Православные молитвы

Правила Вселенских Соборов

Часть 3

  1. Во епископы или в какую бы то ни было степень клира поставляемых за деньги, а не по испытанию и избранию за образ жизни, повелеваем извергать, такожде и тех, коими они поставлены.

     См. толкование на 29 Ап. правило. Ср. пр. IV Всел. Соб. 2; 7 Вс. Соб. 5 и 19; Св. Василия Вел. 90; Посл. Патр. Геннадия и св. Тарасия.

  1. Никто из епископов, пресвитеров или диаконов, преподая святое Причастие, да не требует от причащающогося за таковое причащение денег или чего иного. Ибо благодать не продаема, и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого либо рода воздаяния от того, кому преподает святое Причастие: да будет извержен, как ревнитель Симонова заблуждения и коварства.

     Правило это имеет значение более широкое, чем только запрещение требовать деньги за причастие. Оно вообще запрещает вымогательство денег за любые таинства, преподаваемые верующим. Такой грех есть всегда нечто близкое к симонии, ибо последняя не есть единственная возможная форма деяния, в котором священник "непродаемую благодать обратит в продажу" (IV Всел. 2).

  1. Никому из числящихся в священном чине, ни монаху не позволяется ходить на конские ристалища или присутствовать на позорищных играх. И если кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится, ибо так повелевает нам учение отцев наших. Если же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен.

     Ср. VI Всел. 51 и 62; Лаод. 54; Карф. 18.

  1. Вместе со всеми прочими возобновляем и то правило (4 Вс. Собора прав. 17), которое заповедует, чтобы по каждой церкви приходы, сущие в селах или предградиях, неизменно оставались под властью правящих ими епископов, и наипаче, если сии в продолжении тридцати лет безпорочно имели оные в своем ведении и управлении. Если же не далее тридцати лет был или будет о них какой спор: то позволительно почитающим себя обиженными, начать о том дело пред областным собором.

     См. 17 пр. IV Всел. Собора и пояснения к нему.

  1. Пресвитер, по неведению обязавшийся неправильным браком, пресвитерским седалищем пусть пользуется, согласно с тем, как законоположено нам в священном правиле (Неокес. Собора прав. 9), от прочих же действий пресвитерских да удержится: ибо таковому довольно прощения. Благословлять же другого, долженствующему врачевать собственные язвы, не подобает. Ибо благословение есть преподаяние освящения: но кто его не имеет, по причине греха неведения, тот как преподаст другому? Того ради да не благословляет ни всенародно, ни особо, и да не разделяет другим тела Господня, ни иное служение совершает, но довольствуется священнослужительским местом, да просит со слезами Господа отпустить ему грехи неведения. Само же по себе явствует, что таковый неправильный брак разрушится, и муж отнюдь не будет иметь сожительства с той, чрез которую лишился священнодействия.

     См. Василия Вел. 27 и толкование.

  1. Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения.

     Еп. Никодим замечает по поводу этого правила: "Правило ясно. Как во времена Трульского Собора предписана была форма одежды для священнослужителей, так и ныне этот вопрос урегулирован законодательством поместных Церквей, и поэтому каждый клирик должен подчиняться; иначе согласно этому правилу, подлежит отлучению от священнослужения на одну седмицу". Ср. 21 пр. VI Всел. Собора; VII Всел. Соб. 16; Гангр. 12 и 21.

  1. Понеже уведали мы, что в различных церквах, по некоему усилившемуся обычаю, виноград к алтарю приносится, и священнослужители, соединяя оный с бескровною жертвою приношения, сим образом обоя купно разделяют народу, того ради необходимым признаем, да никто из священнослужителей впредь сего не творит, но да преподают народу едино приношение, во оживотворение и грехов отпущение, приношение же винограда священники да приемлют, как начатки, и, благословляя оный особо, да преподают просящим, во благодарение Подателю плодов, коими, по определению Божию, тела наши возращаются и питаются. Если же кто из чина учинит вопреки заповеданному: да будет извержен от своего чина.

     См. толкование 3 Ап. правила.

  1. Правило отцев Карфагенского собора повелевает, дабы священнодействие алтаря (Литургия) совершаемо было не иначе, разве людьми неядшими, кроме единого в году дня, в который вечеря Господня совершается (Карф. Собора прав. 48). Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то последуя Апостольским и отеческим преданиям, определяем: что не подобает в четыредесятницу, в четверг последния седмицы, прекращать пощение, и тем самым четыредесятницу бесчествовать.

     Настоящее правило есть поправка к Карф. 50.

  1. Желая вся творить к созиданию Церкви, рассудили мы и в иноплеменнических церквах обретающихся священников благоустроить. Того ради, если они за должное вменяют далее поступать Апостольского правила (5), запрещающего изгонять жену свою под видом благочестия, и более установленного творить мнят, и сего ради, по согласию со своими супругами, удалятся от сообщения друг с другом: определяем, да не имеют более сожительства с оными, ни под каким видом, дабы сим образом явили они нам совершенное доказательство своего ответа. Сие же попустили им, не ради чего иного, разве только ради малодушного помысла их, и еще чуждых и неблагоустроенных нравов.

     Настоящее правило имело временное и местное значение для некоторых церквей, находившихся вне пределов греко-римского государства.

  1. Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие или крестящие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа. Того ради, если который клирик не будет соблюдать сего таковым образом, да будет извержен.

     58 пр. Лаодикийского Собора запрещало совершать Литургию "в домах", т.е. не в освященных храмах. Настоящее правило говорит о "молитвенных храминах, находящихся внутри домов", которые не были освящены епископами. В отмену определения Лаодикийского Собора в них допускается совершение богослужения, но только с разрешения епископа.

  1. До сведения нашего дошло, что в Армянской стране совершающие бескровную жертву приносят на святой трапезе едино вино, не растворяя оного водою, приводя в свое оправдание учителя Церкви Иоанна Златоустого, который в толковании на Евангелие от Матфея глаголет сие: чего ради не воду пил воскресший Господь, но вино? — для того, да с корнем исторгнет иную нечестивую ересь. Ибо как суть некие, употребляющие в таинстве воду: того ради указует, что вино употребил и тогда, когда таинство преподавал, и по воскресении, когда предлагал простую трапезу, без таинства, и, указуя на сие, глаголет: от плода лозного (Мф. 26:29), лоза же виноградная вино, а не воду производит. Из сего выводят, будто сей учитель отвергает присоединение воды во святом жертвоприношении. Того ради, дабы таковые не были отныне одержимы неведением, мы открываем православное разумение сего отца. Понеже существовала древняя злая ересь идропарастатов, то есть водоприносителей, которые в своем жертвоприношении, вместо вина, употребляли одну воду: то сей Богоносный муж, опровергая беззаконное учение таковой ереси, и показуя, что они идут прямо против Апостольского предания, употребил вышеприведенные слова. Ибо и он своей Церкви, над коею вверено было ему пастырское правление, передал, присоединять к вину воду, когда надлежит совершать безкровную жертву, указуя на соединение крови и воды, из пречистого ребра Искупителя нашего и Спасителя Христа Бога истекшее к оживотворению всего мира и ко искуплению от грехов. И во всех церквах, где сияли духовные светила, сей Богопреданный чин сохраняется. Понеже и Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол Иерусалимския Церкви, и Василий Кесарийския Церкви архиепископ, коего слава протекла по всей вселенной, письменно передав нам таинственное священнодействие, положили в Божественной литургии, из воды и вина составлять святую чашу. И в Карфагене собравшиеся, преподобные отцы, сии точно слова изрекли: да не приносится во святом таинстве ничто более, точию тело и кровь Господня, как и сам Господь передал, то есть хлеб и вино, водою растворенное. Если же кто, епископ, или пресвитер, творит, не по переданному от Апостолов чину, и воду с вином не соединяя, сим образом приносит пречистую жертву: да будет извержен, как несовершенно таинство возвещающий, и преданное нововведением повреждающий.
  1. Понеже мы уведали, что в Армянской стране приемлют в клир токмо тех, кои суть из священнического рода, в чем Иудейским обычаям последуют тако творить предприемлющие, и некоторые из таковых, и не получив церковнослужительского пострижения, поставляются священнопевцами и чтецами Божественного храма: то полагаем, да не будет отныне позволено желающим возвести некоторых в клир, впредь взирать на род производимого; но испытывая, достойны ли они, по изображенным в священных правилах определениям, быть сопричисленным к клиру, да производят их в служителей церкви, хотя бы они происходили от посвященных предков, хотя бы нет. Такожде никому да не будет позволено с амвона возглашать Божественные словеса народу, по чину сопричтенных к клиру, разве кто будет удостоен посвящения с пострижением и получит благословение от своего пастыря, согласно с правилами. Если же кто усмотрен будет творящим вопреки предписанному: да будет отлучен.

     Правило было вызвано тем, что у армян принимались в клир только лица духовного происхождения. Кроме того лица такого происхождения допускались в чтецы и певцы без посвящения. Правило осуждает такой порядок, как противоречащий 15 пр. Лаодикийского Собора. Ср. VII Всел. 14.

  1. Понеже священное правило (IV Всел. Собора пра. 18) ясно возвещает и сие, что преступление соумышления, или составления скопища, и внешними законами совершенно воспрещено: много же паче надлежит воспретить, да не бывает сие в Церкви Божией, то и мы тщимся соблюдать, да, если некие клирики, или монахи усмотрены будут вступающими в соумышления или скопища, или строющими ковы епископам или соклирикам, — совсем да низвергаются со своей степени.

     Ср. пр. Ап. 31; IV Всел. 18; Карф. 10; Двукр. 13, 14 и15.

  1. Да не будет позволено никому из митрополитов по смерти епископа, подвластного его престолу, отнимать или присвоять имение его, или церкви его, но да состоит оно под охранением клира тоя церкви, коея предстоятелем был представившийся, даже до произведения иного епископа; разве когда не останется клириков в оной церкви. Тогда митрополит да соблюдает оное в целости и все да передаст епископу, который поставлен будет.

     Ср. пр. Ап. 40; IV Всел. 22 и 25; Антиох. 24; Карф. 31 и 92.

  1. Возобновляя законоположенное сто пятидесятью Святыми отцами, собравшимися в сем Богохранимом и царствующем граде (2 Вс. Собора прав, 3), и шестьсот тридцатью собравшимися в Халкидоне (4 Вс. Собора прав. 28), определяем: да имеет престол Константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима, и как сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же оного да числится престол великого града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима.

     Ср. пр. I Всел. 6 и 7; II Всел. 2 и 3; IV Всел. 28.

  1. Понеже в разные времена были варварския нашествия, и от того множайшие грады стали порабощены беззаконными, и по сей причине предстоятелю такового невозможно было, по совершении над ним рукоположения, прияти свой престол, утвердитися на нем в состоянии священноначальственном, и тако по преданному обычаю, рукоположения и все, что епископу свойственно, производить и совершать, того ради мы, соблюдая священству честь и уважение и желая, чтобы порабощение от язычников отнюдь не действовало ко вреду церковных прав, постановили: да тако рукоположенные и, по вышеизложенной причине, на свои престолы не вступившие не подлежат за сие предосуждению; почему и рукоположения в разные степени клира, по правилам, да совершают, и преимуществом председания да пользуются, и всякое происходящее от них начальственное действие да будет призначаемо твердым и законным. Ибо нуждою времени и препятствиями в соблюдении точности не должны стесняемы быть пределы управления.

     Ср. пр. Ап. 36; VI Всел. 39; Анкир. 18; Антиох. 18.

  1. Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: если царскою властью вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределением да следует и распределение церковных дел (IV Всел. Собора прав. 17).

     Ср. II Всел. 3; IV Всел. 17.

  1. Понеже брат и сослужитель наш Иоанн, предстоятель острова Кипра, купно со своим народом, по причине варварских нашествий, и дабы освободиться от языческого рабства, и верно покорствовать скипетру Христианской державы, из упомянутого острова переселился в Геллеспонсткую область промышлением человеколюбивого Бога и тщанием Христолюбивого и благочестивого царя нашего, то мы постановляем: да будут сохранены неизменными преимущества, данные престолу выше наименованного мужа, от Богоносных отец, во Эфесе некогда собравшихся, да имеет новый Иустинианополь права Костантинополя, и учреждаемый в оном Боголюбезнейший епископ да начальствует над всеми епископами Геллеспонския области, и да будет поставляем от своих епископов по древнему обычаю. Ибо и Богоносные отцы наши рассудили, да будут соблюдаемы обычаи каждые Церкви, и епископ града Кизического подчиняется предстоятелю реченного Иустинианополя, по примеру всех прочих епископов, подвластых вышереченному Боголюбезнейшему предстоятелю Иоанну, от которого, когда потребно будет, и самого Кизика града епископ да поставляется.

     Настоящее правило служит основанием для существования Русской Зарубежной Церкви. Оно оправдывало принятие Высшего Церковного Управления Юга России в Константинополе и предоставление ему там прав юрисдикции над русскими беженцами, а потом для обоснования Русского Церковного Управления в виде Соборов и Синода на территории Сербской Православной Церкви.

  1. Понеже присоединяться Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма спасительно, то мы должны не без испытания безвременно принимать избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдать переданное нам от отцев постановление: и сего ради должно принимать обет жизни по Богу, как уже твердый и происходящий от ведения и рассуждения, после полного раскрытия разума. И тако намеревающийся вступить под иго монашества да будет не менее, как десятилетний, но и для такового во власти начальствующого состоит разсмотрение, не признает ли он за полезнейшее продолжить ему время, пред введением в жизнь монашескую и утверждением в оной. Ибо хотя великий Василий в священных его правилах законополагает, чтобы добровольно посвящающую себя Богу и избирающую девство по исполнении ей семнадцати лет сопричислять к чину дев; однако мы, последуя примеру правил о вдовицах и диаконисах, по соответствию определии: для избравших житие монашеское вышереченное число лет. Ибо у Божественного Апостола предписано: шестидесяти лет вдовицу избирать в Церкви (1 Тим. 5:9); а священные правила передали диаконису поставлять сорока лет: понеже усмотрено, что Церковь, благодатию Божией, прияла большую крепость и преспеяние, и верные в соблюдении Божественных заповедей тверды и благонадежны. Сие и мы совершенно уразумев, сообразно с сим определили: намеревающегося начать подвиги по Богу, скоро знаменать знамением благодати, как некоею печатью, сим самым споспешествуя ему не коснеть долго, не колебаться, более же поощряя его к избранию добра и ко утверждению в оном.

     Исходя из того, что Православие укрепилось, настоящее правило понижает возраст для пострижения в монашество по сравнению с указанным в 18 правиле Василия Великого. Ср. Карф. 140.

<<назад     содержание     вперед>>

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы