Православные молитвы

Имя Иеремия в переводе с еврейского языка означает – возвышенный Богом.

Святой пророк Иеремия, один из четырех великих пророков, сын священника Хелкии, родился в городе Анафофе. Город Анафоф был в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима. К пророческому служению он был призван на 15-м году своей жизни. Предызбран и предназначен Иеремия к пророческому служению был еще прежде своего рождения, как сказал о том Сам Господь: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1, 4-5). Иеремия отказывался, указывая на свою молодость и неимение дара слова, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его; «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить, и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1, 9-10).

Святой пророк Иеремия начал свое пророческое служение в 630 году до Рождества Христова при израильском царе Иосии и пророчествовал более 40 лет. Цель пророчества пророка Иеремии – обращать отступивший от Иеговы народ к Богу, зная хорошо, что его призывы к покаянию останутся безрезультатными. Он должен был постоянно говорить о страшной опасности, угрожающей иудейскому государству, и оставаться непонятным никем, потому, что его не хотели понять. Он очень страдал, видя непослушание народа, который он любил и которому, однако, не мог помочь. То обстоятельство, что Господь не желал даже принимать его молитв за иудейский народ (Иер. 11,14; 14,11; 18, 20) и неприязненное отношение к нему всех иудеев, даже родных – все это доводило пророка до отчаяния и он думал только о том, как бы ему уйти в далекую пустыню, чтобы там оплакивать участь своего народа (Иер. 9,1; 13,17).

Но слова Божии в его сердце горели как огонь и просились наружу – он не мог оставить своего служения (Иер. 20, 7-12), и Господь твердою рукою продолжал вести его по избранному пути. Среди пророков никто не был по своей жизни и страданиям более рельефным прообразом Христа, чем Иеремия.

Пророк Иеремия должен был возвещать суд, почему его книга справедливо названа в Талмуде [Талмуд – еврейский толковник на Библию, составленный из разных учений раввинов; представляет сборник еврейских, исторических преданий, законов, правил благочестия и практических советов] – книга-угроз.

Пророк Иеремия предвещает суд Божий на народ иудейский за отступление от истинного Бога Иеговы к другим богам - Ваалу, Молоху, Ашере - Астарте [Языческие божества] и т. д., а потом и в собственном смысле служению идолам.

В народе исчез страх пред истинным Богом и благоговение к Его святому закону сменилось языческою распущенностью, безнравственностью, против которых пророк неустанно возвышал свой голос.

Главным образом пророк Иеремия угрожал своим единоплеменникам нашествием чуждых народов с севера, уже с 25-й главы совершителем этого суда ясно выставляет Навуходоносора, царя Вавилонского.

Изображая предстоящее иудеям рабство царю Вавилонскому, Иеремия, по повелению Божию, надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Он останавливался в воротах города или у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить.

В противоположность уверениям местных пророков, Иеремия с самого своего выступления на служение предвозвещал совершенное разрушение иудейского государства. Народ должен быть переселен в плен.

По указанию 25-й главы (с 11-го стиха) Вавилонский плен должен продолжаться 70 лет, после этого сам Вавилон будет разрушен (гл. 50, 51) и народ Божий вернется в свою страну.

Пророк живо рисовал картины обновления жизни иудейского народа после возвращения из Вавилонского плена (Иер. 23, 1 и след.; 24, 6 и след.; 47, 27 и след.; и особенно в главах 30-33).

После взятия Иерусалима Навуходоносор, чрез начальника своей гвардии, предложил Иеремии – или идти в Вавилон, или остаться в Иудее. Иеремия остался на развалинах Иерусалима и в трогательных песнях оплакал бедствия своего отечества.

Беспорядки, возникшие в земле иудейской, заставили оставшихся в ней иудеев бежать в Египет. С собой они увлекли и Иеремию.

Пророк Иеремия предсказал, что Господь не уничтожит некогда заключенный Им с Израилем и Давидом завет, но придаст ему более величественный вид (Иер. 33, 20-26). Этот Новый Завет, к которому Иеремия стремился всею душою своею, он имел мужество поставить выше Ветхого.

По преданию, пророк Иеремия взял Ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти (2 Мак. 2). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого.

В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: «И взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь (Мф. 27, 9-10).

Существует предание, что пророк Иеремия был побит камнями своим же народом за обличения свои и что через 250 лет Александр Македонский перенес его мощи в город Александрию.

Святой пророк Иеремия оставил две книги – «Книга пророка Иеремии» (52 главы) и «Плач Иеремии» (5 глав), а также «Послание Иеремии» (1 глава).

О временах, когда жил и пророчествовал Иеремия, говорится в 4-й книге Царств (23, 24, 25), во 2-й Книге Паралипоменон (36, 12) и во 2-й Книге Маккавеев (2).

Память святого пророка Иеремии Православная Церковь отмечает 1 (14) мая.

Пророк Исаия

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы