Чинопоследование рукоположения во диакона

Чинопоследование рукоположения во диакона

Во диаконы рукополагают только иподиакона, поэтому диаконской хиротонии может в тот же день предшествовать посвящение во иподиакона.

Рукоположение во диакона совершается на Литургиях святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, а также на Литургии Преждеосвященных Даров.

Поскольку диакон не совершает Таинства Евхаристии, а лишь служит при нем, хиротония над ним бывает после освящения Даров, а именно после слов архиерея: "И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами". На Литургии Преждеосвященных Даров хиротония во диакона совершается после великого входа перед ектенией "Исполним молитву нашу Господеви". Иподиаконы приносят кафедру и ставят ее перед престолом слева, на нее садится архиерей. Затем два иподиакона ведут рукополагаемого из середины церкви. Они ведут его между собою, каждый держа одной рукой его руку, а другую, возложив ему на шею, приклоняя его.

Диакон возглашает в алтаре: "Повели", испрашивая согласия народа Божия на хиротонию. На подступе к алтарю другой диакон возглашает: "Повелите", испрашивая согласия клира на принятие нового священнослужителя.

Новопоставляемого подводят к царским вратам и преклоняют его перед архиереем. Протодиакон произносит: "Повели, Преосвященнейший Владыко", испрашивая согласия архиерея на рукоположение.

В царских вратах рукополагаемого принимают протодиакон и диакон: один - за правую, другой - за левую руку. Он поклоняется архиерею, который, сидя на поставленной у левой стороны престола кафедре, осеняет его крестным знамением. Затем рукополагаемого трижды обводят вокруг престола с запада на восток и при каждом обведении указывают ему целовать четыре угла престола. После первого обхождения престола рукополагаемый целует руки и колено архиерея, после второго - палицу и руку архиерея, после третьего творит три поклона перед престолом (два поясных и один земной). Руки, колено и палицу архиерея рукополагаемый целует в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божия.

При первом обхождении в алтаре хор поет тропарь: "Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся...", призывая страстотерпцев молиться перед Богом о спасении душ наших. Они указываются рукополагаемому как пример сохранения веры и чистоты.

Вторая песнь: "Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие..." возвещает, что по их примеру проповедью рукополагаемого должна быть Святая Троица Единосущная.

Третья песнь: "Исаие, ликуй, Дева име́ во чреве и роди΄ Сына Еммануила..." показывает, что основанием священства и Церкви послужило пришествие Спасителя.

После того архиерей встает с кафедры, которую убирают, и хиротонисуемый становится у правой стороны престола и трижды поклоняется ему, как Престолу Божию, произнося: "Боже, умилостивися мне, грешному", и преклоняет одно колено в знак того, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Затем посвящаемый полагает руки на престол крестовидно, а между ними возлагает главу. По объяснению святого Максима Исповедника, это означает "всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобообразна Всесвятейшему Жертвеннику, освящающему богообразные умы, - Самому Спасителю и Господу".

В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя этим, что тот готовится быть участником бремени пастырского служения. Благословив его трижды и возложив руку на его главу, по возглашении протодиаконом (или диаконом): "Вонмем", произносит вслух громко тайносовершительную формулу: "Божественная благодать, всегда немощна́я врачующи и оскудевающая восполняющи, проручеству́ет (имярек), благоговейнейшаго иподиакона, во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа". Протодиакон произносит ектению об архиерее и о "ныне проручеству́емом диаконе", в это время клирики в алтаре поют: "Господи, помилуй" (трижды), а хор медленно то же по-гречески - "Ки΄рие, эле́исон" (трижды), пока архиерей читает молитвы.

По прочтении молитв рукополагаемый встает на ноги и "разрешают препоясание его", то есть снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко возглашая: "а́ксиос", и хор вторит ему. Затем новопоставленному надевают поручи (нарукавники), при этом архиерей вновь возглашает: "Аксиос", и клир, оба клироса по очереди повторяют этот возгла́с. Этим возглашением изъявляется, что рукоположение совершилось и новопоставленный диакон, получив благодать Духа Святого, соделался достойным совершать священнослужение. Далее при пении "Аксиос" ему вручается рипида, и рукоположенный, поцеловав плечо архиерея, становится у престола, обычно слева, "стрещи΄ святая", то есть охранять Святые Дары, возводя над ними рипиду; это продолжается до возглашения: "Святая святым", после которого наступает время Причащения. Рукоположенный диакон приобщается первым из диаконов, ибо на нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.

По окончании причащения народа и перенесения Чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению: "Про́сти! прии΄мше", свидетельствуя народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитве.

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here