Свидетельство Господа об Иоанне

Свидетельство Господа об Иоанне

Св. Иоанн Креститель не мог сомневаться в Божественном достоинстве Господа Иисуса Христа (см. Иоан.1:32-34). Тем не менее, он посылает двух учеников своих, находясь уже в темнице, ко Иисусу Христу с вопросом: «Ты ли еси грядый или иного чаем?» Ответ на этот вопрос нужен был не Иоанну Крестителю, а ученикам его, которые, слышав многое о чудесах Господа, недоумевали, почему же Он не провозглашает Себя открыто Мессиею, если Он действительно Мессия. Но Господь не дает на этот вопрос прямого ответа, ибо с именем Мессии у евреев были связаны надежды на земную славу и величие. Только тот, в ком душа была очищена от всего земного учением Христовым, мог и достоин был слышать и знать, что Иисус воистину есть Мессия-Христос.

Поэтому, вместо ответа, Он, как бы ссылаясь на пророчество Исайи (35:2-6), обращает их внимание на совершаемые Им чудеса, как на доказательство Своего Божественного посланничества и прибавляет: «Блажен, кто не соблазнится о Мне», т. е. не усумнится в том, что Я — Мессия, видя Мой уничиженный вид. Дабы кто-либо не подумал, что сам Иоанн сомневался о Иисусе, Господь, по отшествии учеников его, стал говорить народу о высоком достоинстве и служении Иоанна, как величайшего из всех пророков «Мний же во Царствии Небеснем болий его есть» — слова, указывающие на превосходство христианства над высочайшей ветхозаветной праведностью. «От дней Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша». Здесь «закону и пророкам», т. е. ветхозаветной Церкви, противопоставляется Церковь Христова новозаветная. С Иоанном, стоявшим на рубеже двух заветов, закончился имевший лишь временное предуготовительное значение Ветхий Завет, и открылось Царство Христово, куда входят все, употребляющие для этого усилие. Основываясь на пророчестве Малахии 4:5, относящемся несомненно ко второму пришествию Христову, евреи ждали перед приходом Мессии пророка Илию. Но про Иоанна Малахия пророчествовал лишь как про Ангела, который приготовит путь Господу (3:1). Ангел же, предрекший Захарии рождение Иоанна, сказал, что он «идет пред Господом духом и силою Илииною», но не будет самим Илиею. Сам Иоанн на вопрос иудеев: «Илия ли еси ты?» отвечал: «Несмь». Смысл слов Христовых: «И аще хощете прияти, той есть Илия хотяй прийти» таков: «если вы понимаете буквально пророчество Малахии о пришествии Илии перед пришествием Мессии, то знайте, что тот, кому должно придти перед Мессией, уже пришел: это — Иоанн. Отнеситесь с особым вниманием к этому моему свидетельству об Иоанне: «Имеяй уши слышати, да слышит». «Кому уподоблю род сей», т.е. книжников и фарисеев? Они подобны капризным своенравным детям, которым никак не могут угодить их товарищи. Фарисеям и книжникам, ждавшим Мессию, как великого Царя-Завоевателя, не мог угодить призывавший их к печали и сокрушению о своих грехах великий постник Иоанн; но не мог им угодить и Иисус Христос, Который в противоположность Иоанну, чтобы спасти грешников, не отказывался разделять с ними трапезу. «И оправдися премудрость от чад своих». Эти слова так объясняет бл. Феофилакт: «Когда уже, говорит Христос, ни Иоаннова, ни Моя жизнь не нравится вам, и вы отвергаете все пути спасения, то Я — Премудрость Божия — оказываюсь правым не пред фарисеями, а пред чадами Своим. Эти «чада премудрости» — простой иудейский народ, кающиеся мытари и грешницы, уверовавшие во Христа и всем сердцем принявшие Его Божественное учение: они «оправдали» Бога и премудрость Его, т. е. показали на себе, что Господь верно и премудро устроил спасение людей. Им открылась премудрость Божия, недоступная гордым фарисеям.

Email рассылкаTelegram

Читайте также

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here