Сила не от мира сего

Сила не от мира сего

Благодатью Божией называется та таинственная духовная сила, энергия, которая, исходя от Бога, оживотворяет, укрепляет и освящает все разумно-нравственные существа.

Современному человеку нет надобности доказывать необходимость обычной физической энергии. Прекратись, например, поступление нефти, и все остановится - все виды транспорта, фабрики и производства, различные способы коммуникации и передвижения. Города и села останутся без электроэнергии, не будет воды в кранах, продукты начнут гнить в холодильниках - словом, наступит всеобщий кризис. А что произошло бы с нами, если, предположим, внезапно солнце перестало бы светить? - Земля погрузилась бы в кромешный мрак и стала замерзать, прекратился бы процесс фотосинтеза, все живое стало бы умирать от холода и голода, и в скором времени наша прекрасная планета, изобилующая жизнью, обратилась бы в гигантское кладбище!

Что солнце для мира, то благодать Божия для людей и всех духовно-разумных существ. Благодать - эта та божественная сила, которая дает нам возможность духовно расти и совершенствоваться.

Действительно, благодать Божия просвещает разум человека, помогая ему увидеть истину и полюбить ее. Она врачует душевные немощи, очищая совесть и освобождая человека от тиранства страстей. Чувства огорчения и озлобленности она преображает в чувства радости и миролюбия. Она успокаивает мятущиеся мысли, помогая человеку увидеть цель своего земного существования. Она обнаруживает перед сознанием человека всю ничтожность и суетность земных благ и великую ценность небесной жизни. Людей легкомысленных и порывистых она делает степенными и мудрыми, боязливых - мужественными, скупых - щедрыми, злобных - миролюбивыми. Она воодушевляет человека любить Бога и людей (даже своих врагов) и вливает в него силы и жажду жить для добра. Словом, благодать Божия простирается на все стороны внутренней жизни человека и является источником мощных духовно-нравственных сил.

Насколько благодать Божия действенна в возрождении людей, можно узнать из библейской и церковной истории. До пришествия Спасителя, хотя Заповеди Божии были известны людям благодаря голосу совести и Священному Писанию, люди были неспособны нравственно расти и совершенствоваться, потому что "рожденное от плоти есть плоть" (Иоан. 3:6). Поэтому "благочестие" даже среди лучших представителей избранного народа Божия сводилось, главным образом, к скрупулезному выполнению религиозных ритуалов. Языческий же мир, по свидетельству ряда писателей дохристианской эпохи, буквально вырождался нравственно, все больше погрязая в материализме и пороках.

Взирая на это плачевное состояние общества, ветхозаветные пророки с горечью уподобляли его безводной пустыне, неспособной производить ничего, кроме мелких горьких трав.

Тем не менее своим духовным взором они проникали в то светлое будущее, когда Бог сжалится над грешным человеческим родом и пошлет ему Свою возрождающую духовную силу: "Возвеселится пустыня и сухая земля! - восклицал пророк Исаия. - Возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться... Тогда [во времена Мессии] откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. Тогда превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод" (Ис. 35:1-7).

Однако нравственное возрождение людей - приятие ими благодати Духа Святого - ожидало искупления их грехов, как объясняет евангелист Иоанн Богослов: "Еще не было [на верующих] Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен" (Иоан. 7:39).

Но вот милостивый Господь, воплотившийся Сын Божий, принес на кресте великую искупительную жертву за грехи рода человеческого, и тогда, на пятидесятый день после Его славного воскресения, сошел на учеников Христовых долгожданный Дух Утешитель. Это чудесное событие проявило себя в гласе бурного ветра и огненных языков, которые, спустившись на главы апостолов, облекли их силою свыше (Лк. 24:49) и зажгли в их сердцах духовное горение (Лк. 12:49). Тогда исполнилось то, что обещал Бог через пророка Иоиля, сказав: "Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. Старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения" (Иоиль 2:28-32, Деяния 2-я глава).

Дух Святой, сойдя на учеников Христовых, сразу обнаружил Свою божественную мощь в тех значительных внутренних изменениях, которые Он произвел и в них, и в тех, которые по их слову обратились в христианство (Деяния 2 гл.). Апостолы, как мы знаем, были людьми простого происхождения - некнижными, совсем не владеющими словом, робкими. Когда же Дух Святой обогатил их духовные силы, они настолько исполнились мудростью и даром вдохновляющего слова, что стали успешно обращать к вере тысячи, десятки тысяч людей - не только простого, но и знатного происхождения, а также людей ученых. Апостол Павел (хотя получил разностороннее образование и прекрасно владел словом) успех своей проповеди приписывал не своему красноречию, а именно действию Духа Святого, зажигающего веру в людях: "Слово мое и проповедь моя, - пишет апостол, - были не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы" (1 Кор. 2:4).

Насколько мощными были духовные перемены в людях, производимые благодатью Святого Духа, можно проследить по жизни первохристианской общины в Иерусалиме. "[Тогда верующие], - свидетельствует апостол Лука, - пребывали вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа... У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее ... Не было между ними никого нуждающегося" (Деян. 2:42-47; 4:32-35).

Замечательно, что это вдохновенное горение любви к Богу и людям первых христиан не могли погасить ни гонения, ни тюремные заключения, ни даже казни. Вместо того чтобы пасть духом или озлобиться, верующие иудеи радовались, что страдают за Христа (Ев. 10:34. О духовной радости, производимой Духом Святым смотри еще: Ис. 12:3; Иез. 36:26-27; Мт. 11:28; Ин. 8:36; Ин. 16:22; Рим. 5:1-5; Рим. 8:37; 2 Кор. 1:4-5; Фил. 4:7; 1 Фес. 1:6; Кол. 1:13).

Кроме светлых чувств веры и радости, другим отличительным действием благодати Духа Святого является решительность и мужество, которыми Он наделяет верующих (2 Тим. 1:7). Апостол Петр, например, который при аресте Спасителя испугался обвинявшей его служанки и с клятвой отрекся от Христа, после получения Духа Святого стал настолько мужественным, что на собрании синедриона в лицо обличил иудейских начальников в убийстве Мессии и смело объявил им, что, невзирая ни на какие угрозы, он будет повсюду распространять христианскую веру (Деян. 4:1-22). Замечательно, что когда много лет спустя апостола Петра приговорили к распятию на кресте в римском Колизее, его испугала не перспектива мучительной смерти на глазах ликующей черни, а то, что он недостоин умереть так, как умер Спаситель мира. Поэтому он попросил, чтобы его распяли вниз головой, что и было сделано.

В том же римском Колизее на протяжении нескольких веков погибло огромное количество христианских мучеников. По свидетельству современников многие из них принимали смерть с радостью и хвалебными гимнами на устах. Вот мощь благодати Божией, возвышающей человека над его обычными немощами!

Подпишитесь на рассылку

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.