Православные молитвы

Главным автором книги "Притчей" был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р. Х. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем книги Притчей, как Давид - Псалтыри.

Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: "Проси, что Мне дать тебе." Соломон просил у Бога одного лишь: мудрости, чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: "За то, что ты не просил себе богатства, имения, славы, побед, долголетия, а попросил премудрости и знания, дастся тебе премудрость и знание, а богатство, имение и славу Я дам тебе такие, каких не бывало у прежних царей и не будет после тебя" (3 Цар. 3:11-14). И действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в книгу Притчей.

В еврейской библии книга Притчей называется "Мишле Шеломо," у Семидесяти толковников (греческий перевод библии 3-го века до Р. Х.) - "Паремии," в славянской библии - "Притчи Соломона." У св. Отцов она называется "ПанЂретос София" - "Премудрость всякой добродетели". Написана книга Притчей в форме стихотворного параллелизма.

Книга Притчей полна практических наставлений о том, как мудро строить свою жизнь на страхе Божием, на правде, честности, труде, воздержании. Наставления эти чрезвычайно правдивы, метки. В них много образности, живости, остроты ума.

Книга Притчей всегда пользовалась большим уважением, и многие писатели других священных книг приводят из нее наставления, как, например: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Притч. 3:34 и Иак. 4:6). "Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный, где явится (Притч. 11:31 и 1 Петр. 4:18). "Сын мой! не пренебрегай наказание Господне и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Притч. 3:11-12 и Евр. 12:5-6) и так далее.

Много внимания уделяет книга Притчей приобретению мудрости и описанию ее преимуществ перед всеми богатствами мира.

"Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава. Пути ее приятные и все стези ее - мирные. Она - дерево жизни для тех, которые приобретают ее, и блаженны, которые сохраняют ее" (Прит. 3:12-18).

Далее мысль писателя Притчей переносится ввысь к источнику мудрости - к Богу и описывает Божию Премудрость такими вдохновенными словами.

"Господь имел меня (Премудрость). началом пути Своего, прежде созданий Своих, изначала. От века я помазана, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда Он еще не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основание земли, - тогда я была при Нем художницею, я была радостью всякий день, веселясь перед лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими... Кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получил благодать от Господа" (Притчи 8:22-31; 35, смотри также 1:20-33, 9:1-11).

Замечательно здесь то, что Премудрость представлена в личном образе, как бы божественное существо. Такое олицетворение Премудрости, непонятное для ветхозаветного человека, уясняется в свете новозаветного учения о Сыне Божием - Господе Иисусе Христе, Который именуется еще Словом. Он, как свидетельствует Ев. Иоанн Богослов, создал все: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ... Все через Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:1-4) Ап. Павел прямо называет Иисуса Христа "Божией силой и Божией Премудростью" (1 Кор. 1:24).

Таким образом, учение книги Притчей об ипостасной Премудрости Божией подготовляло почву в еврейском народе для веры в Единородного Сына Божия.

Книга Екклесиаст

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы