Православные молитвы

Правила Вселенских Соборов

Часть 2

  1. Поскольку мы узнали, что в некоторых церквах диаконы имеют церковные должности, и посему некоторые из них, попустив себе дерзость и своеволие, председят пресвитерам, того ради определяем: диакону, если бы имел и достоинство, то есть, какую-либо церковную должность, не занимать места выше пресвитера, разве когда, представляя лице своего патриарха или митрополита, прибудет во иный град для некоего дела, ибо тогда, как занимающий его место, будет почтен. Если же кто с насилием и наглостью дерзнет сие творить: таковый, быв низведен от своей степени, да будет последний из всех в том чине, к которому он сопричислен в своей церкви. Понеже Господь наш не любить председания убеждает в учении, предложенном у святого евангелиста Луки, от лица самого Господа нашего и Бога. Ибо Он к званым сказал таковую притчу: егда зван будешь кем на брак, не сяди на переднем месте, да кто честнее тебя будет в званых, и пришед иже тебя звавый и оного, речет ти, даждь ему место; и тогда начнеши со стыдом последнее место держать. Но егда зван будеши, сяди на последнем месте, да егда приидет звавый, речет ти: друже посяди выше; тогда будет ти слава пред возлежащими с тобою. Яко всяк возносящийся, смирится, и смиряющийся, вознесется (Лук. 14:7-12). Сие же самое да соблюдается и в прочих степенях священного чина — ибо мы ведаем, что достоинства или должности духовные превосходнее должностей, относящихся к миру (т.е. должность пресвитера важнее должности великого эконома или евдика).

     См. объяснение к 18 пр. I Всел. Собора. Правило допускает отступление от нормы только в тех случаях, когда диакон прибыл бы в какой-нибудь город как представитель Патриарха или епископа, что бывало в древности поскольку диаконы больше имели участие в епархиальном управлении, чем пресвитеры. Однако, в указанном случае честь диакону, как представителю епископа оказывалась не в богослужении, а в собраниях вне храма. Ср. Лаод. 20

  1. Установленное святыми отцами нашими, желая и мы во всем сохранять, возобновляем такожде и правило (IV Всел. Собора правило 10), повелевающее быть ежегодно соборам епископов каждые области там, где епископ митрополии усмотрит за лучшее. Но как, по причине набега варваров и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей, не имеют возможности составлять соборы дважды в год, то рассуждено: для могущих, как вероятно, возникать церковных дел, в каждой области, всемерно быть собору реченных епископов единожды в год, между святым праздником Пасхи, и между исходом месяца октября каждого года, в том месте, которое, как выше речено, изберет епископ митрополии. А епископам, которые не придут на собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякого необходимого и неотложного занятия, братолюбно изъявить порицание.

     См. объяснение к 37 Ап. правилу. Настоящее правило подчеркивает, что участие в Соборе для епископов не есть осуществление права, а есть исполнение долга. Поэтому тем из них, кто не прибыл бы на Собор по нежеланию, а не вследствие важных препятствий, постановлено "братолюбно изъявить порицание".

  1. Никакому не позволяется держать корчемницу. Ибо если не позволено таковому входить в корчемницу, то тем более служить в ней другим, и упражняться в том, что ему неприлично. Если же кто что-либо такое соделает: или да престанет, или да будет извержен.

     Ср. Ап. 54 с объяснением.

  1. Епископ, пресвитер, или диакон, взимающий лихвы, или так именуемые сотые, или да престанет, или да будет извержен.

     См. объяснение 44 Ап. правила.

  1. Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

     См. объяснение 7 прав. Св. Апостолов. В просторечии опресноки, о которых идет речь в настоящем правиле, называются мацою.

  1. Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей (предстоятель — вместо имени Епископа), и по совершившимся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроить к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего такового. Сие же глаголем не ко отложению, или превращению Апостольского законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого либо нарекания на священное звание. Ибо глаголет Божественный Апостол: вся во славу Божию творите; безпреткновенны бывайте иудеям, и эллинам, и Церкви Божией, как и я во всяком всем угождаю, не ища своей пользы, но многих, да спасутся. Подражатели мне бывайте, как и я Христу (1 Коринф. 10:31-33; 11:1). Если же кто усмотрен будет сие не творящий, да будет извержен.

     Отцы VI Всел. Собора, предписывая безбрачие епископам, не вносили ничего нового, а зафиксировали уже вошедшее в жизнь Церкви обыкновение. Т.о., жизнь некоторых епископов в Африке и Ливии в супружестве являлась исключением, "полагая тем претыкание и соблазн другим". Блаж. Феодорит в толковании на 1 Тим. 3:2 объясняет, что в свое время Апостол должен был допускать женатых в епископат, ибо проповедь евангелия была в зародыше; язычники не имели понятия о девстве, иудеи же не допускали его, так как рождение детей считалось благословением. Однако, Апостол Павел писал о превосходстве девства над супружеской жизнью. Возникшее затем монашество дало Церкви самых выдающихся иерархов и уже в начале 4 века на безбрачие епископа смотрели, как на явление, лежащее в основе церковного устройства. Император Константин приветствовал собравшихся на I Всел. Собор епископов, как представителей девственной чистоты. "Без всякого закона, — пишет проф. В. В. Болотов, — практически безбрачие епископов становилось все более обычным" (Лекции по Истории древней Церкви. История Церкви в период Вселенских Соборов, СПБ, 1913, 3, стр. 145). Т.о. 12 правило вводит в писанный закон то, что несколько веков уже существовало в практике Церкви и стало ее преданием. Ср. VI Всел. 30 и 48.

  1. Поскольку мы узнали, что в Римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быть удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу Апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимного в приличное время соединения. И тако, кто явится достойным рукоположения во иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятствием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законного сообщения со своей женой; дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф. 19:6). И Апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13:4). Такожде: привязался еси жене, не ищи разрешения (1 Кор. 7:27). Знаем же, что и в Карфагене собравшиеся, имея попечение о чистоте жизни священнослужителей, положили, чтобы иподиаконы, прикасающиеся священным таинствам, и диаконы, и пресвитеры, в свои урочные времена, воздерживалися от сожительниц своих. Таким образом, и от Апостолов переданное, и от самой древности соблюдаемое, и мы подобно да сохраним, зная время всякой вещи, и наипаче поста и молитвы. Ибо предстоящим алтарю, в то время, когда приступают к святыне, подобает быть воздержанным во всем, да возмогут получить от Бога в простоте просимое. Если же кто-либо, поступая вопреки Апостольским правилам, дерзнет кого-либо из священных, то есть пресвитеров, диаконов, или иподиаконов, лишать союза и обращения с законною женою: да будет извержен. Подобно и если кто, пресвитер, или диакон, под видом благоговения, изгонит жену свою: да будет отлучен от священнослужения, а пребывая непреклонным, да будет извержен.

     Настоящее правило принято против римской практики насильственного целибата всего клира. Из-за этого правила, впрочем, внесенного все-таки в Corpus juris canonici, кардинал Гумберт назвал Православную Церковь еретической, зараженной Николаитской ересью (Деян. 6:6), известной своей распутной жизнью. В настоящее время вопреки такому крайнему взгляду, которое особенно высказывалось в 385 г. Папа Сириций, совершенно не допускавший женатого духовенства к священнослужению, брак духовенства допущен не только у униатов, но с особого разрешения и в Западном обряде Католической Церкви. Ср. Ап. 5, 26 и 51; VI Всел. 30; Гангр. 4; Карф. 3,4, 34, и 81.

  1. Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, если бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцатипяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется.

     В Русской Церкви по нужде издавна допускается более раннее рукоположение клириков. Ср. Неокес. 11; Карф. 22.

  1. Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто-либо, в какую бы то ни было священную степень поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен.

     Ср. Неокес. 11; Карф. 22.

  1. Поскольку в книге деяний Апостольских передано, что семь диаконов поставлены от Апостолов: отцы же Неокесарийского собора в постановленных ими правилах ясно рассуждали, что семь диаконов должны быть по правилу, хотя бы то было и в сем великом граде, удостоверяя в сем книгой Деяний: того ради мы, сличив мысль отцев с изречением Апостолов, обрели, что у них было слово не о мужах служащих таинствам, но о служении потребностям трапез. Ибо в книге Деяний написано так: во днех онех умножившимся ученикам, бысть роптание эллинов ко евреям, что были презираемы во вседневнем служении вдовицы их. Призвавше же двенадцать множество учеников, реша: не угодно есть нам оставльшим слово Божие служити трапезам; усмотрите убо, братие, мужей от вас свидетельствованых семь, исполненных Духа Свята и премудрости, их же поставим над службою сею; мы же в молитве и служении Слова пребудем. И угодно бысть слово сие пред всем народом; и ибраша Стефана, мужа исполнена веры и Духа Свята, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Парамена, и Николая, пришельца Антиохийского, их же поставиша пред Апостолов. Сие изъясняя учитель Церкви Иоанн Златоустый, тако беседует: удивления достойно, како не разделился народ при избрании мужей; како не отринуты им Апостолы. Но должно ведать, какое достоинство имели сии мужи, и какое прияли рукоположение: в степень ли диаконов? — но оные не было в Церквах: в должность ли пресвитеров? — но еще не было никакого епископа, а токмо были одни Апостолы; сего ради думаю, что ни имя диаконов, ни пресвитеров не было известно и употребительно. На основании сего и мы проповедуем, что вышереченные семь диаконов не должны приемлемы быти за служителей таинствам, по изложенному учению, но суть те, которым поручено было домостроительство для общей потребности тогда собранных; и они были для нас в сем случае образцем человеколюбия и попечения о нуждающихся.

     15 правило Неокесарийского Собора постановило, что в одном городе не должно быть более семи диаконов. Для согласования его с существовавшей практикой, когда при одной великой церкви в Константинополе было 100 диаконов, отцы Собора разъяснили разницу в служении диаконов, упомянутых в Деяниях Апостолов и диаконов, ныне несущих служение в Церкви.

  1. Понеже клирики различных церквей, оставляя свои церкви, в коих они поставлены, перешли к иным епископам, и, без воли своего епископа, определены в чужих церквах, и чрез сие они оказываются непокорными: того ради определяем, дабы от месяца января минувшего четвертого индикта никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права, без увольнительной от своего епископа грамоты, определен быти к иной церкви. Не соблюдающий сего отныне, но постыжающий собою совершившого над ним рукоположение, да будет извержен и сам, и неправильно приявший его.

     Ср. Ап. 12 и объяснение его.

  1. Клирикам, по причине нашествия варваров, или по иному какому обстоятельству оставившим свои места, повелеваем, когда обстоятельства, или варварские нашествия, бывшия причиной удаления их, удалятся, опять в свои церкви возвращатися, и оных не оставляти надолго без причины. Если же кто пребудет в отсутствии, несогласно с настоящим правилом: да будет отлучен, доколе не возвратится к своей церкви. Тому же самому да подвергается и епископ, его удерживающий.

     Ср. Ап. 15 и указанные к нему параллельные правила.

  1. Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов; и если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающого. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение.

     Ср. Ап. 58.

  1. Да не будет позволено епископу во ином граде, не принадлежащем ему, всенародно учить. Если же кто усмотрен будет творящий сие: да престанет от епископа, и да совершает дела пресвитерства.

     Правило это относится к числу других, оберегающих епархии от вмешательства сторонних епископов. Что касается указанного к нему наказания, то Епископ Иоанн Смоленский поясняет: "Это не значит, что виновный против правил епископ должен быть низведен на степень пресвитера (что противно было бы общим правилам Церкви — IV Всел. Соб. Прав. 29), но значит, что он лишается власти епископской (или, прямее, кафедры) и становится в ряду подчиненных священнослужителей, не лишаясь только священного сана". Ср. Ап. 14 и 35; Анкир. 18; Антиох. 13 и 22; Сардик. 3 и 11.

  1. Оказавшиеся виновными в преступлениях противных правилам и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, если, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от оного совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, как предпочетшие обращение в мире жизни небесной.

     Настоящим правилом утверждается, что лицо, лишенное священного сана, не может быть в нем восстановлено. Самое большое снисхождение, которое допускается этим правилом, при условии искреннего раскаяния, — это разрешение такому лицу сохранять внешность клирика. Форма одежды и стрижение волос в разные эпохи были разными, но с очень давнего времени соблюдался принцип, чтобы духовенство и по внешности отличалось от мирян. Ср. 27 пр. того же Собора.

<<назад     содержание     вперед>>

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы