Православные молитвы

О Книге Правил

     Православная церковь принимает и признает семь Вселенских соборов, которые собирались в течение от 325 до 787 года [17]. Из числа этих семи соборов, собиравшихся по поводу появлявшихся в церкви ересей, от шести сохранились правила, а именно: Никейского I, Константинопольского I, Ефесского, Халкидонского, Трулльского и Никейского второго. Константинопольские соборы второй и третий не издали никаких правил, и для того, чтобы восполнить недоконченное этими соборами, созваны были в другой раз отцы Константинопольского третьего собора в Константинополь, которые вместе с другими епископами собрались в 691-692 годах в тех самых (εν Τρоύλλω) царских палатах, где и в первый раз они собирались, и издали соответственные правила. Сообразно с задачею этого собора правила его называются правилами или VI Собора, или V-VI, т.е. V и VI Вселенского или Трулльского Собора.

     Никейский I, Вселенский I Собор [18] был созван по поводу ереси Ария, пресвитера Александрийского. Чтобы показать ложность Ариева учения, которое приобрело уже много последовавателей и угрожало общею заразою, православные епископы решили созвать Вселенский Собор, на котором голосом Вселенской Церкви было бы утверждено православное учение против ложного Ариева учения. Император Константин великий идет на встречу желаниям православных епископов, и собор собирается в 325 году в Никее, главном городе Вифинии. Всего было там триста восемнадцать отцов. Между ними главными были: Александр, епископ Александрийский, Евстафий, епископ Антиохийский и Макарий, епископ Иерусалимский; представителями Римского епископа Сильвестра были два нарочитых легата, пресвитер Виктор, и Викентий. Принимали участие на соборе знаменитые святостью своей жизни: Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фиваидский, Осия Кордубский и др. Со стороны ариан было около двадцать епископов. Вместе с епископами было на соборе и несколько пресвитеров и диаконов; между этими последними выдавался своими глубокими богословскими знаниями и красноречием молодой архидиакон Александрийской церкви Афанасий. Первое торжественное заседание происходило 20 мая 325 г., и собор продолжался до 25 августа того же года. Председательское место занимал Евстафий, епископ Антиохийский, а в его отсутствие Александр, епископ Александрийский. Почетным председателем был император. После совещаний о главном предмете, на заседании собора 19 июня изложен был Символ Православной Веры.

     Собор издал двадцать правил. В таком количестве они находятся во всех канонических сборниках как восточной, так и западной церкви. В Кормчей они составляюсь пятую главу. В издании соборных деяний Гардуина мы находим много других правил под именем Никейских, которые переведены с арабского. Первый перевод Турриана содержит восемдесят правил; другой — маронита Abraham Echellensis содержит восемдесят четыре правила [19]. Но те и другие правила, кроме наших двадцати, все апокрифичны [20].

     Константинопольский I, II Вселенский Собор [21], по поводу ереси Македония, епископа Константинопольского, и по просьбе православных епископов, император Феодосий I созвал в Константинополе в 381 году. На соборе было сто пятьдесят православных епископов, все из восточной половины христианского мира. Собор начал свои заседания в мае и окончил 9 июня того же года. Председательствовал Мелетий Антиохийский, а после его смерти председательское место занял прежде всего Григорий Назианзин, потом Нектарий Константинопольский. Император присутствовал при открытии собора. После осуждения Македония, издано было дополнение к Никейскому символу веры.

     До окончания собора было издано семь правил. Такое число правил вошло в основной канонический сборник; в таком числе они значатся и в Книге правил и в Пидалионе. В Кормчей (одиннадцатая гл.) и в Indreparea их восемь; но это зависит от того, что в Синопсисе, основе этих сборников, последнее (седьмое) правило разделено на два. В западных сборниках только четыре первых правила этого собора, а последние три считаются изданными не этим собором, а прибавленными после [22].

     Ефесский, Вселенский III Собор [23]. Пятьдесят лет спустя после II вселенского собора явилась надобность созвать новый вселенский собор по поводу ложного учения, возникшего по христологическому вопросу. Этот собор созвал в Ефесе император Феодосий II. Открыт он 22 июня, 431 года, имел семь заседаний и закрыт 31 июля. На соборе было около двухсот отцов, большею частью восточных. Представителями Римского епископа Целестина были три легата. Председательствовал на соборе Кирилл Александрийский. После того как осуждены были появившаяся ересь и главный ересиарх Несторий, архиепископ Константинопольский, и подтверждено Православное учение, собор занялся решением нескольких вопросов дисциплинарного характера.

     В восточных канонических сборниках приведено восемь правил этого собора. Первые шесть правил не имеют дисциплинарного значения; касаются вероисповедных вопросов по поводу ереси. Седьмое правило говорит о том, как нужно сохранять неповрежденным установленный символ веры, а восьмое устанавливает автокефалию Кипрского епископа. Каноническое значение имеет и послание собора, отправленное Памфилийскому собору по поводу отставки, поданной Памфилийским епископом Евстафием от занимаемой им кафедры. Сообразно с таким значением послания, оно приведено в Кормчей (двенадцатая гл.) и в Indreptarea как девятое правило Ефесского собора [24]. В канонических сборниках западной церкви этих правил нет. Только в отдельных латинских рукописях находятся извлечения в том или другом виде из соборных постановлений [25].

     Халкидонский, Вселенский IV Собор. Осуждением Нестория на Ефесском соборе еще не закончен был христологический вопрос. Евтихий, архимандрит одного монастыря близ Константинополя, воздвиг новую ересь, по поводу которой должен был собраться вселенский собор. Император Маркиан собрал этот собор, который состоялся и открыть был в Халкидоне 8 октября 451 года; имел шестнадцать заседаний и закрыт был 1 ноября того же года. Было на нем шестьсот тридцать отцов. Представителями западной церкви были пять Римских легатов. Руководящая роль на соборе принадлежала Анатолию Константинопольскому, Пасхазию и Лукентию, легатам Римского епископа, Максиму Антиохийскому и Ювеналию Иерусалимскому. После разбора учения Евтихия, собор провозгласил его еретиком и утвердил соответствующий догмат Православной Веры.

     На двух последних заседаниях собор издал тридцать правил, т.е. на этих заседаниях издано было двадцать восемь правил, а двадцать девятое и тридцатое правила изложены были на четвертом заседании собора, а теперь лишь присоединены к остальным. В Кормчей, Книге правил, Пидалионе и Indreptarea — одинаковое число халкидонских правил. В западных канонических сборниках приводится только двадцать семь правил этого собора. Последние два (двадцать девятое и тридцатое) не приводятся, по всей вероятности, потому, что изданы не совсем определенно в форме правил; а двадцать восьмое не приводится потому, что против него протестовали на этом соборе Римские легаты, усматривая в нем усиление примата Римского епископа.

     Трулльский, Вселенский V-VI Собор. Собор, известный под общим именем Трулльского, состоялся с целью дополнения правил V и VI вселенских соборов, которые занимались исключительно догматическими вопросами, но не издали ни одного предписания относительно церковной дисциплины. Между тем была неотложная нужда в том, чтобы авторитетом вселенского собора были изданы такие правила, которые бы утвердили ослабленную вследствие еретических смут дисциплину; нужно было восстановить силу прежних соборов и новыми правилами водворить строгий порядок в Церкви. Так как отцы VI Вселенского Собора разошлись тотчас после догматического определения этого собора, то потребовалось созвать их в другой раз, чтобы они издали необходимые правила и тем дополнили то, что не было сделано ранее. Собор, соответственно таковой своей задаче, и назван V-VI (Πενβεχτη, Quini-Sexta), а так как этот собор не что иное, как продолжение собора 681 года и происходил в том самом отделении царских палат, где были заседания этого последнего собора, то и правила, им изданные, называются правилами VI Вселенского Собора Трулльского.

     По приглашению императора Юстиниана II собрались отцы на собор в Константинополь в 691 году. Время соборных заседаний падает на 1 сентября 691 г. по 31 августа 692 года. Было на нем двести двадцать семь отцов; следовательно, на пятьдесят три более, нежели в 681 году. Лично присутствовали: патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский; представителями Римского папы были назначенные им легаты, в числе коих главный был Василий, архиепископ Гортинский. После приветствия императору собор сразу начал свои занятия и издал сто два правила. Правила эти приняты во все восточные канонические сборники. В Кормчей они составляют восемнадцатую главу; в Indreptarea они соединены в девяносто восемь правил.

     Западная церковь не признает ныне за всеми этими правилами обязательной для себя силы. Но прежде не было так. На самом соборе были легаты Римские, а подпись Василия Гортинского мы находим в числе первых на актах собора. На VII Всел. Соборе, когда по поводу восемдесят второго Трулльского правила упомянуты были эти правила, как правила VI Всел. Собора, Римские легаты и не думали возражать. Папа Адриан I торжественно объявляет о своем признании этих правил в одном своем письме патриарху Тарасию, тоже и в другом письме франкским епископам в защиту VII Всел. Собора. Папа Иоанн VIII, говоря об этих правилах, не возражает ничего против них. Иннокентий III приводит восемдесят второе правило и называет его правилом VI всел. собора. В своем Decretum Грациан привел много правил нашего собора, как правил VI Всел. Собора. В течение веков на западе стали иначе смотреть на эти правила и обо всех упомянутых и других свидетельствах говорят, что названные лица только по неведению приписывали эти правила VI вселенскому собору.

     Никейский II, Вселенский VII Собор. Этот собор созван был против иконоборцев императрицею Ириною и ее сыном. Открыт он 24 сентября 787 года и продолжался целый месяц. Было восемь заседаний, из коих семь было в Никее, а восьмое в Константинополе. Председательствовал Тарасий Константинопольский, а на восьмом заседании председательское место заняла Ирина с сыном. Число присутствовавших на соборе, по сохранившимся данным, колеблется между трехстами и трехстами шестьюдесятью семью. Представлена была на нем вся Церковь, восточная и западная. После утверждения догмата об иконопочитании изданы были двадцать два правила. В таком числе они находятся во всех канонических сборниках восточной церкви. В Кормчей они составляют восемнадцатую главу.

     После правил этого собора в изданиях соборных актов находится еще и послание Тарасия Константинопольского папе Адриану I о симонии. Написано оно тотчас после этого собора и потому в старых сборниках приводилось непосредственно после правил VII всел. собора. Об этом послании скажем ниже.

 

     [17]Ср. статью Т. Барсова, О вселенских соборах в "Христианском Чтении" 1869, II, 191 и СЛ. Άδέσποτον, περί των εξ οικουμενικών Συνόδων. Α θ. С и н Τ., 370. — J. Ηarduini, Conciliorum ccllectio, IV, I486. — G. Voe11iet H. Juste11i, Bibliotheca juris eanonici veteris. Lutet. Paris, 1656, II, 1161. — Φωτίου περί των επτά οικουμενικών Συνόδων. Α θ. С И Η τ., 1, 375. Harduini, IV, 1463. Voelli et J U S t e 11 i, II, 1141. — N είλου μητροπολίτου "Ρόδο ο. Διήγησις συνοπτική περί των αγίων και οικουμενικών Συνόδων. Α θ. С и н τ., I, 389. Ηarduini, IV, 1491. Voe11iet Juste11i, II, 1155. Συνοδικόν (Libellus synodicus). Harduini, IV, 1491. Voelli et Justelli, II, 1166. Об этом последнем сборнике, где говорится о 153 соб., начиная от иерусалимскаго собора 49 (?) г. и до собора 877 (879) года, см. Hef ele, Conciliengeschichte, I, 84.
     О соборах вообще самый лучший труд, [который доселе вышел в свет, — это "История соборов" покойного роттенбургскаго бискупа д-ра Гефеле Concilie Dgeschichte. 2 Aufl. Bd. I-VII. Freiburg im Br., 1873-1890. Bd. Ш и IX fortgesetzt von J. Hergenrother, Freiburg im Br., 1887-1890. Гефеле известен многими своими сочинениями и считается одним из самых ученых богословов римско-католической церкви. Как глубокий историк, он во время ватиканскаго собора выступал решительным противником папской непогрешимости, и тогда напечатал одно сочинение, имеющееся у меня в немецком переводе под следующим заглавием: "Honorius und das sechste allgemeine Concil" (Tubingen, 1870), доказывая примером из истории, как один папа может погрешать и даже соборно был осужден как еретик. Одновременно против профессора Пенаки написал и другое сочинение в том же смысле. По возвращении из Рима в свою епархию (1871), признавая совершившийся факт, он в одном своем пастырском послании постарался так или иначе примирить определение VI Вселенского собора с решением ватиканскаго. ІІолезно еще сравнить о вселенских соборах книгу профессора д-ра Мишо под заглавием: "Discussion sur les sept conciles oecn* meniques" (Berne, 1878), которая посвящена "соединению церквей". Труд прекрасный, только автор уклоняется в нем от "традиционной точки зрения" и охотнее становится на "либеральную точку зрения" (aut point de vue... liberal), вследствие чего сочинение его не всегда может выдержать строго научную критику. Но необходимо помнить, что автор — швейцарский старокатолик и его сочинение есть протест против ватиканскаго собора с точки зрения либеральных немецких римско-католиков, след. с этой стороны должно судить и об упомянутом его изследовании.
     [18]О первом Вселенском соборе см. Деяния Вселенских соборов в русском переводе (Казань, 1859-1873), приготовленныя к печати по сборникам соборных деяний Labbeiet Cossartii (1661) Harduini. ТОМ. I, 3 — 203. — Ηarduini, Concil. coll., 1,309 и сл. — Ср. Hefele, Concilienge-schichte, I, 252 и след. По догматическому вопросу этого собора следует еще сравнить Chr. W. F. Walch, Entwurf einer vollstandigen Historie der Ketzereien. XL Th. Leipzig, 1762-1785, II, 385 и сл., и Dr. L Schwane, Dogmengeschichte der patristischen Zeit. Munster, 1869. S. 108 и сл.
     [19]Harduini, I, 463.
     [20]Об арабском переводе см. Beveregii, Pandectae, I, 686.
     [21]Деяния вселенских соборов, I, 229 и сл. — Harduini, I, 897 и сл. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, II, 1 и сл. — Walch; упом. соч.3 III, 79 и сл. — Schwane, упим. соч., S. 217 и сл.
     [22]Hefele, Conciliengeschichte, II, 12 и сл. — У Harduini, I, 87 и сл. есть Paraphrasis Arabica Іосифа египетскаго первых шести наших правил, соединенных в четыре. Седьмого правила нет. Ср. Beveregii, Pandectae, I, 700.
     [23]Деяния всел. соб., І, 131, и сл. — Harduini, I, 1271 и сл. — Ср. Hefele, Conciliengcschichte, II, 141 и сл. — Walch, упом. соч., V, 289 и сл. — Schwane, упом. соч., g. 409 и сл.
     [24]Ср. ниже мое толкование этого послания.
     [25]См. Maassen, упом. соч., 108-109, 136-137, 472, 545, 949. — Beveregii, Pandectae, II, Annot. in 1 can. Ephes. pag. 104.

<<назад     содержание     вперед>>

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы