Православные молитвы

Правила Вселенских Соборов

Часть 4

  1. Желающие во градах, или в селениях удаляться в затворы и себе в уединении внимать должны первее входить в монастырь, приобучаться к житию отшельническому, повиноваться в течении трех лет начальнику обители в страхе Божием, и во всем, как подобает, послушание исполнять, и тако изъявлять свое произволение на таковую жизнь и испытываться от местного настоятеля: от всего ли сердца добровольно присоединяются к оной. Посему и еще в продолжении года должны терпеливо пребыть вне затвора, дабы более намерение их открылось. Ибо тогда они подадут совершенное удостоверение в том, что не ради искания тщетные славы, но ради самого истинного блага, стремятся к сему безмолвию. По исполнении же толикого времени, если пребудут в том же намерении, да вступают в затворничество; но им уже не позволяется исходить, по произволению, из такового пребывания; разве когда сего потребует общественное служение или польза, или иная необходимость, претящая даже смертью, и то с благословением местного епископа. Дерзающих же без реченных причин исходить из своих обитаний, во-первых, заключать в упомянутом затворе и противу желания их; затем постами и иными строгостями их исправлять; понеже ведаем, как по реченному в Писании: никтоже возложивший руку на рало и обращающийся вспять, управлен есть в Царствие Небесное (Лук. 9:62).

     Ср. IV Всел. 4; Двукр. 4.

  1. Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили.

     Ср. IV Всел. 4; Двукр. 4.

  1. Позволительно христианину избрать подвижническое житие, и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступить в монастырь, и пострищися по образу монашескому, если бы и обличен был в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог рек: грядущого ко Мне не изжену вон (Ин. 6:37). Понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния, то искренно присоединяющогося к оному одобряем; и никакой прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнить свое намерение.

     Ср. IV Всел. 4; Двукр. 2 и 4.

  1. Монах, обличенный в любодеянии или поемший жену в общение брака и сожития, да подлежит по правилам епитимии блудодействующих.

     Ср. IV Всел. 16; Анкир. 19; Василия Вел. 6, 18, 19 и 60.

  1. Понеже мы уведали, что в неких женских монастырях, приводящие имеющих сподобиться оного священного образа, первее облекают их шелковыми разноцветными одеждами, испещренными златом и драгоценными камнями, и с приступающих таким образом ко алтарю, снимают столь великолепное одеяние, и в тот же час над ними совершается благословение образа монашеского, и их облекают в черное одеяние, того ради определяем: да отныне сего отнюдь не бывает. Ибо неблагоприлично, чтобы, по собственному произволению, отложившая уже всякую приятность житейскую, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в оной непреклонными мыслями и тако к монастырю приступившая, чрез таковое тленное и исчезающее украшение возвратилась к воспоминанию о том, что уже предала забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся и возмутилась в душе, по подобию волн потопляющих, туда и сюда вращающих, так что, иногда и проливая слезы, не являет она тем сердечного сокрушения; но если, что свойственно есть, и упадет малая некая слеза, то и сия видящим возомнится происходящею не толико от усердия к подвигу монашескому, колико от разлучения с миром и с тем, что в мире.
  1. Избравшие подвижническое житие и определенные в монастыри, отнюдь да не исходят. Если же неизбежная некая нужда побудит их к сему: да делают сие по благословению и соизволению настоятельницы; но и тогда исходить должны не одне сами по себе, а с некоторыми старицами, и с первенствующими в монастыре, по повелению игумении. Ночевать же вне монастыря совсем не позволяется им. Такожде и мужи, проходящие житие монашеское, да исходят, когда настоит нужда, по благословению того, кому вверено начальство. Посему те, кои преступают сие нами постановленное определение, мужи или жены, да подвергнутся приличным епитимиям.

     Ср. VI Всел. 47.

  1. Ни жена в мужском монастыре, ни муж в женском да не спит. Ибо верные должны быть чужды всякого преткновения и соблазна, и благоучреждать жизнь свою сообразно с благоприличием и благоприступанием ко Господу (1 Кор. 7:35). Если же кто сие учинит, клирик ли, или мирянин: да будет отлучен.

     Ср. VII Всел. 18 и 20.

  1. Жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучается с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа. Если же достойна явится: да возведется в достоинство диаконисы.

     Ср. VI Всел. 12.

  1. Возобновляя и сие священное правило (4 Вс. Собора прав. 24), определяем, дабы единожды освященные, по изволению епископа, монастыри пребывали навсегда монастырями, и принадлежащее оным имение соблюдалось монастырю, и дабы оные уже не могли быть мирскими обиталищами, и ни кем не могли быть переданы мирским человекам. Если же доныне сие и случалось с некими из оных, то определяем: да отнюдь не будут удерживаемы; дерзающие же от настоящего времени творить сие, да подлежат епитимии по правилам.

     Ср. Ап. 38; IV Всел. 24; VII Всел. 12, 13 и 17; Двукр. 1.

  1. Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Если же кто усмотрен будет творящим сие: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен от общения церковного.

     Ср. Ап. 42 и 43.

  1. Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериные творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного.

     Ср. VI Всел. 24; Лаод. 54; Карф. 18.

  1. Во все дни поста святые четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая литургия бывает не иная, как преждеосвященных даров.

     Хорошее объяснение этого правила дает Еп. Иоанн Смоленский: "Так как четыредесятница есть время всеобщего для христиан покаяния и исповедания грехов, то Св. Церковь всех их на это время подвергает как бы епитимьи, которую в другое время налагают только на некоторых, именно: предлагает верующим только чтение молитвословий и слова Божия, но не дает им видеть совершение таинства тела и крови Христовой. Но для немощных духом и телом, и вообще для того, чтобы продолжительным лишением св. даров не ослабить нашего духа, Церковь являет нам в продолжении седмиц поста дары преждеосвященные... Литургия есть священнодействие торжественное.... Но четыредесятница есть время сердечного сокрушения о грехах... Поэтому Церковь и неприличным признает, и как бы не дерзает в сокрушении духа совершать в эти дни полную литургию". (Опыт Курса Церковного Законоведения, т. 1 стр. 459-560).

  1. Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в неких местах, некоторые восприемлющие детей от святого и спасительного крещения после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими, то определяем: дабы от настоящого времени ничто таковое не было творимо. Если же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящие сие: таковые, во-первых, да отступят от сего незаконного супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих.

     Духовное родство образовывается при восприемничестве между восприемниками и крестником, восприемником и родителями его крестника. В Византии по аналогии между кровным и духовным родством были законы, запрещающие браки при духовном родстве до 7 степени включительно, но для этого не было канонического основания. Российский императорский закон в строгом соответствии в пр. VI Всел. 53 предписывал что: "1) восприемник не может взять в жены свою духовную дочь (первая степ.) и 2) кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери (вторая степ.)".

  1. Божественное писание ясно научает нас: да не приступиши ко всякому ближнему плоти своея открыти срамоты его (Лев. 18:6). Богоносный Василий, в правилах своих, некоторые из запрещенных браков исчислил, а весьма многие прешел молчанием, и чрез то и другое устроил нам полезное. Ибо, избегая множества постыдных именований, дабы таковыми названиями не осквернить слова, он означил нечистоты общими наименованиями, чрез кои показал нам беззаконные браки в общем виде. Но понеже, чрез таковое молчание и неразличительное запрещение беззаконных браков, естество само себя смешивало, то мы признали нужным открыто изложить сие, и определяем отныне: если кто совокупляется в общение брака со дщерью брата своего, или если отец и сын с матерью и дщерью, или с двоюродными сестрами отец и сын, или с двоюродными братьями матерь и дочь, или двоюродные братья с двоюродными сестрами, — да подвергаются правилу семилетней епитимии, явно по разлучении их от беззаконного супружества.

     Слово "exadelphi" в Книге Правил переведено как "двоюродная сестра". Однако, на самом деле это значит дщерь брата, т.е. племяница. Ср. Неок. 2; Вас. Вел. 23, 78 и 87; Тим. Ал. 11.

  1. Поскольку мы уведали, что обитающие во граде Риме, во святую четыредесятницу, в субботы ея постятся, вопреки преданному церковному последованию, то святому собору угодно, да и в Римской церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: если кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящийся, кроме единые токмо, да будет извержен, если же мирянин, да будет отлучен (Ап. пр. 64).

     Ср. Ап. 64 и Гангр. 18.

  1. Уведали мы такожде, что в Армянской стране и в иных местах в субботы и воскресные дни святые четыредесятницы, ядят некоторые сыр и яица. Того ради за благо признано и сие, да Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается, как от всякого заклаемого, так и от яиц и сыра, которые суть плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены.

     Ср. Ап. 64 и 69.

  1. Не подобает приносить ко алтарю мед и молоко.

     Ср. Ап. 3 и Карф. 46 с объяснениями.

  1. Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе Божественные тайны, когда есть епископ или пресвитер, или диакон. Дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковного, вразумляяся тем не мудрствовать более, еже подобает мудрствовать (Рим. 12:3).

     В первые века христианства, особенно во время гонений, случалось, что верующие уносили домой св. причастие и причащались сами, своими руками. Однако, это влекло за собой преступления недостатка благоговения. Кроме того, вследствие этого обыкновения некоторые миряне и в храме хотели сами себе подавать причастие, а не принимать его из рук священников. Настоящее правило устраняет такое злоупотребление и неуместную претензию мирян.

  1. Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся: но хотящие удостоиться пречистого просвещения к Кафолическим Церквам да приходят и там сего дара да сподобляются. Если же кто обличен будет не хранящим постановленного нами: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

     Строгость сего правила, в случаях необходимости и несомнительных, облегчать дана власть Епископу, 31 правилом сего же Собора. Ср. VI Всел. 31 и объяснение.

  1. Поскольку Апостол вопиет, что присоединяющийся Господу, един дух есть с Господом (1 Кор. 6:17): то явно есть, что и противнику себе усвояющий бывает едино с ним, по общению. Посему рассуждено: лицемерно беснующихся и таковый образ действий, по злости нравов, притворно на себя приемлющих наказывать всяким образом и подвергать их таким же суровостям и трудам, каковым подлинно беснуемые, ради освобождения от демонского действия праведно подвергаются.

     Ср. Ап. 79; Василия Вел. 83.

  1. Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам (старейшие волхвы), или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, как глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром? (2 Кор. 6:14-16).

     Ср. VI Всел. 65; Анкир. 24; Лаод. 36; Василия Вел. 65, 72, 81 и 83; Григория Нисск. 3.

  1. Так называемые календы, вота, врумалия и народное сборище в первый день месяца марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Такожде и всенародные женския плясания, великий вред и пагубу наносить могущия, равно и в честь богов, ложно так эллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнусного имени Диониса, и при вливании вина в бочки не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного.

     Под именем календ, запрещается празднование первого дня каждого месяца, с обрядами и увеселениями от язычества происшедшими, под именем Вота, — остатки языческого празнования в честь Пана; под именем Врумалия, — остатки празднования в честь языческого божества Диониса или Вакха, коего одно из названий есть Вромий. Ср. VI Всел. 24, 51 и 65; Лаод. 54; Карф. 55 и 74.

  1. Повести о мучениках, врагами истины лживо составленные, дабы обезславить Христовых мучеников и слышащих привести к неверию, повелеваем не обнародовать в церквах, но предавать оные огню. Приемлющих же оные или внимающих оным, как будто истинным, анафематствуем.

     Ср. Ап. 60; VII Всел. 9; Лаод. 59.

<<назад     содержание     вперед>>

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы