Православные молитвы

О Книге Правил

     Во всех канонических сборниках Православной Церкви на первом месте находится восемдесятпять правил св. Апостолов [4].

     Важность и значение этих правил во вселенской Церкви на все времена утвердил Трулльский собор (691) вторым своим правилом, провозгласив, "чтобы отныне... тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденный жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов восемдесятпять правил" (και παραδоθέντας ήμιν оνόματι των αγίων και ενδόξων Απоστόλων).

     Провозгласив и утвердив важность Апостольских правил, отцы трулльского собора вместе с тем объясняют и происхождение этих правил, а именно: объясняют, что эти правила непосредственно св. Апостолами письменно не были изложены (έκτεθέντας), как говорится в том же втором правиле относительно остальных правил, но что они ведут свое начало от апостольского предания, сохранялись чрез устное предание апостольскими преемниками, которые эти правила собирали и впоследствии издали с именем св. Апостолов (оνόματι των Απоστόλων).

     Если эти правила сохранились в Церкви от апостольского предания, то возникает вопрос: кто собрал это апостольское предание и составил из него эти правила? Кроме того, было ли в самом начале такое же количество этих правил, сколько их упоминает Трулльский собор и сколько принимает их в настоящее время Православная Церковь?

     Что эти правила заслуживают в полном смысле авторитетнаго имени св. Апостолов и того уважения, какое признает за ними Вселенская Церковь, и что они служат точным выражением того, что Апостолы излагали в своих сочинениях письменно и предали своим преемникам устно, доказательством служит полное согласие этих правил в основных своих мыслях с тем учением, которое содержится в канонических книгах Новозаветнаго Св. Писания; доказательством далее служит то, что они строго соответствуют церковной практике, представляемой нам в сочинениях мужей апостольских и ближайших их преемников, и наконец, авторитет апостольский признан за ними соборами и отцами первых веков Церкви [5].

     В первый раз правила св. Апостолов ясно упоминаются на I Вселенском Соборе, следовательно в начале IV века. В первом своем правиле, говоря о тех, которые силою были оскоплены, собор прибавляет, что таковых, "впрочем, если обрящутся достойны, в клир допускает правило", а об этом именно и идет речь в двадцатьпервом Апостольском правиле. Во втором своем правиле тот же собор говорить, что противно "церковному правилу" принимать в клир "людей от языческого жития недавно приступивших к вере"; а об этом говорит восьмидесятое Апостольское правило. Также и в других своих правилах отцы этого собора почти дословно ссылаются на Апостольския правила.

     В то же время, т.е. в первой половине IV века, ссылаются на Апостольския правила и другие соборы, а также отцы и учители Церкви. Собор Антиохийский (341 г.) во многих своих правилах или буквально повторяет Апостольския правила, или развивает с большими подробностями мысли, которые содержатся в отдельных правилах; причем порядок и в Антиохийских правилах удержан в главном тот же, что и в Апостольских правилах [6]. Константинопольский собор (в IV веке), по поводу распри из-за бострской епископии постановил, что епископа может судить только "бОльший собор епископов", как то определили Апостольския правила; а это именно и определяет семдесят четвертое Апостольское правило.

     В жизнеописании царя Константина, принадлежащем Евсевию Кесарийскому, мы читаем письмо царя Евсевию, где царь хвалит Евсевия за то, что он не хотел принять Антиохийской кафедры и оставить свою, ибо этим он исполнил предписание Апостольскаго правила, которое запрещает перемещение епископа с одного места на другое [7]; а это именно и запрещает четырнадцатое Апостольское правило. Афанасий великий, чтобы доказать незаконность своего низвержения со стороны ариан, ссылается на семдесят четвертое Апостольское правило, как на положительный церковный закон, который определяет, какие люди могут обвинять епископа [8]. Василий Великий во многих своих правилах ссылается на древние правила, под которыми разумеет Апостольския правила [9].

     После IV века уже все соборы и отцы церкви упоминают Апостольские правила, как известные во всей церкви. А в VI веке эти правила являются уже в виде особаго сборника с именем св. Апостолов.

     На основании всего доселе сказаннаго, в особенности же на основании первого и второго правил I Вселенского Собора, которые указывают на Апостольския правила, как такие и были известны всем отцам собора, следовательно, епископам всего христианскаго мира, можно утверждать, что Апостольския правила в настоящем своем виде и числе стали общеизвестными Церкви в конце III века [10].

     Во втором правиле Трулльскаго собора упоминаются восемдесят пять Апостольских правил. Такое число Апостольских правил мы находим в каноническом сборнике Иоанна Схоластика, Константинопольского патриарха, составившаго свой сборник около 550 года, следовательно за 140 лет слишком до Трулльского собора [11]. Ранее этого времени неизвестно кто упоминает сборник Апостольских правил с таким количеством правил. Но что они были в количестве восьмидесяти пяти правил с самого начала, — об этом свидетельствует практика Церкви первых веков, что видно из сочинений отцов и учителей Церкви этой эпохи. Такое число Апостольских правил Восточная Церковь всегда признавала.

     На западе принято только первые пятьдесят Апостольских правил. В первой половине VI века настоятель одного римского монастыря Дионисий (Dionisius exiguus), по приглашению Далматского епископа Стефана, перевел с греческого на латинский язык канонический сборник, в начале которого поместил первые пятьдесят Апостольских правил [12]. Для Рима не было приятно распространять с авторитетом апостольского имени такия правила, которые по многим вопросам противоречили практике западной церкви и притом осуждали эту практику. Достаточно обратить внимание на отдельные вопросы, о которых говорится в разных правилах начиная с пятьдесят первого и далее, и тотчас будет очевидно подтверждение сказаннаго. Напр., вопрос о целибате духовенства живо занимал западную церковь в первые века и всякими способами старались там принуждать каждого клирика к тому, чтобы он был неженат. Многие соборы III и IV веков в Галлии и Испании предают анафеме женатых клириков; декреталии римских пап строжайшими наказаниями угрожают клирику, который живет с своею женою; папа Сириций называет преступлением (crimen) брачную жизнь священника. При таком положении вещей нет ничего удивительного в том, что запад должен был сразу отвергнуть правило, которое носило имя Апостольского и которое между тем решительно ниспровергало теорию целибата. Таково первое правило из непринятых западом, или по нашему исчислению пятьдесят первое Апостольское правило. Пост в субботу вошел в обычай на западе и узаконен постановлениями отдельных соборов западных и папскими декреталиями; принять и признать авторитет шестьдесят четвертого Апостольского правила, запрещающего таковой пост, значило бы пред целым миром признать свое отступление от апостольского предания. Пост в среду забыт был на западе, не хотели его больше восстановлять, несмотря на все усилия к тому самих даже западных церковных учителей (особенно блаж. Августина); а шестьдесят девятое Апостольское правило прямо предписывает этот пост и тем осуждает западную церковь за ее новшество. Апостольское правило семидесятое осуждает всякого, кто употребляет пресный хлеб в церкви, а на западе уже тогда начинал входить в некоторых церквах (именно в Испании) обычай совершать св. литургию на пресном хлебе. Такое, противное западным обычаям, решение этих и подобных вопросов, которые на западе имели жизненное значение, как средства к достижению особых целей, естественно должно было вызвать против Апостольских правил то противодействие, какое мы наблюдаем в VI и следующих веках. И после этого, нам кажется, теперь ясно, что сборник Апостольских правил должен содержать такое число правил, какое сначала приняла и доселе признает православная восточная церковь, и что — западная церковь по вышеизложенным соображениям отвергла тридцатьпять последних правил, приняв в начале VI века только пятьдесят первых правил.

     Римским епископам не могли быть желательны постановления, содержащаяся в пятом, семнадцатом, восемнадцатом, двадцатьшестом и сороковом правилах относительно женитьбы священных лиц, в шестом правиле — о том, чем должны заниматься священные лица, в тридцать четвертом правиле — о признании самостоятельной власти митрополита, в тридцать пятом и тридцать седьмом правилах — об ограничении единоличной власти римского епископа в церкви, или в пятидесятом правиле — о крещении чрез погружение. Поэтому римские епископы, пользуясь властью, которую имели на западе, должны были запрещать распространение Апостольских правил и объявлять их апокрифами. Папа Геласий издал (494 г.) декрет de libris non recipiendis, и в прибавление к тому декрету, по решению одного римского епископа (по-видимому Ормизда †523), в число запрещенных книг включен был и сборник Апостольских правил [13]. Вообще Апостольские правила в течение следующих трех веков почти потеряли свое значение на западе. Только в IX веке Лжеисидор опять принял в свой сборник эти правила по Дионисиеву переводу [14]. После они внесены были и в Грацианов декрет (XII века), вследствие признания второго правила Трулльского собора обязательным и для западной церкви, в количестве упомянутом в этом правиле, след. всех восьмидесяти пяти правил, хотя в том же декрете находятся извлечения только из первых пятидесяти правил по Дионисиеву переводу [15].

     Итак, Православная Церковь признает, что в настоящем своем содержании и количестве Апостольские правила устно передавались от апостольских времен и получили свою законченную форму к концу III века. Они приняты Вселенскою Церковью, по словам второго правила Трулльского собора, "ко исцелению душ и уврачеванию страстей". Эти правила находятся во всех официальных сборниках поместных Православных Церквей: славянской Кормчей, русской Книге правил, греческом Пидалионе, румынской Indreptarea legii [16] и т.д.

 

     [4]Об Апостольских правилах много писано, но мы напомним здесь главнейшее, что было у нас под руками. Правила св. Апостолов, святых соборов вселенских и поместных и св. отец с толкованиями. Москва, 1876. I, 5-12. — Христианское Чтение, 1841. III, 455. — "Чтения в Обществе любителей духовного просвещения" 1882. II, 141. — "Православное Обозрение", 1862. I, 446. — Архим. Иоанн (впосл. епископ смоленский), Опыт курса церковного законоведения. Спб. 1851. I, 122-136. — К.А. Неволин, Полное собрание сочинений. Спб. 1859. VI, 395. — H.К. Соколов, Курс церковного ІІрава. Москва, 1875, стр. 94-118. — И.С. Бердников, Курс церковного права. Казань, 1888, § 10. — H.С. Суворов, Курс церковного права. Ярославль, 1889. I, 218-223. — М.А. Остроумов, Очерк православного церковного права. Введение. Харьков, 1893. I, 170-181. — П.И. Нечаев, Практическое руководство для священнослужителей. Спб. 1887. § 10, а в приложении стр. 1-22 изложены и кратко истолкованы Ап. правила. — G. Bеvеrеgius, Σ. sive Pandectae canonum etc. Oxonii, 1672. T. II, Annotat, pag. 1-8. — P. de Marca, De concordia sacerdotii et imperii. Paris, 1704. lib. III, cap. II, — Z. B. Van Espen, Commentarius in canones. Coloniae, 1755. pag. 39-47. — P. et H. Ballerini, De antiqais collect. canonura (in A. Gallandii, De vetustis canon. collectionibus. Venetiis, 1778), pag. 97-104. — Spittler, Geschichte des kan. Rechts. Halle, 1678, S. 66 и сл. — Krabbe, Ueber den Ursprung und Inhalt der apost. Constitutionen. Hamburg, 1829. S. 74 и сл. — J. S. Drey, Neue Untersuchungen uber die Constitutionen und Kanones der Apostel. Tubingen, 1832, S. 201 и сл. — J. W. Bicke11, Geschichte des Kirchenrechts. Giessen, 1843. I, 71 и сл. — J. B. Mortreuil, Histoire du droit byzantin. Paris, 1843. I, 188 и след. — F. Maassen, Geschichte der Quellen und Literatur des can. Rechts. Graz, 1870. I, 408 и сл. — J. B. Pitra, Juris eccles. graecorum historia et monumenta. Romae, 1864. Prolegom. XXVIII и сл. — • C. J. Hefele, Conci-liengeschichte. 2 Aufl. Freiburg, 1873. I, 793 и сл. — C. Popovicii, Fontanele si Codicii dreptului bisericescu orthodoxu. Cernauti, 1866. pag 39-42. — Πηδάλιον. Έν Ζακύνθω, 1864. σ. κ' — κβ'. [Αθ. Изд. 1887, σ. 11-13].
     [5]См. ниже в толковании соответствующих правил.
     [6]Ср. правила антиохийского собора: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 20, 24 и 25 с Апостольскими правилами: 7, 8, 13, 15, 16, 28, 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40 и 41. А что эти Апостольские правила составлены не из правил антиохийского собора, как утверждают, напр., Drеу (см. упом. соч., стр. 405 и сл.), J-W. Biekell (см. упом. соч., стр. 79-82) и другие, но как раз наоборот, видно между прочим из 9 антиохийского правила, коим определяется, чтобы епископы ничего особенно важнаго не делали без предварительнаго соглашения с своим митрополитом, как то установлено древне-принятым от отцев правилом, а это правило и есть 34 Апостольское правило. См. Архим. Иоанн, Опыт курса церковнаго законоведения. I, 126 [ср. 399].
     [7]Euseb. Gaerarensis, De vita Constantini, Hb. III, c. 61 [Migne, s. g., t.20].
     [8]Athanasii Alexandr. Apologia contra Arianoe. III, 15 [Migne, s, g., t. 25].
     [9]См. Правила Василія великаго: 3, 12, 51 и др., напр., в Книге правил.
     [10]По J. A. Mortrеuil (упом. соч., I, 189), около половины Ш века. F. Turrianus (Pro canonibus Apostolorum, Florent. 1572) пытался доказать, что Апостолския правила изданы в 45 (?) году на Апостольском соборе в Иерусалиме. J. Bickall (упом. соч., стр. 78 и сл., 230 и сл.) доказывает, что эти правила составлены во второй половине IV века, след. после I вселенскаго собора. Это же мнение разделяет и Dr. Jos. Zhishman (Das Eherecbt der Orient Kirche. Wien, 1864. S. 453).
     [11]Об этом сборнике см. мое "Прав. црквено право" (1902), стр. 177-8 [рус. пер. с изд. 1890 г., стр. 184-5, ср. 195-6].
     [12]Напечатан у G. Vοе11uset H. Justе11us, Bibliotheca juris can. vete-ris. Lutet. Paris, 1661. I, 112-116, также у Hefele, Coneiliengeschichte. I, 800-816., и Drey, упом. соч., S. 223-230.
     [13]Bicke11, упом. соч., S. 74.
     [14]Об этом сборнике см. мое "Прав. црквено право" (1902), стр. 182-184 [ср. рус. пфр. с изд. 1890 г., стр. 189-191].
     [15]Berardi сделал примечание к этому — Gratiani canones genuini ab apocryphis discreti. Taurin, 1752 (Biekel l, упом. соч., S. 241, Anm. 2).
     [16]С именем св. Апостолов есть еще несколько правил в нашей Кормчей, которые составляют в ней 2, 3 и 4 главы, а именно 17 правил апостола Павла (2 гл.), 17 правил Петра и Павла (3 гл.) и 2 правила "всех святых Апостол купно" (4 гл.). Эти правила извлечены из VIII книги так называемых Апостольских постановлений и внесены в тот Синопсис, на который написал свои толкования Аристин и который послужил основою как для нашей Кормчей, так и для Indreptarea legii, хотя в этом последнем сборнике этих правил нет. Правила эти необязательны, ибо трулльский собор своим 2 правилом лишил всякой юридической силы самый источник, из коего они взяты. Зонара об них говорит следующее: "Так как 2 правило шестого собора именно так определяет и нигде не упоминает о каких-либо других Апостольских правилах, кроме этих 85, то не следует принимать никаких других правил, кои носят Апостольское имя, напротив, таковые следует осуждать, считать ложными и отвергать, ибо носят ложные заглавия, повреждены и не значатся в числе тех, кои одобрены святыми и божественными отцами" (Аф. Синт., II, 111).

<<назад     содержание     вперед>>

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы