Православные молитвы

     Год, когда состоялся Гангрский Собор, историками точно не установлен. Даты указываются от 340 до 376 г. Созван он был в Гангре, главном городе Пафлагонии, по поводу действий полуарианина Евстафия, епископа Севастийского и его последователей. На Соборе председательствовал епископ Евсевий Никомидийский. Участвовало в Соборе 13 епископов. Кроме 21 Правила, сохранилось послание Гангрского Собора, не вошедшее в Книгу Правил, в котором отцы объясняют причины, вызвавшие необходимость этого Собора: Евстафий и его последователи осуждали брак и учили, что состоящие в браке не спасутся. Последователи Евстафия носили особую одежду и постились в воскресные дни. Вообще, под видом благочестия они выступали против всего церковного строя и образа жизни..

  1. Если кто порицает брак, и гнушается верною и благочестивою женой, с совокупляющеюся своим мужем или её порицает, как немогущую войти в Царствие, тот да будет под клятвой.

     Ср. Ап.5 и 51;6 Всел.13; Гангр. 4, 9, 10 и 14.

  1. Если кто-либо осуждает человека, с благоговением и верою вкушающего мясо (кроме крови, идоложертвенного и удавленины), как не имеющего упования по причине его вкушения — да будет под клятвой.

     Ср. Ап. 51 и 53; Анкир.14; Св. Василия Вел. 86.

  1. Если кто-либо под предлогом благочестия учит раба презирать своего господина, уклоняться от служения и не с усердием и всякой честью служить своему господину — да будет под клятвой.

     Ср. Ап. 82.

  1. Если кто-либо о женатом пресвитере рассуждает, что он не достоин причащаться Приношения, когда таковой совершил Литургию, — да будет под клятвой.

     Ср. Ап. 5; I Всел. 3; VI Всел. 13; Гангр. 1, 9 и 10.

  1. Если кто-либо учит невозбранно пренебрегать домом Божиим и бывающими в нем собраниями, — да будет под клятвой.

     Правило издано против секты евстафиан, отрицавших потребность храмов для молитвы. Ср. Гангр. 20; Сардик. 11.

  1. Если кто-либо вне церкви составляет особые собрания и, презирая церковь, церковное творить хочет, не имея с собой пресвитера по воле епископа, — да будет под клятвой.

     Правило тоже издано против секты евстафиан, которые устраивали молитвенные собрания с неженатыми пресвитерами по своему выбору, не считаясь с епископом. Их собрания подходят под определение Св. Василия Великого того, что называется самочинным сборищем (пр. 1). Ср. Ап. 31; II Всел. 6; IV Всел. 18; VI Всел. 31 и 34; Антиох. 2 и 5; Карф. 10 и 11; Двукр. 13, 14 и 15.

  1. Если кто-либо хочет принимать или раздавать церковные плодоприношения вне церкви без воли епископа или того, кому поручены таковые, и хочет творить не по воле его, — да будет под клятвой.

     Ср. Ап. 38 с толкованием и параллельными правилами. Настоящее правило подтверждает принцип, что вся хозяйственная жизнь Церкви тоже должна управляться епископом. Противление его воли является грехом.

  1. Если кто-либо дает или приемлет плодоприношения мимо епископа или поставленного управлять благотворениями, то и дающий, и приемлющий да будет под клятвой.

     См. пояснение к предыдущему правилу.

  1. Если кто-либо девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и святыни девства, да будет под клятвой.

     Ср. Ап. 5 и 51 с пояснением и параллельными правилами.

  1. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет под клятвой.

     См. примечание к предыдущему правилу.

  1. Если кто презирает творящих вечери любви по вере и созывающих братию в честь Господа и не хочет иметь общение в приглашениях, низким почитая творимое, да будет под клятвой.

     Здесь речь идет не о трапезах любви по вере, упоминаемых в 27 и 28 Лаод., а о трапезах, устраиваемых во имя Господа. Это было делом благотворительности, но евстафиане осуждали такие трапезы и запрещали посещать их.

  1. Если кто из мужей, ради мнимого подвижничества, употребляет суровую верхнюю одежду и, якобы от сего получая праведность, осуждает тех, которые со благоговением носят шелковые одеяния и употребляют общую и обыкновением принятую одежду, да будет под клятвой.

     Под шелковым одеянием, носимым "со благоговением", по-видимому, надо понимать церковные облачения, поскольку, вслед за тем упоминается, что те же лица "употребляют общую и обыкновением принятую одежду". Это правило тоже направлено против евстафиан и их протестантских тенденций. Ср. VI Всел. 27 и VII Всел. 16.

  1. Если некая жена, ради мнимого подвижничества, переменит одеяние и, вместо обыкновенной женской одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвой.

     Ср. VI Всел. 62.

  1. Если какая-нибудь жена оставит мужа и отойти восхочет, гнушаясь браком, да будет под клятвой.

     Ср. Гангр. 1 и параллельные правила.

  1. Если кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к подобающему благочестию, но, под предлогом отшельничества, не радит о них, да будет под клятвой.

     Правило направлено тоже против евстафиан, учивших, что родители должны оставлять детей для того, чтобы отдаваться аскетической жизни. Ср. Карф. 44.

  1. Если какие-нибудь дети, под предлогом благочестия, оставят своих родителей, особенно верных, и не воздадут подобающей чести родителям, да будут под клятвой. Впрочем, правоверие да будет ими соблюдаемо предпочтительно.

     Если родители, под предлогом благочестия, не должны покидать детей, то и дети обязаны заботиться о родителях и почитать их, — даже и в том случае, если родители еретики. Только если действительно перед детьми станет вопрос о том, кому повиноваться: Церкви или родителям, требующим от них чего-либо несогласного с Православием, они должны предпочтительно соблюдать правоверие. Ср. пр. 17, 18 и 19.

  1. Если какая-нибудь жена, ради мнимого подвижничества, острижет свои волосы, которые Бог дал ей в напоминание подчиненности, то таковая, как нарушающая заповедь подчиненности, да будет под клятвой.

     Женщины не должны стричь своих волос, по указанию Апостола Павла, в знак подчиненности (1 Кор. 3 и сл.). Евстафиане, отрицая брак, побуждали жен бросать своих мужей, во имя ложно понятого аскетизма, и, в знак независимости, позволяли им стричь волосы.

  1. Если кто, ради мнимого подвижничества, постится в воскресный день, да будет под клятвою.

     Ср. Ап. 64 с толкованием и параллельными правилами.

  1. Если кто из подвижников без телесной нужды, кичась, разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая, притом, в полном разуме, да будет под клятвой.

     Евстафиане отвергали посты по гордости, считая, что уже достигли совершенства и не нуждаются в покаянии. Ср. Ап. 69 и параллельные правила.

  1. Если кто-либо, придя в надменное расположение, гнушаясь осуждает собрания в честь мучеников и совершаемые в оных служения и памяти их, да будет под клятвой.

     Ср. Гангр. 5.

  1. Сие же пишем, поставляя преграды не тем, которые в Церкви Божией, по Писанию, подвижничествовать желают, но тем, которые подвижничество приемлют в повод гордости, возносятся над живущими просто и, вопреки Писаниям и церковным правилам, вводят новости. Таким образом, мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем; и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем, и богатства с правдою и благотворением не уничижаем; и простоту и малоценность одежд, употребляемых только ради попечения о теле неизысканного, похваляем, а изнеженного в мягкой одежде хождения отвращаемся. И домА Божии почитаем, и собрания, бывающие в них, как святые и полезные приемлем, не заключая благочестия в домах, но почитая всякое место, созданное во имя Божие; и хождение в церковь Божию на пользу общую приемлем; и избыточествующие благотворения братии, по преданиям, посредством Церкви нищим бывающие, ублажаем; и, да речем вкратце, желаем, да бывает в Церкви все, принятое от Божественных Писаний и Апостольских Преданий.

     Правило подводит итоги всем указаниям предыдущих правил, изданных против учения евстафиан.

<<назад     содержание     вперед>>

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы