внезапно придет погибель его,
Вдруг будет разбит - без исцеления."

(тут на ум сразу приходит немалое число исторических примеров)

"Вот шесть, что ненавидит Господь ..
глаза гордые, язык лживый
и руки, проливающие кровь невинную,
сердце, кующее злые замыслы,
ноги, быстро бегущие к злодейству,
лжесвидетель, наговаривающий ложь
и сеющий раздор между братьями."

Таким методом перечисления автор пользуется довольно часто:

"От трех трясется земля,
четырех она не может носить:
раба, когда он делается царем;
глупого, когда он досыта ест хлеб,
позорную женщину, когда она выходит замуж,
и служанку, когда она занимает место госпожи своей."

Отметим попутно, что направляя не только дела, но и слова, желания и мысли юного слушателя, автор Притч свидетельствуют о Ветхо Заветной аскетике:

"Не допустит Господь терпеть голод душе праведного,
стяжание же нечестивых исторгнет..
Ненависть возбуждает раздоры,
но любовь покрывает все грехи..
При многословии не миновать греха,
а сдерживающий уста свои - разумен.
Благословение Господне - оно обогащает
и печали с собой не приносит.
Благотворительная душа будет насыщена,
и кто напаяет других, тот и сам напоен будет."

Ведь никаким законом не научишься правильной оценке собственного поведения:

"Не учащай входить в дом друга своего,
чтобы он .. не возненавидел тебя"

Не сможет апеллировать к Закону пострадавший от зависти и лицемерия, но Мудрый предупреждает:

"Не вкушай пищи у человека завистливого,
и не прельщайся лакомыми яствами его..
Кусок, который ты съел, изблюешь,
и добрые слова твои ты потратишь напрасно"

Необходимо отметить, что большинство поучений строятся на метком противопоставлении, которое само по себе обусловлено свободным нравственным выбором человека; реже они строятся на сравнении или усилении смысла:

"Лучше смиряться духом с кроткими,
нежели разделять добычу с гордыми.
В полу бросается жребий,
но всё решение его - от Господа.
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей,
нежели глупца с его глупостью.
Лучше блюдо зелени, и при нем мир,
нежели откормленный бык, и при нем раздор.
Что золотое кольцо в носу у свиньи,
то женщина красивая - и безрассудная.
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя,
обличай мудрого, и он возлюбит тебя.
На разумного сильнее действует выговор,
чем на глупого сто ударов.
Не отвечай глупому по глупости его,
чтобы и тебе не сделаться подобным ему;
но отвечай глупому по глупости его,
чтобы он не стал мудрецом в глазах своих."

В вопросе отношения к обидчику и врагу автор Притчей, написанных в V в. до Р. Х., также идет дальше Моисеева Закона, который дозволял ненавидеть врага и воздавать ему за зло, и даже полемизирует с известным правилом нравственности:

"Не говори: как он поступил со мною,
так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его..
Милость и истина да не оставляют тебя ..
напиши их на скрижали сердца своего . .
Не говори: "я отплачу за зло";
предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
Всё сделал Господь ради Себя,
и даже нечестивого блюдет на день бедствия

(последнюю фразу можно понимать двояко: как орудие Божие, посланное для вразумления других, или "хранит до последней надежды на раскаяние")

Если голоден враг твой, накорми его хлебом;
и если он жаждет, напой его водою ..
делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его,
и Господь воздаст тебе.

("горящие угли" - если он продолжает враждовать; в целом эта мысль перекликается с понятием о священном характере домашнего крова, символа Божьего покрова)

Не радуйся, когда упадет враг твой ..
Иначе увидит Господь ..
и Он Отвратит от него гнев Свой."

В отличие от Экклезиаста автор Притчей сразу поясняет, что все пути человека проходят пред Господом, и сама мудрость есть не просто сумма житейского навыка:

"Начало мудрости - страх Господень ..
благоговение к Богу - начало разумения".

И потому высшая человеческая мудрость (премудрость) есть совокупность интеллекта, жизненного опыта и обязательно памятования о Боге, страха Господня; короче: премудрость=опыт ума + вера в Ягвэ. Этой второй составляющей как раз и не хватает "мудрым века сего". Особое место в книге занимает тема отношения к женщине. Прежде всего, автор многократно предостерегает юношу от увлечения чужой женой или блудницей, ибо путь прелюбодеев и блудников превратен и бесславен:

"Не пожелай красоты (негодной женщины) в сердце твоем,
да не уловлен будешь очами твоими,
и да не увлечет она тебя ресницами своими,
потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба..
Может ли кто ходить по горящим угольям,
чтобы не обжечь ног своих?
То же бывает и с тем, кто входит
к жене ближнего своего..
Не спускают вору, если он крадет, когда .. голоден
будучи пойман, заплатит всемеро..
Кто .. прелюбодействует с женщиною, у того нет ума..
Множеством ласковых слов .. увлекла (блудница юношу)..
Тотчас он пошел за ней,
как вол идет на убой, и как пес на цепь ..

Прелюбодеяние нечестно, глупо, кощунственно (из-за святости брака), в нем сомнительное минутное наслаждение сменяется горьким разочарованием и несвободой; гораздо мудрее познать радость и утешение в собственном браке, о чем говорится образно и даже с юмором:

"Пей воду из твоего водоема
и текущую из твоего колодезя.
Пусть не разливаются источники твои по улице,
потоки вод - по площадям;
Пусть они будут принадлежать тебе одному,
а не чужим с тобою.
Источник твой да будет благословен,
и утешайся женою юности твоей,
любезною ланью и прекрасною серною;
груди ее да упоявают тебя во всякое время;
любовью ее услаждайся постоянно.
И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею
и обнимать груди чужой?
Ибо пред очами Господа пути человека,
и Он измеряет все стези его."

Конечно, жёны бывают разные, и автор неустанно порицает жену сварливую, а добродетельную восхваляет:

".. цена ее выше жемчугов.
Уверено в ней сердце мужа ее,
и он не останется без прибытка.
Она воздает ему добром ..
во все дни жизни своей.
Добывает шерсть и лен,
и с охотою работает своими руками.
Она, как купеческие корабли,
издалека добывает хлеб свой.
Она встает еще ночью
и раздает хлеб в доме своем ..
Задумает она о поле, и приобретает его;
от плодов рук своих насаждает виноградник.
Препоясывает силою чресла свои,
и укрепляет мышцы свои.
.. руку свою подает нуждающемуся..
Она делает себе ковры,
виссон и пурпур - одежда ее.
..Уста свои открывает с мудростью ..
и не ест хлеба праздности.
Встают дети - и ублажают ее,
Муж - и хвалит ее:
"Много было жен добродетельных,
но ты превзошла всех их.."
да прославят ее у ворот дела ее!"

Как и в Песни песней, автор прибегает здесь к знакомому нам приему, и мы не можем отделаться от ощущения, что за описанием еврейской женщины встает чей-то величественный женский образ, но на этот раз это не "дщерь Сиона", не Израиль. Это Премудрость Божия, которая в середине книги перестает описываться как необходимое человеку качество благочестия, а неожиданно персонифицируется:

"Не премудрость ли взывает?..
Она становится на возвышенных местах,
при дороге, на распутиях;
она взывает у ворот при входе в город:
научитесь, неразумные благоразумию..
У меня совет и правда,
я разум, у меня сила ..
Мною цари царствуют
.. и вельможи и все судьи земли.
Любящих меня я люблю,
и ищущие меня найдут меня ..
плоды мои лучше золота .. самого чистого
..Итак, дети, послушайте меня,
и блаженны те, которые хранят пути мои!
.. кто нашел меня, тот нашел жизнь"

Так вот кто давал мудрые советы юноше! Это не отец и не мать, это сама Премудрость говорит, та сила, та энергия Божия, которой Он творит и держит мир:

"Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий Своих, искони;
от века я помазана,
от начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны,
когда .. Он не сотворил еще ..
начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там ..
когда давал морю устав ..
я была при Нем художницею,
и была радостью всякий день,
веселясь пред лицем Его ..
и радость моя была с сынами человеческими.."

Не потому ли, создав человека, Бог увидел, что "хорошо весьма"? Не потому ли счастлив человек в раю? Он был приобщен к Премудрости Ягвэ, к Божественной Софии. В 9-ой гл. Притчей премудрость приоткрывает о Себе еще одну тайну:

"Премудрость построила себе дом,
вытесала семь столпов его,
заколола жертву, растворила вино свое
и приготовила у себя трапезу;
послала слуг своих провозгласить..:
"идите, ешьте хлеб мой,
и пейте вино, мною растворенное;
и ходите путем разума ..""

В этом фрагменте, пересекающемся и с евангельской притчей о званых на царский пир, и с формулой евхаристического завета ("приимите, ядите .. пийте от нея вси") мы уже имеем дело с явным Откровением о Христе и Его Церкви, стоящей на "семи столпах" - семи таинствах. Премудрость - Хокма - София оказывается не просто свойством Ягвэ, в Ново Заветной перспективе - это вторая Ипостась Троицы. Того, Кто будет назван в Евангелии Сыном и Словом, Того, Кем всё сотворено, автор Притчей пророчески называет Премудростью. (И потому можно сказать, что Иисус - это воплощенная София, Премудрость Ягвэ. На древних иконах мы и встречаем изображения царственного Христа с надписанием Господь Иисус Христос София)

Идея автора оказывается очень глубокой - через воспитание в себе премудрости, включающей благоговение к Богу, мы становимся детьми и причастниками Премудрости как Божьей энергии и Божьей красоты, а затем в перспективе спасения окажется, что Премудрость эта и есть Сам Бог в другом Своем Лице. Т.е. возрастание в премудрости становится путем соединения с Богом! И тогда даже брак становится образом иного союза - обручения праведника с Премудростью. И понятны тогда несколько преувеличенные рассуждения о неизбежной гибели юноши, увлекшегося блудницей ("дом ее ведет к смерти .. никто из вошедших к ней не возвращается" - речь идет об образе духовного заблуждения, обручения с блудной и непостоянной моралью падшего мира глупых людей, которые вместо истинного причастия "едят хлеб беззакония и пьют вино хищения").

К книге Притчей тесно примыкают книги Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, которые и по форме изложения, и по заложенным идеям сходны с Притчами. Автор Премудрости знает уже и о бессмертии души, и о воздаянии за гробом; провозглашая, что "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. А души праведников в руке Божией, и мучение не коснется их.", он вносит новый импульс рассуждению о мудрости человеческой и Премудрости Ягвэ. Ревностный законник Иисус сын Сирахов тоже рассуждает о Премудрости, но он отождествляет ее с Законом Моиссевым, т. е. Закон есть для него воплощенная Премудрость.

Подпишитесь на рассылку

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.